Проблемы развития современной системы образования как один из рисков глобальной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Хрысева А. А., Крутикова Ю. О., Процюк В. А. Проблемы развития современной системы образования как один из рисков глобальной экономики // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 409-411. — URL https://moluch.ru/archive/52/6947/ (дата обращения: 18.07.2018).

Современный мир вступает в эпоху качественных преобразований, фундаментальным основанием которых стало исчерпание возможностей развития индустриальной цивилизации и формирование в недрах современной глобальной среды постиндустриальной информационной цивилизации с принципиально новой системой хозяйствования, в которой роль главного производственного ресурса играет информация, а решающим фактором производства становятся знания [9].

Сложное взаимодействие между появлением цифровых технологий и их производством глубоко преобразовывает экономическую деятельность [3]. Характерной особенностью становления современной глобальной информационной экономики становится появление у стран-носителей нового уклада возможности осуществлять стремительные и эффективные маневры в любых отраслях финансовой и экономической деятельности [9]. Информационные и коммуникационные технологии стали ключевым компонентом этого экономические преобразования, с появлением их новой отрасли производства, которая распространяет свой синергетический эффект не только на другие отрасли деятельности, но и на все остальные виды экономической деятельности [3]. Доминирующее положение в структуре мирового хозяйства переходит к информационному сектору и его особому сегменту — экономике интеллектуальных продуктов. Важнейшую роль в укреплении конкурентных позиций государства на глобальной арене играет информация, которая является залогом первенства на мировом рынке, и вместе с тем выступает предпосылкой поиска новых инновационных идей [8]. Происходит превращение информации в стратегический ресурс, приобретающий приоритетное значение по отношению к природным, трудовым и капитальным ресурсам, а знаний в определяющий фактор конкурентоспособности национальной экономики в мировом хозяйстве [9].

С экономической точки зрения, экономическая и предпринимательская деятельность характеризуются глубокими изменениями, которые изменяют поведение всех экономических агентов. Эти изменяющиеся тенденции объясняют экономическое изменение, которое может произойти в широком контексте: появление экономики основанной на знаниях. Развитие этого нового сценария в развитых странах характеризуется быстрым созданием знаний и легким доступ к знаниям, что создает условия повышения эффективности, качества и справедливости. Свидетельства появления основанной на знаниях экономики проявляются в увеличении и большем совершенствовании наукоемкой деятельности во всех отраслях экономики, по сравнению с непрерывным расширением специализированного производственного сектора [3].

Глобализация является фактором повышения конкуренции, формирует положительную динамику трансферов технологий, оказывает содействие распространению передового научно-технического и технологического опыта, побуждает к внедрению новых управленческих решений, главным принципом которых выступает минимизация рисков и затрат [8]. С помощью глобальной коммуникационной инфраструктуры также приходят транснациональное распространение идей, культур и информации как среди похожих народов, так и между различными культурными группами. Благодаря массивным улучшениям в областях связи и транспорта, практически любое место на земле может быть подключено к рынкам, находящимся в каком-либо еще месте и может стать конкурентоспособным на глобальном рынке [1].

Но так как знание является основополагающим для глобализации, глобализация также имеет глубокое воздействие на передачу знаний. Она повышает спрос на образование, особенно высшее образование, и это увеличивает давление на всю систему в целях повышения качества школьного образования, часто приводя к негативным образовательным последствиям, особенно с точки зрения справедливости [2]. Динамичное изменение глобальной экономики влечет за собой реформирование образования, которое из способа простого воспроизводства рабочей силы трансформировалось в источник возрождения и роста экономически и социально активных групп населения, способных действовать в рыночной среде [7]. Необходимость подготовить высококвалифицированного сотрудника к быстро меняющемся условиям труда в мире является приоритетной задачей для государств и компаний, ориентированных на удовлетворение своих экономических целей. В глобальном высшем образовании существуют более широкие возможности для стратегических решений, чем во многих национальных условиях. Распределение мощностей и ресурсов между странами и учреждениями во многих отношениях определяет их глобальную позицию и потенциал.

Национальный и институциональный потенциал для работы на глобальном рынке также формируют такие факторы, как текущие инвестиции в высшее образование, инфраструктуру поддержки глобальных коммуникаций; размер и формы научно-исследовательских программ; субсидии, выделяемые на трансграничные программы, такие как проведение учебных, научных визитов, научного сотрудничества; предпринимательский дух в учреждениях; характер институциональной автономии и академических свобод, которые являются необходимым условием для выявления и максимально полного спектра глобальных возможностей [4].

