Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Вербах, Л. С. Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков / Л. С. Вербах. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 667-668. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114669/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор рассматривает влияние социальной рефлексии на формирование пищевого поведения подростков. Анализирует роль социальных медиа, блогов и онлайн-платформ в создании и распространении пищевых трендов, идеалов тела и моделей потребления. Также автор раскрывает механизмы воздействия социальной рефлексии на пищевое поведение и выявляет потенциальные риски и возможности цифрового контента для формирования здоровых пищевых привычек у подростков.

Ключевые слова : социальная рефлексия, пищевое поведение, подростки, цифровой контент, социальные медиа, пищевые тренды.

Цифровая среда стала неотъемлемой частью жизни современных подростков, оказывая существенное влияние на формирование их личности, ценностей и поведения. Особое место в этом процессе занимают социальные медиа, блоги и онлайн-платформы, предоставляющие доступ к огромному объему информации, включая контент, связанный с питанием, образом тела и здоровым образом жизни. Сериалы и фильмы транслируют в подавляющем большинстве стройных и накаченных актёров, полные герои кино оказываются объектом насмешек и троллинга. В результате подростки оказываются погружены в постоянный поток пищевых трендов, диет, советов по похудению и идеализированных образов тела, что не может не сказываться на формировании их пищевого поведения и отношения к еде.

Актуальность темы обусловлена растущей обеспокоенностью специалистов по поводу влияния цифрового контента на психологическое и физическое здоровье подростков. Исследования показывают, что чрезмерное увлечение социальными медиа и сравнение себя с другими пользователями может приводить к снижению самооценки, развитию тревожных расстройств и формированию искаженного восприятия собственного тела. В контексте социальной рефлексии это может проявляться в стремлении к соответствию нереалистичным идеалам красоты, желанию повторить эксперименты по похудению медийных личностей, нежеланию подвергаться осуждению за не идеальность фигуры.

В данной статье мы рассматриваем влияние социальной рефлексии в цифровой среде на формирование пищевого поведения подростков. Социальная рефлексия, понимаемая как процесс осмысления собственного места в обществе и соотнесения своих действий с ожиданиями окружающих, играет ключевую роль в развитии личности и формировании поведенческих паттернов. В эпоху цифровых технологий социальная рефлексия всё чаще происходит в онлайн-среде, где подростки сталкиваются с множеством различных, порой противоречивых, представлений о «правильном» питании, идеальном теле и здоровом образе жизни.

В статье «Социальная рефлексия как компонент формирования общественного сознания» Е. Н. Чекушкина социальную рефлексию делит на два уровня. Один из них «личностный уровень, который реализуется в общения человека с самим собой и с другими людьми и уровень самоорганизации общества, когда социальные изменения, обусловленные целенаправленными действиями масс людей, находят свое теоретическое оформление» [1, с. 105]. Если говорить о влиянии цифрового контента, то следует подразумевать уровень самоорганизации общества. Не смотря на усилия по продвижению «бодипозитива» в обществе, большинство людей идеалом фигуры считают худощавое телосложение и высокий рост женщин, и широкие плечи, узкий таз и множественные мышцы на теле мужчины. В своей статье Е. Н. Чекушкина отмечает, что «через механизм социальной рефлексии приобретаю актуальный смысл те ценности культуры, которые в новых условиях способны определять все формы общественного сознания» [1, с.106]. В контексте пищевого поведения социальная рефлексия проявляется в том, как подростки воспринимают и оценивают свои пищевые привычки и внешний вид в сравнении с окружающими. Социальные медиа и цифровой контент предоставляют широкие возможности для такого сравнения, формируя определенные стандарты красоты и «правильного» питания.

Пищевое поведение — это сложный феномен, на который влияет множество факторов, включая:

Биологические факторы : чувство голода и насыщения, генетическая предрасположенность, гормональный фон.

Психологические факторы : эмоции, стресс, самооценка, образ тела.

Социальные факторы : культура, семья, ближайшее окружение, социальные нормы и ожидания.

Экономические факторы : доступность и стоимость продуктов питания.

Средовые факторы : реклама, маркетинг, доступность «нездоровой» пищи.

В последние годы всё большее внимание уделяется влиянию цифрового контента на пищевое поведение, особенно среди подростков. В своей статье о влиянии СМИ на пищевое поведение К. Р. Мовсисян пишет, что «эталон внешней привлекательности последних лет — худое тело но, порой, даже его становится недостаточно для тредсеттеров и в ход идут различные трансформации, демонстрирующие недостижимые физические идеалы для большинства людей, что ведет к фрустрации и повышает риск развития дисморфофобии и расстройств пищевого поведения» [2, с. 28]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что социальная рефлексия путём сравнения своего тела с другими, может привести к ещё одной проблеме, и развить в подростках дисморфофобию. Приведённые исследования в этой статье «указывают на скромную, но значимую положительную корреляцию между уровнем воздействия средств массовой информации и важной триадой: неудовлетворенностью своим телом, интернационализацией худощавого идеала и беспорядочным питанием» [2, с. 31]. Эти исследования доказывают, что социальная рефлексия, как механизм соответствия стандартам красоты, принятым в обществе, оказывает значительное влияние на формирование пищевого поведения подростков.

