Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 21.05.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Заборовская, К. В. Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования / К. В. Заборовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114478/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: лексико-грамматические навыки, старшеклассники, ЕГЭ, английский язык, дополнительное образование.

Контроль уровня сформированности лексических навыков иноязычной речи является актуальной проблемой в современном образовании. Контролю подлежат как продуктивные, так и рецептивные виды лексических навыков. В статье описаны приемы контроля разных видов лексических навыков. Контроль лексики может проводиться в текущем режиме на уроке, по итогам работы над темой учебника, в конце учебного полугодия и года. Контроль лексики входит составной частью в структуру лексико-грамматического текста в рамках ЕГЭ.

Сдача Единого государственного экзамена (в дальнейшем изложении — ЕГЭ) является одним из важнейших этапов обучения в школе, при котором проверяются усвоенные за годы учебы знания и определяется дальнейшая судьба школьников, так как от полученного на экзамене результата напрямую зависит поступление в университет и, при достаточно высоком балле, получение бюджетного места. При этом каждый балл школьника на счету — ведь иногда даже один балл может сыграть решающую роль при подаче документов в вуз. Следовательно, к процессу подготовки старшеклассников к ЕГЭ нужно подходить наиболее ответственным образом.

Разработчики экзамена ставят своей целью более четкую дифференциацию учащихся на школьников с действительно высоким уровнем владения иностранным языком и школьников с низким / средним уровнем владения языком, что, по их мнению, должно исключать «угадывание» ответов и должно быть отражено в полученном на экзамене балле [3]. В связи с этим, актуальность исследования связана с необходимостью оптимизировать процесс подготовки старшеклассников к ЕГЭ по иностранному языку в условиях ежегодного усложнения экзамена и технологизации обучения как такового.

Любой язык является прежде всего средством общения. Для того чтобы точно синтезированное действие по узнаванию и пониманию мыслей (письменных текстов) и понимать собеседника, должны быть сформированы лексико-грамматические навыки.

Потребность в межкультурной коммуникации мотивирует многих людей к изучению английского языка. Главная цель обучения иностранному языку — развитие способности свободной коммуникации на изучаемом языке, и письменное общение (овладение лексико-грамматическими навыками). Зачастую именно письменная речь становится наиболее проблематичной частью изучения иностранного языка [5].

Одним из разделов ЕГЭ по английскому языку является «Лексика и грамматика», включающий в себя задания на изменение грамматической формы слова (задания 19–24), словообразование (задания 25–29) и задания с множественным выбором (задания 30–36). Успешное выполнение заданий раздела «Лексика и грамматика» подразумевает овладение старшеклассниками такими речевыми навыками, как лексический навык (навыки употребления лексики) и грамматический навык (навык употребления грамматических явлений). При этом основу данных навыков составляют речевые действия по лексическому и грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами языка, а также действия по оперированию языковыми явлениями (выбор слов и грамматических форм в зависимости от коммуникативной ситуации, комбинирование, построение, вариация, проведение аналогии и т. п.). Под навыками понимаются «автоматизированные компоненты сознательно выполняемой речевой деятельности, которые обеспечивают правильное употребление языкового явления или формы в речи» [4].

Для изучения особенностей развития лексико-грамматических навыков старшеклассников в учреждениях дополнительного образования необходимо рассмотреть особенностей индивидуальных особенностей подростков. Целесообразно начать с определения термина «подросток», а также с определения возрастных границ подросткового возраста [7, с. 15].

Согласно нормам отечественного законодательства, совершеннолетним считается человек, который достиг возраста 18 лет. Данное положение следует из статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, где полная дееспособность гражданина [1]. Следовательно, несовершеннолетними считаются те, кто не достиг возраста 18 лет.

Любые существующие возрастные периоды у детей имеют свои собственные отличительные возможности, и это весьма важно принимать в расчет. Следует отметить и их особенное содержание. Для каждого возраста при этом подходят только свои определенные средства воспитания, которые могут быть в большей или меньшей степени эффективными при правильном их практическом применении. Это требует в любом случае учета особенностей возраста и личности, а также того опыта, который к данному времени смог накопить учащийся [8].

