Анализ системы управления качеством товаров и услуг современного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 1398 раз

Библиографическое описание:

Соколова Ю. А. Анализ системы управления качеством товаров и услуг современного предприятия // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 379-382. — URL https://moluch.ru/archive/52/6911/ (дата обращения: 20.10.2018).

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции, по сравнению с прошлым. Ведь выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются в большей степени именно уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями: уровнем цены и уровнем качества производимых товаров и услуг. Более того, второй фактор приобретает более значимые положения, по сравнению с первым. Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Цель работы — изучить современное состояние проблемы обеспечения качества продукции и услуг на предприятии и разработать рекомендации по его повышению.

В рамках поставленной цели были решены следующие основные задачи:

-          проанализирована система управления качеством продукции и услуг современного предприятия (на примере ООО «ЭНЕРГОКОМ»);

-          предложены мероприятия по обеспечению качества продукции и услуг, отвечающие требованиям защиты прав потребителей;

Новизна проводимых исследований состоит в отсутствии (в настоящее время) комплексного, системного изучения проблемы обеспечения качества с позиции не только предприятия и региональных программ, но и потребителя.

Анализ системы управления качеством услуг современного предприятия рассмотрим на примере компании ООО «ЭНЕРГОКОМ».

Основным видом деятельности организации является оптовая торговля с целью получения прибыли.

Организацию возглавляет директор филиала. Ему подчиняются все остальные структурные подразделения.

Особого внимания заслуживает отдел конечных потребителей, включающий в себя начальника отдела, менеджеров и специалистов по продажам. Данный сектор активно сотрудничает со школами, ВУЗами, организациями и предприятиями, которые не специализируются на продаже или монтаже продукции компании, а используют данную продукцию для собственных нужд.

Из предоставляемых дополнительных услуг предлагаются:

-          работа с индивидуальным менеджером;

-          бесплатная доставка в нужное для клиента место;

-          отсрочка платежа;

-          комплексная поставка товара;

-          технологические консультации;

-          помощь в разработке и расчете проектов.

Итак, проведем анализ товарных групп предприятия. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны группы товара, оценить товар с точки зрения его конкурентоспособности.

Ассортимент компании насчитывает более 15000 позиций, поэтому анализ будет производиться в разрезе товарных групп.

Исходя из данных, отражающих объем реализации клиентов и возвратов продукции за июль 2011 г., проведем сортировку от наиболее доходных групп (востребованных у потребителей) к менее доходным (таблица 2).

Таблица 1

Реализация товара клиентам ООО «ЭНЕРГОКОМ» в разрезе товарных групп

Код

Возврат продукции

Реализация продукции

Чистая реализация продукции

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

Сумма, тыс. руб.

9450

11,12

294,14

955,48

54027,25

944,36

53733,11

9340

0,31

168,88

24,99

10516,08

24,68

10347,19

9370

19,76

285,87

678,65

7611,48

658,89

7325,61

9487

1,34

230,83

34,29

6222,95

32,96

5992,11

9006

1,82

59,42

78,16

2924,26

76,35

2864,84

9000

0,47

84,03

7,12

1365,78

6,65

1281,75

9310

0,19

9,65

25,59

942,87

25,41

933,22

9320

5,35

26,65

138,10

938,63

132,75

911,98

9420

0,01

0,98

18,10

747,05

18,09

746,07

129328

0,01

2,16

0,47

184,98

0,47

182,83

9410

0,05

1,24

3,32

172,49

3,26

171,25

152569

0,00

0,29

1,63

144,25

1,63

143,96

128001

0,01

0,92

1,57

128,17

1,56

127,24

9380

0,05

0,16

2,29

68,96

2,24

68,80

9418

0,30

24,23

0,30

24,23

129298

0,16

22,41

0,16

22,41

Итого:

40,47

1165,24

1970,23

86041,85

1929,76

84876,62

Проводя анализ данных таблицы 1, можно сделать вывод, что лидер по объему реализации — группа товаров под кодом 9450 «Кабель и провод». За июль 2011 г. реализовано товаров на общую сумму 53 733,11 тыс. руб. Также рекордсменом по объему реализации является группа под кодом 9340 «Светильники». За исследуемый период было продано продукции данного вида на общую сумму 10 347,1 тыс. руб.

Если рассчитать объем реализации за период июль-сентябрь 2011 г. накопительным итогом, а затем определить удельный вес каждой группы товаров в общем объеме реализации, то можно получить сводные данные о положении каждой группы товаров в общем товарообороте, представленные наглядно на рисунке 1.

Рис. 1. Структура товарооборота ООО «ЭНЕРГОКОМ» в июле-сентябре 2011 г.

