Статья посвящена анализу экономической деятельности ОАО «РЖД» в начале 2024 года. В ней рассматриваются основные экономические показатели работы компании, такие как объём, доходы и расходы. Также анализируются факторы, влияющие на экономическую деятельность ОАО «РЖД», и перспективы развития компании на ближайшее время.
Ключевые слова: ОАО РЖД, экономика, грузовладелец, эффективность работы, экономическая безопасность, финансовая устойчивость, железнодорожный транспорт.
В последние годы железнодорожный транспорт играет всё более важную роль в экономике России. Он обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на большие расстояния, а также является ключевым элементом транспортной инфраструктуры страны.
ОАО «РЖД» — одна из крупнейших транспортных компаний мира. Она осуществляет грузовые и пассажирские перевозки по всей территории России. Компания также участвует в реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство высокоскоростных магистралей и модернизация существующих железных дорог [1].
В данной статье мы рассмотрим основные экономические показатели работы ОАО «РЖД» в начале 2024 года. Мы проанализируем доходы и расходы компании, а также факторы, влияющие на её экономическую деятельность. Кроме того, мы оценим перспективы развития ОАО «РЖД» на ближайшее время.
В таблице 1 представлены ключевые финансовые показатели деятельности ОАО «Российские железные дороги» за первый квартал 2023 года и за первый квартал 2024 года.
В прошлом году выручка за первый квартал 2023 года составила 686 358 171 тысячу рублей. По сравнению с первым кварталом 2023 года, в первом квартале 2024 года выручка увеличилась на 52 713 076 тысяч рублей.
С 1 января по 31 марта 2024 года прибыль от продаж составила 83 902 803 тысячи рублей. За анализируемый период финансовый результат от продаж снизился на 5 367 275 тысяч рублей, то есть на 6 %.
Таблица 1
Основные финансовые показатели деятельности ОАО «РЖД»
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Среднегодовая величина, тыс. руб. |
||
1 квартал 2023 г. |
1 квартал 2024 г. |
тыс. руб. |
± % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка |
633 645 095 |
686 358 171 |
+52 713 076 |
+8,3 |
660 001 633 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
544 375 017 |
602 455 368 |
+58 080 351 |
+10,7 |
573 415 193 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1–2) |
89 270 078 |
83 902 803 |
-5 367 275 |
-6 |
86 586 441 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
-21 981 028 |
-22 663 410 |
-682 382 |
↓ |
-22 322 219 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
67 289 050 |
61 239 393 |
-6 049 657 |
-9 |
64 264 222 |
6. Проценты к уплате |
20 769 171 |
44 081 820 |
+23 312 649 |
+112,2 |
32 425 496 |
7. Налог на прибыль, изменение налоговых активов и прочее |
-8 274 910 |
-4 656 239 |
+3 618 671 |
↑ |
-6 465 575 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5–6+7) |
38 244 969 |
12 501 334 |
-25 743 635 |
-67,3 |
25 373 152 |
Справочно: Совокупный финансовый результат периода |
21 829 723 |
23 140 067 |
+1 310 344 |
+6 |
22 484 895 |
Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370) |
69 206 296 |
294 682 |
х |
х |
х |
Был проведён анализ финансового состояния ОАО «Российские железные дороги» за период с 2022 года по первый квартал 2024 года. Значения финансовых показателей ОАО «Российские железные дороги» были качественно оценены с учётом отраслевых особенностей деятельности организации, которая относится к отрасли «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта» (класс по ОКВЭД 2–49) [2].
На последний день анализируемого периода структура активов компании была следующей: доля внеоборотных средств составляла 95,2 %, а текущие активы были незначительными. За последние два года активы компании увеличились на 1 164 599 860 тыс. руб., что составляет 14,7 %.
Однако стоит отметить, что собственный капитал вырос меньше — всего на 3,7 %. Это отставание в росте собственного капитала по сравнению с общим увеличением активов является негативным фактором [3].
Структура активов организации в разрезе основных групп представлена ниже на рисунке 1.
Рис. 1. Структура активов ОАО «РЖД» на 31.03.2024
Величина активов организации увеличилась в основном за счёт роста следующих позиций в бухгалтерском балансе:
– основные средства — 1 033 497 913 тыс. руб. (84,7 %);
– запасы — 66 249 283 тыс. руб. (5,4 %);
– дебиторская задолженность — 62 655 301 тыс. руб. (5,1 %).
При этом в пассиве баланса наибольший прирост показали следующие строки:
– долгосрочные заёмные средства — 856 500 093 тыс. руб. (56,8 %);
– уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) — 335 866 401 тыс. руб. (22,3 %);
– краткосрочные заёмные средства — 196 019 464 тыс. руб. (13 %).
В то же время среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «денежные средства и денежные эквиваленты» в активе и «добавочный капитал (без переоценки)» в пассиве — -37 159 831 тыс. руб. и -205 613 362 тыс. руб. соответственно.
По состоянию на 31.03.2024 собственный капитал организации составил 5 624 746 257,0 тыс. руб. За весь рассматриваемый период наблюдалось небольшое увеличение собственного капитала — +202 119 898,0 тыс. руб.