Как правило, чтобы снизить вес, люди прибегают к диетам. Но если это так просто, почему столько неудачных попыток борьбы с лишним весом, который в начале пути вовсе не был лишним. Иногда сложно оценить, почему диеты не работают, и оказываются вредны, ведь это хорошо, что человек стремится достичь результата, правильно питается, занимается спортом. Но автор книги «Почему я не худею» опровергает это мнение, утверждая, что «диета вызывает одержимость едой, затем — пищевой срыв, и лишний вес не просто возвращается, а увеличивается» [3, с. 24]. Согласно этой теории, когда человек сидит на строгой диете, его организм испытывает огромный стресс, активизируются биологические функции выживания, из-за которых повышается аппетит. Если человеку и удаётся добиться желаемой цифры упорным трудом, то как только в диете будут послабления, он перестанет контролировать съеденное, тем самым наберёт вес ещё больше исходного. Тот же самый механизм происходит, когда человек делает большие перерывы между приёмами пищи. Как следует проголодавшись, организм уже не видит нормы, поэтому еды поглощается больше, чем нужно для энергии в течении дня.

Однако цифровая среда и присущий подросткам механизм рефлексии может оказывать и положительное влияние на формирование здорового образа жизни, ценностного отношения к своему телу и рационального питания. Цифровая среда предоставляет подросткам доступ к обширному массиву информации о здоровом питании, различных диетах и подходах к питанию. Онлайн-платформы и сообщества могут стать источником вдохновения и поддержки для тех, кто стремится изменить свои пищевые привычки и вести здоровый образ жизни. Блоги и видеоканалы кулинарных экспертов и нутрициологов предлагают множество рецептов здоровых и вкусных блюд, а приложения для отслеживания питания и физической активности помогают контролировать потребление калорий и следить за прогрессом. Цифровая среда также способствует развитию осознанности в отношении питания, помогая подросткам лучше понимать взаимосвязь между питанием, физическим и эмоциональным здоровьем.

Влияние цифрового контента на пищевое поведение может быть как позитивным, так и негативным. С одной стороны, доступ к информации о здоровом питании, разнообразие рецептов и возможность общаться с единомышленниками могут способствовать формированию здоровых пищевых привычек. С другой стороны, дезинформация, нереалистичные идеалы тела и давление со стороны сверстников могут привести к развитию нездоровых отношений с едой, экспериментам с ограничивающими диетами и расстройствам пищевого поведения. В заключение хотелось бы отметить, что социальной рефлексии, то есть отожествлению себя с принятыми стандартами красоты подростки подвержены не только в цифровой среде, но и в школе, дома, в подростковых сообществах.

Литература:

  1. Чекушкина Е. Н. Социальная рефлексия как компонент формирования общественного сознания // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019 Том 8 № 5А. С. 104–109.
  2. Мовсисян, К. Р. (2023). Средства массовой информации как фактор риска развития расстройств пищевого поведения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2023. № 21(4), 26–34.
  3. Томилова А. Почему я не худею: Дело не в диете, дело — в голове / Анастасия Томилова. — М.: Альпина Паблишер, 2024. — 251 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная рефлексия, пищевое поведение, цифровой контент, цифровая среда, здоровый образ жизни, подросток, пищевое поведение подростков, формирование, здоровое питание, общественное сознание.


Ключевые слова

подростки, социальные медиа, пищевое поведение, цифровой контент, социальная рефлексия, пищевые тренды

Похожие статьи

Эволюция медиаплатформ: влияние изменений в потребительском поведении на выбор рекламных каналов

В статье исследуется влияние эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного образа материала. Автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в привлечении внимания аудитории и влиянии на их поведение. Рассматриваются различные эмоции, и...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Основные тенденции медиапотребления в социальных сетях Рунета

В статье анализируются наиболее актуальные тенденции и востребованные тренды медиапотребления в интернете и социальных сетях. Акцент делается на постоянно растущей популярности социальных медиа, увеличивается активность пользователей в интернете, а в...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций

В статье автор исследует влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций и их проявления во взрослой жизни. Анализирует эмпирические данные исследования, проведенного среди респондентов возраста от 17 до 40 лет, ...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Компьютерные игры: исследование влияния на развитие сознания

В статье рассматривается влияние компьютерных игр на развитие сознания и когнитивные навыки. Особое внимание уделяется социальным взаимоотношениям, этическим аспектам и выявлению возможных проблем, таких как зависимость и воздействие на психическое з...

Особенности современной телевизионной рекламы

В статье автор исследует роль телевизионной рекламы как важного инструмента маркетинга, способствующего развитию бизнеса, формированию культурных ценностей и стереотипов, а также влияющего на общественные настроения. Рассматриваются различные форматы...

Похожие статьи

Эволюция медиаплатформ: влияние изменений в потребительском поведении на выбор рекламных каналов

В статье исследуется влияние эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного образа материала. Автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в привлечении внимания аудитории и влиянии на их поведение. Рассматриваются различные эмоции, и...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Основные тенденции медиапотребления в социальных сетях Рунета

В статье анализируются наиболее актуальные тенденции и востребованные тренды медиапотребления в интернете и социальных сетях. Акцент делается на постоянно растущей популярности социальных медиа, увеличивается активность пользователей в интернете, а в...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций

В статье автор исследует влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций и их проявления во взрослой жизни. Анализирует эмпирические данные исследования, проведенного среди респондентов возраста от 17 до 40 лет, ...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Компьютерные игры: исследование влияния на развитие сознания

В статье рассматривается влияние компьютерных игр на развитие сознания и когнитивные навыки. Особое внимание уделяется социальным взаимоотношениям, этическим аспектам и выявлению возможных проблем, таких как зависимость и воздействие на психическое з...

Особенности современной телевизионной рекламы

В статье автор исследует роль телевизионной рекламы как важного инструмента маркетинга, способствующего развитию бизнеса, формированию культурных ценностей и стереотипов, а также влияющего на общественные настроения. Рассматриваются различные форматы...

Задать вопрос