В работе была предпринята попытка проследить этапы развития марийцев (черемисов), начиная с присоединения русскими Казанского ханства до образования их первого государства, а именно до подписания декрета об образовании Марийской автономной области. Процесс присоединения ханства русскими, положения черемисов во время и после включения ханства в состав Российского государства были изучены с российских исторических документов XVIII века II половины до начала ХХ века. Такие вопросы, как возникновение названия «мари» и формирование марийского национального самосознания и последующие этапы его развития, а также социоэкономическое и социокультурное положение народа мари и образование первого марийского государства были рассмотрены путем обработки российских публикаций и документов. Информация и выводы, полученные из рассматриваемых источников, были переданы путем их сравнительного контент-анализа. Замечено, что результаты, полученные в рамках обзора, обогатят литературу по одному из финно-угорских народов — марийцам.
Ключевые слова: финно-угры, черемисы, марийцы, мари, Мари ушем, Наркомнац отдел мари, съезды народа мари, Марийская автономная область.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, марийцами себя назвали 423 803 человека. Федеральные единицы с наибольшим населением марийцев можно перечислить следующим образом: Республика Марий Эл (246 560), Республика Башкортостан (84 988), Кировская область (18 766), Республика Татарстан (15 666) и Свердловская область (13 995) [1].
Этимология имени, которым эти люди определяют себя, такова: мари (марий, мары, маре, мäрӹ) и означает «человек, мужчина, муж». Среди народов, являвшихся ближайшими соседями марийцев, удмурты называли их «пор», казанские татары — «чирмеш», чуваши — «сярмыс», а русские называли их «черемис» [2, с. 81].
Если марийцев, известных сегодня как один из народов финно-угорской языковой семьи, в средние века называли «черемисами», то до середины XI века это было не название племени — это название представляло совокупность территориально-племенных объединений, говорящих на разных диалектах одного корня и имеющих сходную культуру и образ жизни, иными словами, этнолингвистическую группу. Таким образом, черемисы раннеисторического периода составляли лишь этническую основу черемисов (марийцев), возникших в составе центрального русского государства в период развитого феодализма [3, с. 110–111].
В XV веке большая часть земель, населенных марийцами, входила в состав Казанского ханства. География горных марийцев располагалась в западной части ханства, граница которого проходила по реке Суре, а на севере граница проходила по поселениям луговых марийцев и удмуртов. Марийцы жили в Галицкой, Алатской и Арской даругах ханства. Видно, что в этот период стали ясны границы Марийского края. Эти границы практически совпадают с границами нынешней Республики Марий Эл [4, с. 205].
В период Казанского ханства марийцев по-прежнему называли «черемисами». В «Казанской истории» приводятся сведения о том, что срачины (не христиане в лице волжских булгар, позднее казанских татар) и черемисы образовывают ханство. Казанский летописец сообщал, что черемисы состояли из горных и луговых черемисов, а также черемисов, живших по рекам Кокшага и Ветлуга [5, с. 19, 60].
В 1551–1552 годах горные черемисы и остальное население горной области Казанского ханства не оказали сильного сопротивления русским и присягнули на верность. Хотя луговые марийцы и остальные марийцы левобережья Волги вели беспрецедентную вооруженную борьбу, они не могли не стать подданными Московского государства. Датой присоединения Марийского края к России является 1557 год, а не 1552 год. Причину такого положения можно объяснить следующим образом: несмотря на то, что казанские луговые мари присоединились к русскому царю в 1552 году, битва черемис длилась пять лет, начиная с 1552 года, а завершилась в 1557 году подчинением представителей всех групп марийского населения левого берега [6, с. 35–36], [7, s. 264].
После присоединения к Российскому государству до XVIII века под черемисами подразумевают марийцев, чувашей и иногда удмуртов. В источниках XVIII — начала XX вв. становится ясно, что под именем «черемисы» упоминаются только марийцы, очень редко чуваши и удмурты [8, с. 118].
После 1552 года, когда казанцы были включены к русским, в соответствии с политикой России, в судьбе черемисов (марийцев) стали происходить коренные перемены. Российское правительство проводило различную политику: миссионерскую, образовательную, земельную, социальную [6, c. 39–40, 42–50, 54–60], [9, c. 12, 33–35, 40, 40, 43, 48–49, 65, 67–68, 124–125], [10, c. 433–434], [11, c. 243–245, 261–262, 263, 266–267], [12, c. 16–20, 66, 68–71, 75–76], [13, c. 189–190, 195–196].