В данной работе мы будем изучать развитие лексико-грамматических навыков у подростков, чей возрастной период характеризуется ростом и развитием, следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 18 лет. Это один из наиболее нестабильных возрастных переходов, который сопровождается активным физиологическим ростом и сопутствующими изменениями. Ключевым моментом данного возрастного периода является половое созревание организма и переход из детской возрастной категории в взрослую. В настоящее время возрастные границы подросткового возраста охватывают период от 10 до 18 лет, в то время как с позиции отечественного законодательства, в число несовершеннолетних граждан входит большее число людей, поскольку несовершеннолетними считаются все люди, которые не достигли возраста 18 лет.

В настоящее время в научной и учебной литературе выделяются две формы внеурочной деятельности подростков:

1) внеурочные занятия, организуемые школьными педагогами и проводимые в школе;

2) внеурочные занятия, организуемые специалистами вне стен школы и направленные на всестороннее развитие личности подростка: танцевальные студии, хореографические кружки, творческие мастерские, спортивные секции и т.д. [6].

Для выполнения данных целей нами было принято решение повысить эффективность подготовки старшеклассников к ЕГЭ по английскому языку посредством интеграции в процесс обучения интернет-ресурсов и интерактивных платформ.

Для того, чтобы помочь старшеклассникам лучше понимать формат заданий, осознавать, что от них ожидается в каждом из них, и отточить лексико-грамматическую составляющую иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо создать соответствующие педагогические условия, которые способствовали бы плодотворной работе в ходе подготовки учащихся к экзамену [2, с. 124].

Подростковый возраст характеризуется присущими ему особенностями, такими как, активное физиологическое и психическое взросление организма, которое сопровождается также формирование лексико-грамматических навыков старшеклассников. Данный период является благоприятной почвой для грамотного психолого-педагогического воздействия на личность подростка путем формирования лексико-грамматических навыков старшеклассников в изучении английского языка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время внеурочная деятельность является логически и организационно связанной с учебным процессом, в то же время, внеучебная деятельность преследует самостоятельные цели и задачи и обладает собственным инструментарием (формы, методы внеурочной деятельности), которые направлены на достижение поставленных целей.

Многообразие форм, методов внеурочной деятельности, в совокупности с принципами добровольности, самостоятельности и индивидуализма являются основой для развития лексико-грамматических навыков у подростков. Заключительным условием можно рекомендовать разработку и реализацию Программы совершенствования грамматических навыков.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024)
  2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  3. Вербицкая М. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по иностранным языкам / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, А. Е. Бажанов, Е. В. Кузьмина, Е. И. Ратникова, Л. Ш. Рахимбекова. — М.: 2023.
  4. Гальскова Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. — М.: КНОРУС, 2017.
  5. Зулькарнаева В. Т. Использование лингвистической платформы progressme в обучении монологическим высказываниям при подготовке к ЕГЭ по английскому языку / В. Т. Зулькарнаева // Культура информационной безопасности: вызовы времени Материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. — М.: Московский государственный лингвистический университет, 2024.
  6. Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие. — М.: Логос, 2009.
  7. Макоивец Е. А. Готовимся к ЕГЭ: технология выполнения задания 3 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2020. № 12.
  8. Акулина О. А. Совершенствование лексико-грамматических навыков в рамках элективного курса по английскому языку при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ // Научное обозрение. 2020. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, навык, иностранный язык, лексико-грамматический навык старшеклассников, внеурочная деятельность, дополнительное образование, подростковый возраст, возрастной период, контроль лексики, отечественное законодательство.


Похожие статьи

Учет психолого-педагогических особенностей старшеклассников при обучении иностранному языку в школе

В статье автор дает психолого-педагогическую характеристику старшего школьного возраста, обосновывает необходимость учета возрастных и психолого-педагогических особенностей старшеклассников при обучении их иностранному (английскому) языку.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Похожие статьи

Учет психолого-педагогических особенностей старшеклассников при обучении иностранному языку в школе

В статье автор дает психолого-педагогическую характеристику старшего школьного возраста, обосновывает необходимость учета возрастных и психолого-педагогических особенностей старшеклассников при обучении их иностранному (английскому) языку.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Задать вопрос