Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Соловьёва, Ж. К. Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования / Ж. К. Соловьёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 332-336. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114423/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье рассматривается вопрос о трансформации высшего образования и привлечении молодых преподавателей в учреждения высшего образования. Приводятся механизмы стимулирования молодых преподавателей, которые находят своё отражение в локальных программах высших учебных заведений. Также рассматривается вопрос о том, почему важно проводить адаптационные действия и закреплять за молодыми преподавателями наставников. Часть статьи посвящена итогам года педагога и наставника.

Ключевые слова : Российская Федерация, высшее образование, кадровый резерв, привлечение молодых преподавателей, сохранение молодых преподавателей, болонская система, наставничество, адаптация

Российская Федерация — социальное государство, где гарантируется право на дошкольное, общее и среднее образование, а также высшее образование [1].

Вопросы о трасморфации высшего образования затрагиваются Президентом Российской Федерации (далее — РФ) в Указе о национальных целях развития России до 2030 года [2], а именно:

1) Вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

2) Обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

3) Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования.

Иной Указ Президента РФ № 343 от 12.05.2023 [3], который направлен на содействие совершенствованию системы высшего образования и подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы. более полно описывает трансформацию системы высшего образования.

На данном этапе в современной России часто затрагивается вопрос о несостоятельности болонской системы. Многие авторы затрагивают проблему ухода от этой системы образования [4]. Анализ складывающейся ситуации и экспертных мнений позволяет сделать вывод, что Россия действительно сможет выйти в международные лидеры сферы образовательных услуг, но только при условии осмысленных последовательных преобразований высшей школы [5].

Указ Президента РФ № 343 от 12.05.2023 предлагает следующий пилотный проект для дальнейшего его повсеместного внедрения:

— установить следующие уровни высшего образования: базовое высшее образование, специализированное высшее образование;

— ввести уровень профессионального образования — аспирантура;

— реализовать на уровне специализированного высшего образования программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки;

— установить сроки освоения программ: базового высшего образования — от 4 до 6 лет, магистратуры специализированного высшего образования — от 1 года до 3 лет в зависимости от направления подготовки, специальности и (или) профиля подготовки, а также от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы.

Трансформация высшего образования предполагает также создание совершенно новых механизмов по привлечению молодых преподавателей в высшие учебные заведения (далее — вуз).

В настоящее время в законодательстве РФ отсутствует понятие, «молодой преподаватель» поэтому возьмём за основу определение молодежь, согласно Федеральному закону от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в РФ», и будем считать, что молодой преподаватель — это молодой специалист в возрасте от 23 до 35 лет, осуществляющий деятельность по преподаванию в вузе.

В этой связи необходимо проанализировать процентное соотношение количества молодых преподавателей в советские годы и динамику роста преподавателей за последние года [6] (таблица № 1.)

Таблица 1

Годы

Всего

Доля преподавателей, %

Чел., тыс

До 30 лет

30–35 лет

60–65 лет

Старше 65 лет

1974

160,0

10,0

35,0

6,3

1984

228,7

9,6

32,1

7,2

1994

242,6

10,9

18,3

10,9

6,8

2004

255,8

15,5

17,4

13,1

8,4

2014

279,8

8,9

24,4

10,0

17,7

2023

217,7

5,2

19,2

9,2

21,0

Статистика, приведённая в таблице, позволяет заключить, что в годы существования Советского Союза количество преподавателей в возрасте 30–35 лет преобладало. Прирост числа молодых преподавателей продолжался вплоть до кризиса 2008 года. К 2014 году процент молодых преподавателей из общего числа составлял уже меньше 9. С каждым следующим годом, согласно статистическим данным, процент молодых преподавателей снижается.

Иной вывод, который исходит из таблицы — преподаватели старше 65 лет в последние годы значительно преобладают над молодыми преподавателями до 30 лет, из чего следует, что в настоящее время созрела необходимость в создании новых методов по привлечению молодых преподавателей в вузы. Рассмотрим причины, по которым это необходимо:

1) Обновление и развитие образовательной системы. Молодые преподаватели обладают новыми идеями, подходами и методами обучения, которые могут способствовать обновлению и развитию образовательной системы. Они также могут привнести новые технологии и подходы, которые помогут улучшить качество образования.

2) Удержание талантливых специалистов. Молодым преподавателям свойственно оставаться в профессии на длительный срок, что способствует их профессиональному росту и развитию. Привлечение молодых преподавателей также может помочь удержать талантливых специалистов, которые в будущем могут стать ключевыми фигурами в образовательной сфере.

3) Формирование кадрового резерва. Работа с молодыми преподавателями позволяет сформировать кадровый резерв на будущее. Это важно для вузов, которые стремятся сохранить свою конкурентоспособность и привлечь лучшие кадры.

4) Увеличение эффективности работы. Молодые преподаватели, как правило, более энергичны и активны, что может способствовать увеличению эффективности работы вуза. Они могут быть более гибкими и адаптивными, что поможет вузу лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям и требованиям.