Коэффициент автономии организации на 31 марта 2024 года составил 0,62, что говорит об оптимальном соотношении собственного и заёмного капитала. Однако за последние два года этот показатель уменьшился на 0,06.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на 31 марта 2024 года имеет крайне неудовлетворительное значение — -6,96. Он не соответствовал нормативному значению в течение всего рассматриваемого периода.
Коэффициент покрытия инвестиций за последние два года практически не изменился и составляет 0,82. Это соответствует нормативному значению доли собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации [4].
Коэффициент обеспеченности материальных запасов на 31 марта 2024 года равен -15,34. За анализируемый период он заметно вырос (на 1,11), но не соответствовал установленному нормативу. По состоянию на 31 марта 2024 года его значение можно считать критическим.
Коэффициент краткосрочной задолженности ОАО «Российские железные дороги» показывает практически равное соотношение краткосрочной и долгосрочной задолженности (47 % и 53 % соответственно). При этом за весь рассматриваемый период доля краткосрочной задолженности уменьшилась на 13,1 %.
В целом, анализ показал, что ОАО «РЖД» следует работать над улучшением показателей финансовой устойчивости и платёжеспособности [5].
На конец анализируемого периода коэффициент текущей (общей) ликвидности оказался ниже нормы (0,27 против нормативного значения 1,7). Однако стоит отметить положительную тенденцию — за анализируемый период (с 31 декабря 2022 г. по 31 марта 2024 г.) коэффициент вырос на 0,04.
Коэффициент быстрой ликвидности на 31 марта 2024 г. также был ниже нормы (0,1). Это значит, что у ОАО «Российские железные дороги» недостаточно активов, которые можно быстро превратить в деньги для погашения краткосрочных долгов. Коэффициент быстрой ликвидности в течение всего периода не соответствовал нормативному значению [6].
При норме 0,2 значение коэффициента абсолютной ликвидности составило 0,02. При этом стоит обратить внимание на отрицательную динамику — коэффициент абсолютной ликвидности снизился на -0,02.
Анализ финансового положения и результатов деятельности ОАО «Российские железные дороги» показал, что у компании есть как сильные, так и слабые стороны.
К сильным сторонам можно отнести оптимальную долю собственного капитала (62 %) и чистые активы, которые превышают уставный капитал и увеличились за анализируемый период. Также положительным фактором является коэффициент покрытия инвестиций, который соответствует норме.
За период с 01.01 по 31.03.2024 компания получила прибыль от продаж в размере 83 902 803 тыс. рублей, несмотря на отрицательную динамику по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за последний год составила 12 501 334 тыс. рублей [7]
Однако есть и слабые стороны. Низкая рентабельность активов (0,1 % за период 01.01–31.03.2024), значительное падение рентабельности продаж (-1,9 процентных пункта от рентабельности за 2023 год), отрицательное изменение собственного капитала относительно общего изменения активов организации и значительная отрицательная динамика прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации (-1,7 коп. от аналогичного показателя рентабельности за 2023 год) — всё это указывает на необходимость улучшения финансового положения компании.
Также были выявлены критически низкие показатели, такие как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (-6,96), коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности, которые значительно ниже нормативных значений. Активы организации не покрывают соответствующие им по сроку погашения обязательства, что говорит о критическом финансовом положении по величине собственных оборотных средств.
Для улучшения финансового положения компании необходимо принять меры по повышению рентабельности активов, увеличению собственного капитала и улучшению показателей ликвидности.
Литература:
- Иванов, А. В. Инновационные технологии, экономическая безопасность и геополитические процессы в транспортной системе России / А. В. Иванов, К. Д. Сулин // Актуальные вопросы развития цивилизации в условиях геополитической нестабильности: Материалы международной научно-практической конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и студентов, Краснодар, 05 декабря 2023 года. — Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», 2024. — С. 318–323.
- Анализ состояния транспортной системы Московской агломерации / С. В. Егоров, А. С. Хомутов, А. В. Иванов [и др.] // Транспортное дело России. — 2023. — № 1. — С. 124–126.
- Развитие наземного транспорта в городе Москве / С. В. Егоров, А. С. Хомутов, П. В. Шационок [и др.] // Транспортное дело России. — 2023. — № 1. — С. 275–278.
- Мангушев, И. И. Особенности возникновения коррупционного поведения в обществе и его влияние на экономическую безопасность / И. И. Мангушев, Д. А. Салтыков // Современное состояние и перспективы развития современной экономики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 30 июня 2022 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2022. — С. 135–140.
- Государственная программа города Москвы по развитию транспортной системы / С. В. Егоров, А. С. Хомутов, П. В. Шационок [и др.] // Транспортное дело России. — 2023. — № 1. — С. 313–315.
- Соколов, Ю. И. Практический пример оценки качества оказываемых транспортных услуг / Ю. И. Соколов, А. В. Иванов, А. С. Хомутов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 4. — С. 236–243.
- Иванов, А. В. Влияние экономических рисков на процесс обеспечения качества услуг в сфере транспорта / А. В. Иванов, Д. А. Салтыков // Молодой ученый. — 2022. — № 7(402). — С. 245–248.