Первая русская революция (1905 г.) оказала значительное влияние на формирование национального самосознания марийцев. Так, помимо развития литературы и литературной жизни на родном языке, была заложена основа для развития печати, а первым периодическим изданием стал научно-популярный и просветительский «Марла календарь», вышедший в 1907 году. Календарь связывал сохранение марийского языка, традиций и обычаев с формированием национального самосознания. После этого среди марийской интеллигенции стала зарождаться идея самоопределения (национальной идентичности). Об этом свидетельствует тот факт, что название календаря было выбрано «марийский», а не «черемисский» [14, c. 125], [15, c. 129], [16, c. 48], [17, c. 56], [18, c. 20], [19, c. 5–6].
Февральская революция 1917 года, повлекшая за собой отстранение Николая II от власти, способствовала возникновению марийского общественного движения за автономию. Так, 19 марта 1917 года на встрече марийских солдат и младших офицеров Уфимского гарнизона совместно со служащими из мари возникла идея создания организации «Мари Ушем» («Союз мари»). В конце марта того же года под руководством преподавателя учительской семинарии Василия М. Иванова было создано Бирское общество мари. Таким образом, возникло национальное движение, в которое вошли марийские военные, студенты, преподаватели и духовенство. В Марийском крае первые такие общины возникли в Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола) и Морках (луговомар. Морко). Союзы мари находились под эгидой «Центрального союза мари» в Казани и, следовательно, координировались им же. Дискурс этих организаций не содержал политических лозунгов, направленных против власти, а включал призывы к просвещению и развитию национальной культуры и образования среди своих сограждан [20, с. 28–31], [21, с. 34], [22], [23].
В мае 1917 года в Казани состоялся I Съезд мелких народностей Поволжья. Присутствовавший на этом съезде представитель марийской делегации в своем выступлении говорил о культурной автономии и выразил необходимость создания условий для возрождения и развития марийского языка и культуры. Вопрос административно-территориальной автономии в рамках будущего федеративного государства также обсуждался среди делегатов съезда, но был сделан вывод, что эта идея еще не созрела [22].
Затем, 15–25 июля 1917 г., в Бирске состоялся I Всероссийский съезд народа мари. Делегаты — представители марийского национального движения, поддерживая Временное правительство и Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, будут представлять интересы эсеров до заседания Учредительного собрания. Поэтому участники съезда считали правильными идеи эсеров о сохранении соотношения национального представительства в органах местного самоуправления, создании национальных земских учреждений, деятельность в которых осуществлялась бы на родном языке местного населения. Исходя из этого, в решении первого съезда требование владения марийским языком было включено в качестве основного условия при назначении на должность госслужащего в регионах с высокой плотностью марийского населения. Кроме того, делегаты говорили об обеспечении образования на родном языке, создании в университетах кафедр родного языка, народной истории и этнографии. Другое решение, принятое на съезде, касалось издания газет и журналов, в результате чего в конце августа 1917 года начала выходить газета «Ӱжара» (мар. Заря). В губерниях с высокой численностью марийского населения, таких как Казанская, Вятская, Уфимская, были созданы просветительские организации, поддерживающие демократическое марийское национальное движение [20, с. 29–30], [21, с. 34], [23], [24, с. 40–41], [25, с. 99].
Следующий марийский съезд из-за отсутствия делегатов из Костромы, Нижнего Новгорода и Перми был преобразован в областной и прошел в Казани 12–24 февраля с участием представителей Казанской, Вятской и Уфимской губерний. Одним из важнейших результатов съезда стало решение о необходимости создания отдела мари при Совнаркоме (позже созданного как Отдел мари Наркомнаца) и Комиссариата мари, подчиненного Казанскому губернскому Совету. На съезде была избрана делегация Комиссариата мари в составе Владимира А. Мухина (Сави), Николая А. Алексеева и других. Еще одним важным решением, принятым на съезде, было исключение названия «черемис», используемого для марийца из-за его не национального происхождения, и замена его национальным названием «мари», имеющим исторические корни [23], [25, c. 102–103].
С началом работы Комиссариата мари «Центральный союз мари» активизировал свою работу и весной 1918 года объявил о подготовке II Всероссийского съезда народа мари. Съезд начал свою работу 7 июня 1918 года в здании Казанской инородческой учительской семинарии, председателем его был избран Леонид Я. Мендиаров, директор Царевококшайской учительской семинарии, а его заместителями — П. П. Глезденев и Н. Н. Орлов. Приоритетным вопросом на съезде стал вопрос Татаро-Башкирской Советской Республики, который приобрел большое значение, а поскольку положение марийского народа было неясным, съезд выступил против нее. Более позитивно делегаты оценили возможность совместной автономии народов Поволжья и Урала. После этого съезда осенью 1918 года деятельность «Союза мари» была прекращена, а 17 декабря «Центральный союз мари» был упразднен [23].
Отдел мари, созданный в составе Наркомнаца, стал играть ведущую роль, став проводником идей победивших большевиков и организовав в феврале 1920 года Всероссийское совещание активных работников мари. После этой встречи начался обратный отсчет времени, когда народ мари обретет автономию [25].
