В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: лексико-грамматические навыки, старшеклассники, ЕГЭ, английский язык, дополнительное образование.
Контроль уровня сформированности лексических навыков иноязычной речи является актуальной проблемой в современном образовании. Контролю подлежат как продуктивные, так и рецептивные виды лексических навыков. В статье описаны приемы контроля разных видов лексических навыков. Контроль лексики может проводиться в текущем режиме на уроке, по итогам работы над темой учебника, в конце учебного полугодия и года. Контроль лексики входит составной частью в структуру лексико-грамматического текста в рамках ЕГЭ.
Сдача Единого государственного экзамена (в дальнейшем изложении — ЕГЭ) является одним из важнейших этапов обучения в школе, при котором проверяются усвоенные за годы учебы знания и определяется дальнейшая судьба школьников, так как от полученного на экзамене результата напрямую зависит поступление в университет и, при достаточно высоком балле, получение бюджетного места. При этом каждый балл школьника на счету — ведь иногда даже один балл может сыграть решающую роль при подаче документов в вуз. Следовательно, к процессу подготовки старшеклассников к ЕГЭ нужно подходить наиболее ответственным образом.
Разработчики экзамена ставят своей целью более четкую дифференциацию учащихся на школьников с действительно высоким уровнем владения иностранным языком и школьников с низким / средним уровнем владения языком, что, по их мнению, должно исключать «угадывание» ответов и должно быть отражено в полученном на экзамене балле [3]. В связи с этим, актуальность исследования связана с необходимостью оптимизировать процесс подготовки старшеклассников к ЕГЭ по иностранному языку в условиях ежегодного усложнения экзамена и технологизации обучения как такового.
Любой язык является прежде всего средством общения. Для того чтобы точно синтезированное действие по узнаванию и пониманию мыслей (письменных текстов) и понимать собеседника, должны быть сформированы лексико-грамматические навыки.
Потребность в межкультурной коммуникации мотивирует многих людей к изучению английского языка. Главная цель обучения иностранному языку — развитие способности свободной коммуникации на изучаемом языке, и письменное общение (овладение лексико-грамматическими навыками). Зачастую именно письменная речь становится наиболее проблематичной частью изучения иностранного языка [5].
Одним из разделов ЕГЭ по английскому языку является «Лексика и грамматика», включающий в себя задания на изменение грамматической формы слова (задания 19–24), словообразование (задания 25–29) и задания с множественным выбором (задания 30–36). Успешное выполнение заданий раздела «Лексика и грамматика» подразумевает овладение старшеклассниками такими речевыми навыками, как лексический навык (навыки употребления лексики) и грамматический навык (навык употребления грамматических явлений). При этом основу данных навыков составляют речевые действия по лексическому и грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами языка, а также действия по оперированию языковыми явлениями (выбор слов и грамматических форм в зависимости от коммуникативной ситуации, комбинирование, построение, вариация, проведение аналогии и т. п.). Под навыками понимаются «автоматизированные компоненты сознательно выполняемой речевой деятельности, которые обеспечивают правильное употребление языкового явления или формы в речи» [4].
Для изучения особенностей развития лексико-грамматических навыков старшеклассников в учреждениях дополнительного образования необходимо рассмотреть особенностей индивидуальных особенностей подростков. Целесообразно начать с определения термина «подросток», а также с определения возрастных границ подросткового возраста [7, с. 15].
Согласно нормам отечественного законодательства, совершеннолетним считается человек, который достиг возраста 18 лет. Данное положение следует из статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, где полная дееспособность гражданина [1]. Следовательно, несовершеннолетними считаются те, кто не достиг возраста 18 лет.
Любые существующие возрастные периоды у детей имеют свои собственные отличительные возможности, и это весьма важно принимать в расчет. Следует отметить и их особенное содержание. Для каждого возраста при этом подходят только свои определенные средства воспитания, которые могут быть в большей или меньшей степени эффективными при правильном их практическом применении. Это требует в любом случае учета особенностей возраста и личности, а также того опыта, который к данному времени смог накопить учащийся [8].
В данной работе мы будем изучать развитие лексико-грамматических навыков у подростков, чей возрастной период характеризуется ростом и развитием, следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 18 лет. Это один из наиболее нестабильных возрастных переходов, который сопровождается активным физиологическим ростом и сопутствующими изменениями. Ключевым моментом данного возрастного периода является половое созревание организма и переход из детской возрастной категории в взрослую. В настоящее время возрастные границы подросткового возраста охватывают период от 10 до 18 лет, в то время как с позиции отечественного законодательства, в число несовершеннолетних граждан входит большее число людей, поскольку несовершеннолетними считаются все люди, которые не достигли возраста 18 лет.
В настоящее время в научной и учебной литературе выделяются две формы внеурочной деятельности подростков:
1) внеурочные занятия, организуемые школьными педагогами и проводимые в школе;
2) внеурочные занятия, организуемые специалистами вне стен школы и направленные на всестороннее развитие личности подростка: танцевальные студии, хореографические кружки, творческие мастерские, спортивные секции и т.д. [6].
Для выполнения данных целей нами было принято решение повысить эффективность подготовки старшеклассников к ЕГЭ по английскому языку посредством интеграции в процесс обучения интернет-ресурсов и интерактивных платформ.
Для того, чтобы помочь старшеклассникам лучше понимать формат заданий, осознавать, что от них ожидается в каждом из них, и отточить лексико-грамматическую составляющую иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо создать соответствующие педагогические условия, которые способствовали бы плодотворной работе в ходе подготовки учащихся к экзамену [2, с. 124].
Подростковый возраст характеризуется присущими ему особенностями, такими как, активное физиологическое и психическое взросление организма, которое сопровождается также формирование лексико-грамматических навыков старшеклассников. Данный период является благоприятной почвой для грамотного психолого-педагогического воздействия на личность подростка путем формирования лексико-грамматических навыков старшеклассников в изучении английского языка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время внеурочная деятельность является логически и организационно связанной с учебным процессом, в то же время, внеучебная деятельность преследует самостоятельные цели и задачи и обладает собственным инструментарием (формы, методы внеурочной деятельности), которые направлены на достижение поставленных целей.
Многообразие форм, методов внеурочной деятельности, в совокупности с принципами добровольности, самостоятельности и индивидуализма являются основой для развития лексико-грамматических навыков у подростков. Заключительным условием можно рекомендовать разработку и реализацию Программы совершенствования грамматических навыков.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024)
- Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
- Вербицкая М. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по иностранным языкам / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, А. Е. Бажанов, Е. В. Кузьмина, Е. И. Ратникова, Л. Ш. Рахимбекова. — М.: 2023.
- Гальскова Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. — М.: КНОРУС, 2017.
- Зулькарнаева В. Т. Использование лингвистической платформы progressme в обучении монологическим высказываниям при подготовке к ЕГЭ по английскому языку / В. Т. Зулькарнаева // Культура информационной безопасности: вызовы времени Материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. — М.: Московский государственный лингвистический университет, 2024.
- Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие. — М.: Логос, 2009.
- Макоивец Е. А. Готовимся к ЕГЭ: технология выполнения задания 3 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2020. № 12.
- Акулина О. А. Совершенствование лексико-грамматических навыков в рамках элективного курса по английскому языку при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ // Научное обозрение. 2020. № 2.