Правительства в глобальной экономике должны стимулировать инвестиции, включая, в большинстве стран, иностранный капитал и все больше и больше наукоемкий капитал, что означает предоставление готового предложения квалифицированной рабочей силы. Это приводит к вынужденному увеличению среднего уровня образования рабочей силы. Выгода от более высокого уровня образования растет во всем мире в результате сдвигов в экономическом производстве в сторону наукоемких продуктов и процессов, а также потому, что правительства осуществляют политику, которая увеличивает неравенство доходов [2]. Развитие человеческих ресурсов является важнейшим фактором, определяющим долгосрочные экономические перспективы страны [6]. Важнейшей характеристикой нового состояния общества, рассматриваемого как глобальное информационное, является изменение содержания труда и способа включения индивида в производственный процесс. Основным фактором производства становится интеллект человека, развитие производства с его прогрессирующим усложнением общественных структур и связей привело к осознанию стратегического значения информационных ресурсов в какой бы то ни было области человеческой деятельности [9]. Кроме того, наличие квалифицированного, обучаемого и производительного труда является основой для повышения эффективности и одним из основных факторов привлечения иностранных инвесторов.

Университеты — двигатели экономического роста, вносят существенный вклад в развитие человеческого капитала. Они стоят в центре развития экономики основанной на знаниях, поскольку они в настоящее время — один из главных агентов, предоставляющих образовательные услуги в образовательной отрасли [3]. Учебные заведения все более и более подвергаются трансформациям в обществе, таким как вездесущность Интернета, растущая важность дистанционного обучения, увеличение интеллектуального предпринимательства, международного сотрудничества и новых моделей партнерства между университетами, неправительственными организациями и бизнес-организациями.

Во многих странах международная мобильность, бенчмаркинг, ранжирование и интернационализация институтов и системы являются ключевыми политическими темами, и правительства и университеты озабочены стратегиями глобального сотрудничества и конкуренции. Для некоторых учреждений, особенно в англоговорящем мире, международные операции стали основным способом развития. Глобальные схемы исследований были внедрены в быстро развивающиеся системы высшего образования Китая, Сингапура и Кореи, и первые две страны уже являются крупными игроками на мировых рынках образования [4].

Учреждения высшего образования причастны ко всем этим изменениям. Образование и наука являются ключевыми элементами в формировании глобальной окружающей среды, основанной на знаниях, принятии технологий, трансграничных объединениях. Хотя высшие учебные заведения часто видят себя в качестве объектов глобализации, они также являются ее агентами. Университеты конкурируют между собой по всему миру. Они пытаются привлечь лучших студентов и преподавателей со всего мира. При создании знаний, путем создания инновационных патентов, обучения «работников умственного труда», распространения культуры и т. д. они считаются ключевыми действующими лицами в экономике, основанной на знаниях [6]. Исследовательские университеты интенсивно связаны как внутри, так и между крупнейшими по значимости городами, которые представляют собой основные узлы глобально-связанного мира. Для глобальных городов с высокой степенью участия в высшем образовании характерно существование сильной положительной корреляция между высоким коэффициентом охвата образованием нации или региона, и его глобальной конкурентной производительностью. Соответственно, страны и регионы, которые относительно отделены от глобальной экономики, имеют низкие показатели высшего образования.

При прочих равных условиях потенциал высшего образования в глобальной окружающей среде положительно коррелирует с национальным богатством, качеством и количеством конструктивных мер государственной поддержки высших учебных заведений, а также размером системы [4]. Образование должно рассматриваться как ключевое направление инвестиций в современной экономике, поскольку, в рамках основанной на знаниях экономики есть сильная положительная взаимозависимость экономической деятельности и образования в объяснении экономического роста, а также конкурентоспособности страны на глобальной арене.

Литература:

1.                   Brown J. S., R. P. Adler, 2008. Minds on fire. Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0. EDUCAUSE Review, vol. 43, no. 1 (January/February): 16–32

2.                   Carnoy M., 2005. Globalization, educational trends, and the open society. OSI Education Conference 2005: Education and Open Society: A Critical Look at New Perspectives and Demands, pp: 2–31.