На начальном этапе образования первого марийского национального государства в европейской части РСФСР проживало 398 810 марийцев довольно компактным населением в Краснококшайском (бывший Царевококшайский) и Козьмодемьянском уездах, на северо-востоке Чебоксарского уезда Казанской губернии, на юго-западе Уржумского уезда, на юге Яранского и на западе Малмыжского уездов Вятской губернии, на востоке Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Таким образом, существовали общее жизненное пространство и языковое сходство, являющиеся непременными предпосылками государственности. Процесс образования Марийской автономной области длился восемь месяцев, и в результате этого процесса 4 ноября 1920 года ВЦИК и Совнарком издали декрет о создании Марийской автономной области в составе РСФСР [25, с. 104–105], [26, с. 16–17].
Выводы. Вданном исследовании рассмотрена политическая история народа мари, охватывающая период со второй половины XVI века до первой четверти XX века. Хотя исследование не охватывает период до XVI века, из анализа, проведенного на основе чтений о XVI веке и письменных источниках, описывающих это столетие, становится ясно, что Марийский край и его народ прошли через сложные исторические процессы. Несмотря на политику, проводившуюся Российским государством в связи с доминированием русской власти на марийских землях в XVI веке, народу мари удалось продолжить свое существование, сохранив свое культурное единство и общий язык. В этом исследовании были обнаружены две наиболее важные причины такой ситуации. Во-первых, они продолжают поддерживать поземельную социально-экономическую модель жизни, обеспечивающую сохранение кланово-племенной системы управления. Второе вытекает из того, что вплоть до начала XX века, помимо официальной власти, существовала и своя форма внутренней организации, основанная на традиционных верованиях.
С другой стороны, марийцы не могли достичь политического единства, которое позволило бы сформировать раннее государство. Ни до перехода Марийского края к Русскому царству в XVI веке, ни до Октябрьской революции 1917 года на землях, где проживали марийцы, не была сформирована какая-либо собственная государственная институциональная структура. Потому что, прежде всего, они находились между геополитической борьбой славян и тюрков. Такая ситуация сложилась со времен Средневековья, когда Марийский край располагался на геополитической оси. С другой стороны, в Российском государстве не существовало традиции связывать национальный состав населения государства с административно-территориальным делением. В результате территория, на которой проживали марийцы, не была выделена и после присоединения территории Казанского ханства.
Свержение самодержавия и официальное признание собственного имени «мари» сыграли важную роль в развитии национального самосознания. После этого процесса ускорилось объединение усилий на пути этнической консолидации, национально-культурной автономии, социоэкономического и социокультурного развития. Но иными словами, хотя в стране и начали зарождаться национальные движения, марийцев еще рано было называть «нацией».
Ясно также, что построение будущего марийского народа в соответствии с положениями программы марийского национального движения 1917–1918 годов возможно только в условиях региональной автономии. Здесь стоит отметить, что данная ситуация представляет собой первый этап процесса строительства национального государства в Марийском крае, и стремление к национально-региональной автономии в этот период официально не выражалось. Второй этап — процесс подготовки и принятия автономии марийского народа — проходил с марта 1918 по октябрь 1920 года. Третий этап, с 1920 по 1936 год, не освещенный в данной работе, включает процесс становления национального государственного устройства автономной области и преобразования ее в автономную республику, которая оставалась таковой до 1993 года.
Литература:
- Всероссийская перепись населения 2020 года. — Текст: электронный // Том 5 Национальный состав и владение языками. Таблица 1 Национальный состав населения: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami (дата обращения: 16.02.2024).
- Юрчёнков, В. А. Финно-угорские народы России: генезис и развитие: учеб. пособие / В. А. Юрчёнков. — Саранск: Гуманитарный научно-исследовательский институт Республики Мордовия, 2011. — 220 c. — Текст: непосредственный.
- Козлова, К. И. Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии / К. И. Козлова. — Текст: непосредственный // Происхождение марийского народа. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1967. — С. 110–119.
- Хамидуллин, Б. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование / Б. Хамидуллин. — Казань: Татарское книжное издательство, 2002. — 332 c. — Текст: непосредственный.
- ПСРЛ. Т. 19: История о Казанском царстве (Казанский Летописец) / ПСРЛ.. — 1-е изд. — С.-Петербург: Типография И. Н. Скороходова, 1903. — 526 c. — Текст: непосредственный.
- Смирнов, И. Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. — Казань: Типография Императорского университета, 1889. — 265 c. — Текст: непосредственный.
- Свечников, С. К. Присоединение Марийского края к русскому государству: монография / С. К. Свечников. — Казань: Яз, 2014. — 268 c. — Текст: непосредственный.
