В статье автор исследует особенности производства автотехнической экспертизы по уголовным делам по факту дорожно-транспортных происшествий. Был сделан вывод о том, что от правильности поставленных перед экспертом вопросов, полноты предоставленных материалов зависит результат проведения автотехнической экспертизы и соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: автотехническая экспертиза, расследование, дорожно-транспортное происшествие.
Согласно статистическим данным, представленным Госавтоинспекцией, за апрель 2024 на территории Краснодарского края было совершено 470 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых 64 человека погибло и 568 ранено [1].
Факт дорожно-транспортного происшествия, в результате которого человек погиб или ему был причинен тяжкий вред здоровью, является основанием для возбуждения уголовного дела по факт совершения преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [2].
Обстоятельства совершения дорожно-транспортных происшествий, с учетом ретроспективного характера, являются одними из наиболее сложных для установления в рамках предварительного расследования. Нередко возникают ситуации, когда свидетели произошедшего отсутствуют, в связи с чем установить обстоятельства произошедшего становится возможным лишь вследствие исследования основных вещественных доказательств — автомобилей, которые участвовали в дорожно-транспортном происшествии. По характеру повреждений эксперт при проведении исследования может определить направление движения автомобилей, возможную скорость их движения, недостатки в техническом состоянии автомобиля до момента дорожно-транспортного происшествия, а также ряд других обстоятельств.
При расследовании данной категории дел в абсолютном большинстве случаев следователями принимается решение о назначении проведения автотехнической экспертизы.
Главной целью производства автотехнической экспертизы будет являться содействие в установлении причин произошедшего дорожно-транспортного происшествия, которые помогут следователю принять решение о формировании объема обвинения, которое будет предъявлено обвиняемому в совершении преступления.
По результатам производства автотехнической экспертизы в распоряжении следователя будут находиться ответы на следующие группы вопросов:
- Вопросы, касающиеся установления технических характеристик автомобилей, параметров дорожной обстановки. Целью данных вопросов будет являться установление фактических обстоятельств, имевших место быть непосредственно до совершения столкновения. Ответы на данную группу вопросов позволят исключить или подтвердить версию о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие технической неисправности автомобилей.
- Вопросы, которые касаются анализа действий водителя с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке [3].
- Вопросы, касающиеся оценки отдельных обстоятельств механизма совершения дорожно-транспортного происшествия. Так, предметом проведения автотехнической экспертизы может стать вопрос об определении скорости транспортных средств, при которой было совершено столкновение, длины тормозного пути.
- В некоторых случаях отдельным вопросом эксперту ставится определении возможности со стороны водителя предотвратить технически наступление вредных последствий [4].
Для того, чтобы эксперт полно произвел исследование, ему необходимо представить исчерпывающий объем материалов и вещественных доказательств, в результате изучения которых он с учетом используемой им методики, даст ответы на поставленные перед ним следователем вопросы [5].
Необходимо отметить, что первоначальные сведения о дорожно-транспортном происшествии, которые необходимы эксперту для проведения исследования, возможно выделить в следующие группы сведений:
- Сведения о водителе: его возраст, наличие водительского удостоверение, состояние здоровья, восприятие дорожной обстановки, наличие или отсутствие состояния опьянения.
- Сведения о транспортном средстве: технические характеристики, конструктивные особенности, информация о ранее совершенных дорожно-транспортных происшествиях с участием данного же транспортного средства.
- Сведения о дорожной обстановке: погодные условия, время суток, особенности дороги (возможно наличие ям, иных разрушений, при взаимодействии с которыми водитель могу не справиться с управлением транспортного средства).
Все вышеуказанные данные будут содержаться в следующих документах, которые должны быть предоставлены эксперту на исследование:
- Протокол осмотра места происшествия, схема дорожно-транспортного происшествия.
- Протокол осмотра транспортного средства.
- Объяснения участников, свидетелей.
- Акты медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей.
- Если ранее по делу были проведены экспертизы, необходимо также предоставить заключения по ним (например, трасологическая, судебно-медицинская).
В некоторых случаях эксперт в случае, если предоставленных следователем материалов не будет хватать для ответа на поставленные перед ним вопросы, имеет право запросить дополнительные материалы, например, он может запросить произвести повторный осмотр транспортного средства.
Важно отметить, что при расследовании дорожно-транспортных происшествий крайне важно на первоначальных стадиях следователю внимательно относиться к производству следственных действий, поскольку в случае, если они будут произведены неполно, имеется большая вероятность затягивания срока расследования преступления.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что автотехническая экспертиза является одним из наиболее содержательных следственных действий при расследовании преступлений по факту совершения дорожно-транспортных происшествий, которое в значительной мере влияет на объем предъявляемого обвинения. От правильности поставленных перед экспертом вопросов, полноты предоставленных материалов зависит результат проведения автотехнической экспертизы и соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства.
Литература:
- Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. Официальный сайт Госавтоинспекции. Режим доступа — URL: http://stat.gibdd.ru/
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изм. и доп. от 12.04.2024 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. ст. 2954
- Коваленко А. А. Особенности автотехнической экспертизы по делам о дорожно-транспортных преступлениях / А. А. Коваленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 331–333. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102143/ (дата обращения: 19.05.2024).
- Драгунов А. Ф., Ляпустин П. К., Минько А. М. Некоторые особенности проведения автотехнической экспертизы дорожно-транспортных происшествий // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2008. Т. 1. № 1. С. 026–029.
- Фетищева Л. М., Тонких Е. С. Особенности автотехнической экспертизы по делам о дорожно-транспортных преступлениях // ГлаголЪ правосудия. 2019. № 4 (22). С. 78–80.