5) Повышение престижа профессии. Привлечение молодых специалистов к преподавательской деятельности может повысить престиж профессии, что в свою очередь может привести к увеличению числа студентов, желающих стать преподавателями.

На данный момент на законодательном уровне отсутствуют государственные меры поддержки стимулирования молодых преподавателей на уровне РФ, субъекта. На уровне местного самоуправление отсутствуют муниципальные программы в этой области. Однако подобные программы существуют на локальном уровне.

Специальные программы для молодых преподавателей действуют во многих российских вузах. Суть этой поддержки заключается в предоставлении начинающим специалистам особых льгот и дополнительных привилегий, при этом здесь идёт речь именно о молодых преподавателях в возрасте до 35 лет.

Рассмотрим, как работает данный механизм на примере Московского физико-технического института (далее — МФТИ) [7]:

  1. В соответствии с этой программой молодым преподавателям МФТИ назначаются ежемесячные стимулирующие надбавки за развитие учебного процесса.
  2. Участвовать в программе могут молодые преподаватели до 35 лет и работающие в МФТИ не более одного года. Решение о назначении выплат принимается комиссией фонда поддержки молодых преподавателей на основе предложений от учебных подразделений института.
  3. В конце каждого семестра руководители подразделений должны направить отчет о работе преподавателей, получающих поддержку.

Как мы видим, в отношении кандидатов, которые имеют право воспользоваться льготами, существует ряд требований: возраст заявителя, наличие определенного профессионального образования и минимальный опыт работы.

Таким образом, наиболее значимую роль в оплате труда преподавателей имеют наукометрические показатели эффективного контракта. При этом молодые преподаватели обычно достигают только нижние критерии, с которых начинаются выплаты [8].

Стоит отметить, что в первые годы своей деятельности, преподаватели получают минимальные стимулирующие выплаты, даже если ведут активную научно-исследовательскую работу, пишут и публикуют статьи.

Прошлый, 2023 год был объявлен в России Годом педагога и наставника. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сказал, что «решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы. Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды» [9]. Итоги 2023 года показывают, что происходит совершенствование системы оплаты труда педагогов: победители конкурса «Учитель года России» получают миллион рублей, призеры — по 500 тысяч. Выросло число учителей, получающих премии за достижения в педагогической деятельности: денежного поощрения в размере 200 тысяч рублей удостоены 1 250 педагогов из разных регионов России [10].

Рассматривая вопрос о сохранении молодых преподавателей в системе высшего образования, стоит отметить, что по мимо стимулирующих выплат, нужно проводить адаптационные мероприятие и закреплять наставников за молодыми преподавателями.

Одной из важных задач администрации образовательного учреждения является организация адаптации молодого педагога к работе в образовательном учреждении.

Адаптация молодых преподавателей вузов — это процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого достигается оптимальное соответствие профессиональных способностей преподавателя требованиям, предъявляемым вузом [11]. Успешная адаптация зависит от множества факторов, включая социально-психологическую адаптацию, уровень профессиональных компетенций, отношения с коллегами, студентами и администрацией образовательного учреждения. Для успешной адаптации молодых преподавателей необходимо создание благоприятных условий, развитие средств, методов и технологий адаптации, а также изучение факторов, влияющих на эффективность этого процесса.

Иной инструмент, затронутый автором, которые влияет на сохранение молодых преподавателей в вузах — наставничество. Наставничество молодых преподавателей вузов — это процесс, в котором опытный преподаватель помогает начинающему освоить профессиональные компетенции и адаптироваться в новой социальной роли.

Наставническая деятельность способствует закреплению молодых педагогов в образовательной сфере, ускорению адаптации, карьерным переходам и подготовке к качественному выполнению профессиональных задач. В наставничестве важно создать гибкую и мобильную систему, непрерывное сопровождение начинающего специалиста и развитие мотивации к саморазвитию.

Наставничество молодых преподавателей вузов может включать:

  1. Создание условий для становления профессионала, способного самостоятельно овладевать новыми компетенциями и быть мобильным в условиях неопределённости.
  2. Организация сетевого взаимодействия между педагогами и их участие в групповых проектах и грантах.
  3. Сотрудничество в реальной практике для освоения успешного педагогического опыта и знакомства с инновациями.
  4. Развитие универсальных и профессиональных компетенций, овладение новыми формами и методами обучения.
  5. Включение молодого преподавателя в различные виды профессиональной деятельности: преподавательскую, научно-образовательную, инновационную, исследовательскую, проектную и творческую.

В истории есть примеры и обратного наставничества. Наставничество должно быть в каждом образовательном учреждении, в особенности в вузах. В нем могут участвовать не только профессор и ассистент, но старшекурсник и первокурсник, наставник иностранных студентов, наставник в общежитии и другие. В период пандемии COVID-19 проявилось наставничество молодых преподавателей, хорошо знакомых с цифровыми технологиями, над педагогами старшего поколения [12].