3.                   Castillo-Merino D., M. Sjöberg, 2008. A Theoretical Framework for the Economics of E-learning. The Economics of E-learning. RUSC vol. 5 n.1: 2–11

4.                   Marginson S., M. van der Wende, 2007. Globalisation and higher education. OECD Education Working Papers, No. 8

5.                   World Investment Report 2012 / United Nations Publication, 2012. — 239 p.

6.                   Youssef A. B., L. Ragni, 2008. A Theoretical Framework for the Economics of E-learning. The Economics of E-learning. RUSC vol. 5 n.1: 72–83

7.                   Андросова А. В. Экономическая компетентность как фактор конкурентоспособности выпускника на рынке труда // Глобальная экономика: кол. монография / под науч. ред. проф. Е. Н. Камышанченко, доц. Ю. Л. Растопчиной. — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. — с. 142–149

8.                   Дедилова Т. В. Инновационная деятельность как характерный признак глобализации экономики // Глобальная экономика: кол. монография / под науч. ред. проф. Е. Н. Камышанченко, доц. Ю. Л. Растопчиной. — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. — с. 228–236

9.                   Коломиец А. Н. Неопределенность как характерная черта глобальной экономики // Глобальная экономика: кол. монография / под науч. ред. проф. Е. Н. Камышанченко, доц. Ю. Л. Растопчиной. — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. — с. 188–203

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, экономическая деятельность, глобальная экономика, знание, глобальная окружающая среда, глобальный рынок, глобальная арена, мировое хозяйство, рабочая сила, экономический рост.


Похожие статьи

Основные тенденции развития мирового хозяйства

Глобальная экономическая система.

На данном этапе мировое хозяйство объединено рынком товаров, услуг, рабочей силы и информации.

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые...

4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд

‒ трансформация роли инноваций в первоочередной источник экономического роста и конкурентоспособности фирм, регионов и национальных экономик [1].

Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия

Глобализация производственных сил. Формирование глобальной инфраструктуры. Рост интернационализации воздействия производства и потребления на окружающую среду.

Роль транснациональных корпораций в глобализации мировой...

Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие.

Экономика знаний как фактор повышения конкурентоспособности...

Статья раскрывает одну из основных тенденций в мировой экономике, а именно возрастание роли экономики знаний в условиях глобальной конкуренции. Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах.

Развитие стран в современной мировой экономике

Современная концепция управления изменениями Норберта Тома [1] включает следующие составляющие регулирования и управления: экономические (например, рост или снижение налогов, вступление в ВТО, глобализация рынка и т. д.), технологические...

Глобализация мировой экономики и экономики России

Для мирового хозяйства характерны увеличение объемов производства и рост доходов на душу населения. В ХХ в. наблюдался беспрецедентный рост экономики

К числу наиболее значимых проглобалистских сил относят ВТО и Всемирный экономический форум.

Сущность и значение мировых трендов для экономического...

Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее высокие позиции в рейтингах международной конкурентоспособности занимают именно те страны, приоритеты развития экономики которых в национальном и глобальном экономическом пространстве...

Перспективы развития мировой экономики | Статья в журнале...

Глобальная экономика или мировая экономика, представляет собой экономику, основанную на экономических системах всех стран в мире, и на народных хозяйствах.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основные тенденции развития мирового хозяйства

Глобальная экономическая система.

На данном этапе мировое хозяйство объединено рынком товаров, услуг, рабочей силы и информации.

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые...

4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд

‒ трансформация роли инноваций в первоочередной источник экономического роста и конкурентоспособности фирм, регионов и национальных экономик [1].

Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия

Глобализация производственных сил. Формирование глобальной инфраструктуры. Рост интернационализации воздействия производства и потребления на окружающую среду.

Роль транснациональных корпораций в глобализации мировой...

Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие.

Экономика знаний как фактор повышения конкурентоспособности...

Статья раскрывает одну из основных тенденций в мировой экономике, а именно возрастание роли экономики знаний в условиях глобальной конкуренции. Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах.

Развитие стран в современной мировой экономике

Современная концепция управления изменениями Норберта Тома [1] включает следующие составляющие регулирования и управления: экономические (например, рост или снижение налогов, вступление в ВТО, глобализация рынка и т. д.), технологические...

Глобализация мировой экономики и экономики России

Для мирового хозяйства характерны увеличение объемов производства и рост доходов на душу населения. В ХХ в. наблюдался беспрецедентный рост экономики

К числу наиболее значимых проглобалистских сил относят ВТО и Всемирный экономический форум.

Сущность и значение мировых трендов для экономического...

Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее высокие позиции в рейтингах международной конкурентоспособности занимают именно те страны, приоритеты развития экономики которых в национальном и глобальном экономическом пространстве...

Перспективы развития мировой экономики | Статья в журнале...

Глобальная экономика или мировая экономика, представляет собой экономику, основанную на экономических системах всех стран в мире, и на народных хозяйствах.

Задать вопрос