- Димитриев, В. Д. О значении этнонима «черемисы» в русских и западноевропейских источниках XVI — начала XVIII веков / В. Д. Димитриев. — Текст: непосредственный // Ученые записки. — 1964. — № 27. — С. 118–132.
- Баженов, Н. К. Казанская история. Ч. 2: По покорении Казани / Н. К. Баженов. — Казань: Типография Л. Щевица, 1847. — 146 c. — Текст: непосредственный.
- Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях глазами главных деятелей. Книга I. Выпуски первый, второй и третий / Н. И. Костомаров. — Москва: Книга, 1990. — 770 c. — Текст: непосредственный.
- Перетяткович, Г. И. Поволжье в XV-XVI веках. Очерки из истории края и его колонизации / Г. И. Перетяткович. — Москва: Типография Грачева, 1877. — 331 c. — Текст: непосредственный.
- Баженов, Н. К. Казанская история. Ч. 3: Казанская губерния / Н. К. Баженов. — Казань: Типография Л. Щевица, 1847. — 148 c. — Текст: непосредственный.
- Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях глазами главных деятелей. Книга III. Выпуски шестой и седьмой / Н. И. Костомаров. — Москва: Книга и бизнес, 1992. — 718 c. — Текст: непосредственный.
- Домокош, П. Формирование литературы малых уральских народов. Перевод с венгерского / П. Домокош. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1993. — 288 c. — Текст: непосредственный.
- Иванов, А. А. Из истории зарождения и становления печатного дела в Республике Марий Эл (конец XIX — первая треть XX в.) / А. А. Иванов, О. М. Петров. — Текст: непосредственный // Вестник Мариийского государственного университета. — 2020. — Серия «Исторические науки. «Юридические науки». — 2020. — T. 6. — № 2. —С. 128–134.
- Сануков, К. Н. Национальные отношения среди народов Поволжья и Приуралья / К. Н. Сануков. — Текст: непосредственный // Межэтнические отношения и национальные проблемы и движения в Поволжье и Приуралье в XVIII–XX вв.. — Чебоксары: Чуваш. гос. ун-и им. И. Н. Ульянова, 1996. — С. 47–48.
- Сануков, К. Н. Наши земляки: пути и судьбы: Очерки / К. Н. Сануков. — Йошкар-Ола: Издательство «Мари книга», 2011. — 340 c. — Текст: непосредственный.
- Ошаев, А. Г. 1907 год — начало издания «Марла календаря» / А. Г. Ошаев. — Текст: непосредственный // Финно-Угроведение. — 2018. — № 59. — С. 19–21.
- Чавайн, С. Г. Ойпого: ойырен лукмо сылне мут-влак [Избранное] / С. Г. Чавайн. — Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1957. — 336 c. — Текст: непосредственный.
- Сергеева, A. Н. Из истории зарождения марийского национального движения в документальных источниках государственного архива Республики Марий Эл / A. Н. Сергеева. — Текст: непосредственный // Финно-Угроведение. — 2018. — № 59. — С. 28–33.
- Чузаев, Р. Н. Шоктешӱдыр — шымшӱдыр, йыл-йыл койын волгалтеш: I Марий погынлан — 100 ий [У истоков самоопределения: к 100-летию I Всероссийского съезда мари] / Р. Н. Чузаев. — Текст: непосредственный // Финно-Угроведение. — 2018. — № 59. — С. 34–39.
- 100 лет Марий Эл. На пути к автономии. — Текст: электронный // Национальная библиотека Республики Марий Эл имени С. Г. Чавайна: [сайт]. — URL: https://nbmariel.ru/content/100-let-mariy-el-na-puti-k-avtonomii (дата обращения: 13.01.2024).
- 100 лет Марий Эл. Второй Всероссийский Съезд Мари (г. Казань, 6–14 июня 1918 года). — Текст: электронный // Национальная библиотека Республики Марий Эл имени С. Г. Чавайна: [сайт]. — URL: https://nbmariel.ru/content/100-let-mariy-el-vtoroy-vserossiyskiy-sezd-mari-g-kazan-6–14-iyunya-1918-goda (дата обращения: 13.01.2024).
- ПСРЛ. Т. 1: I. II. Лаврентиевская и Троицкая летописи / ПСРЛ. — Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Праца, 1846. — 267 c. — Текст: непосредственный.
- Михеева, T. Н. От самоорганизации к государству: исторические предложения формирования государственности марийского народа / T. Н. Михеева, Д. С. Михеев. — Текст: непосредственный // Марийский юридический вестник. — 2011. — № 8. — С. 89–106.
- Петрова, Н. С. День марийской автономии: три дня праздника / Н. С. Петрова. — Текст: непосредственный // Марийский архивный ежегодник. — 2020. — С. 37–42.