Таким образом, наставничество помогает молодым преподавателям успешно адаптироваться, развивать профессиональные компетенции и повышать качество образования.

Целесообразно также отметить, что работа с молодыми учеными — одно из приоритетных направлений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России). Проведенный в рамках объявленного в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий опрос показал, что в настоящее время более 83 % студентов планируют строить научную карьеру в России [13].

Для Минобрнауки России важно создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации разработан и реализуется комплекс мер, направленный на оказание финансовой (премии, гранты, стипендии), социальной (обеспечение жильем) и профессиональной (создание научно-образовательных и научных центров мирового уровня, развитие передовой инфраструктуры) поддержки молодых исследователей [14], а также проводятся мероприятия, направленные на повышение престижа научной работы и укрепление статуса молодого ученого.

Таким образом, Российская Федерация является социальным государством, где гарантируется право на образование на всех уровнях. Вопросы о трансформации высшего образования в РФ затрагиваются президентом в указах о национальных целях развития России до 2030 года. Однако, на данный момент многие авторы исследуют проблемы болонской системы и предлагают отход от нее.

Указ Президента РФ № 343 от 12.05.2023 предлагает пилотный проект по преобразованию системы высшего образования, который включает в себя новые уровни образования и сроки освоения программ. В рамках этих преобразований также важно привлечение молодых преподавателей в вузы, чтобы обновить и развить образовательную систему, удержать талантливых специалистов, формировать кадровый резерв и повысить эффективность работы вузов. На данный момент отсутствуют государственные меры поддержки стимулирования молодых преподавателей на уровне РФ, однако многие вузы уже имеют локальные программы по поддержке молодых преподавателей.

Сохранение молодых преподавателей в вузах также важно для поддержания устойчивого развития высшего образования и обеспечения его конкурентоспособности. Молодые преподаватели обладают свежим взглядом на проблемы и вызовы, с которыми сталкивается высшая школа, и могут предложить инновационные решения. Они также могут способствовать созданию и сохранению исследовательской культуры в вузах, что в долгосрочной перспективе способствует развитию науки и инноваций.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Российская газета.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12.05.2023 № 343 // Российская газета.
  3. Указ Президента Российской Федерации «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» от 21.07.2020 № 474 // Российская газета.
  4. Уход от Болонской системы: какой будет новая высшая школа // Российское агентство правовой и судебной информации URL: https://rapsinews.ru/incident_publication/20230614/308997727.html (дата обращения: 05.02.2024).
  5. Березовская Е. А., Крюков С. В. Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-i-sohranenie-molodyh-prepodavateley-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 07.02.2024).
  6. Пугач В. Ф. «Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции» // Высшее образование в России. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-vozraste-prepodavateley-v-rossiyskih-vuzah-starye-problemy-i-novye-tendentsii (дата обращения: 18.05.2024).
  7. Поддержка молодых преподавателей // Московский физико-технический институт URL: https://old.mipt.ru/science/5top100/education/podderzhka-molodykh-prepodavateley.php (дата обращения: 05.02.2024).
  8. Мельничук Ю. А. Эффективный контракт в системе стимулирования труда молодых преподавателей (на примере вузов г. Москвы) // УПИРР. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-kontrakt-v-sisteme-stimulirovaniya-truda-molodyh-prepodavateley-na-primere-vuzov-g-moskvy (дата обращения: 18.05.2024).
  9. 2023 год объявлен Годом педагога и наставника / [Электронный ресурс] // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/press/7999/torzhestvennoe-zakrytie-goda-pedagoga-i-nastavnika-sostoyalos-v-moskve/ (дата обращения: 07.02.2024).
  10. Торжественное закрытие Года педагога и наставника состоялось в Москве / [Электронный ресурс] // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/press/7999/torzhestvennoe-zakrytie-goda-pedagoga-i-nastavnika-sostoyalos-v-moskve/ (дата обращения: 07.02.2024).
  11. Антипина И. О. Профессиональная адаптация молодых преподавателей в вузе как условие успешности их карьеры в системе высшего образования // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 11 (часть 2) — С. 197–201 (дата обращения: 18.05.2024).
  12. Атласова С. С. О наставничестве в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nastavnichestve-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 18.05.2024).
  13. Пешков, Р. О. Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки / Р. О. Пешков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 577–584. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108829/ (дата обращения: 18.05.2024).
  14. Молодые ученые // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/young_scientists/ (дата обращения: 06.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, преподаватель, привлечение молодых преподавателей, Российская Федерация, Россия, молодая, вуз, кадровый резерв, образовательное учреждение, сохранение молодых преподавателей.


Ключевые слова

наставничество, адаптация, высшее образование, кадровый резерв, Российская Федерация, Болонская система, привлечение молодых преподавателей, сохранение молодых преподавателей

Похожие статьи

Задать вопрос