Ведущее положение занимает кабельно-проводниковая продукция (9450), светильники (9340), электротехнические изделия (9370) и низковольтное оборудование (9487). Данная лидирующая группа включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют тщательного планирования, постоянного и скрупулезного учета и контроля. Ресурсы этой группы — основные в бизнесе ООО «ЭНЕРГОКОМ». Благодаря данным видам товаров компания занимает надежное и стабильное положение на рынке и может вести качественную конкурентную борьбу с другими компаниями.

Рост объема реализации говорит о том, что данный товар пользуется все большим спросом у потребителей. К постоянным покупателям добавляются все новые и новые, что говорит о высоком качестве товара. Объем возврата продукции достаточно низкий (2 % от общего количества проданных товаров). Это говорит о высоком качестве продукции, о добросовестной работе системы контроля качества.

Таким образом, исходя из анализа всех данных по предприятию, можно сказать, что все основные показатели для успешного и рентабельного существования на современном рынке у него есть:

-        качественная продукция;

-        дополнительные уникальные услуги;

-        высокоразвитая система контроля качеством.

А, значит, рост рентабельности практически гарантирован. Причем не за счет снижения качества продукции, а путем увеличения рынков сбыта, обоснованного сокращения издержек.

Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой — разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы.

Настоящие концепции, мероприятия, программы в области качества настроены исключительно на выявление некачественных товаров и услуг. А, значит, и на доступную и достоверную информацию для потребителей.

В связи с этим необходимо повышать грамотность и активность населения в области защиты прав потребителей. С этой целью следует предложить администрации каждого крупного города (края, области) совместно с Обществом защиты прав потребителей и другими заинтересованными организациями подготовку и регулярный выпуск сборника для потребителей, с указанием соответствующих мероприятий и программ качества, которые проводятся на его территории. В данном сборнике можно каждые полгода вывешивать списки лучших предприятий по итогам проверок и конкурсов, размещать сообщения о проводимых семинарах по повышению информированности потребителей.

По результатам проведенного исследования, был разработан макет сборника «Качество: все, что нужно знать потребителю» (для Кубанского потребителя) (рисунок 2).

В него были включены следующие разделы:

1)                 Последние новости по семинарам, выставкам, прошедшим в крае.

2)                 Итоги существующих программ по краю и России. Более того, список предприятий, чья продукция была признана несоответствующей требованиям нормативной документации.

3)                 Правила выбора продуктов питания. То, что действительно интересно современному потребителю.

4)                 Предприятие с высокоразвитой системой контроля качества — ООО «ЭНЕРГОКОМ».

Рис. 2. Макет сборника «Качество: все, что нужно знать потребителю»

5)                 Памятка потребителю, включающая список организаций по защите прав потребителей. И информация об уже существующих справочных системах в интернете — а именно, система открытых данных «Открытый Краснодар».

6)                 Предприятия и организации, подтвердившие высокое качество своих продукции и услуг.

7)                 Общие данные, которые должны быть в каждом сборнике — карта края, нормативные акты и сами права потребителя.

Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Его повышение в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

В данной работе мы провели исследование ООО «ЭНЕРГОКОМ» и выяснили, что на анализируемом предприятии эффективно действует система контроля качества. Выяснили, почему продолжает расти спрос потребителей к продукции данной организации, какие товары пользуются наибольшей популярностью у покупателей.

Также был разработан макет сборника «Качество: все, что нужно знать потребителю» по повышению уровня грамотности и активности населения в области защиты прав потребителя (для Кубанского потребителя). При этом следует организовать его бесплатное распространение, например, через сети супермаркетов. Вся информация о положительно зарекомендовавших себя производителях даст потребителям и предприятиям необходимый уровень знаний. Данный способ обобщения всей информации об обеспечении качества продукции и услуг поможет повысить общий уровень потребительской грамотности, а, значит, и защиты наших сограждан.

Литература:

1.        Ефимов В. В. Потребительские ценности продукции. Стандарты и качество. — М.: Знание, 2010.

2.        Ильенкова С. Д. Управление качеством. — М.: ЮНИТИ, 2008.

3.        Лукьянова Ю. В. Куда идти жаловаться? Обращения граждан, претензии и исковые заявления на все случаи жизни. — М.: Эксмо, 2012.

4.        Шелищ П. Б., Мясин Е. Б. «Права потребителя: как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях?» сборник № 21 серии «Библиотечка «Российской газеты», 2012 г.

5.        Электронный ресурс. Режим доступа: http://kuban-kachestvo.ru/ «О программе «Качество»». Отдел по вовлечению в программу «Качество» и ее сопровождению ГУП КК «Кубань-Качество».

6.        Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.potrebitel.net/ «Союз потребителей РФ».

Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, возврат продукции, группа товаров, макет сборника, предприятие, услуга, Кубанский потребитель, общая сумма, современное предприятие, активность населения.


Похожие статьи

Влияние потребительских предпочтений на технические...

1. Матрица Потребительских Требований переводит голос потребителя в контрольные характеристики-двойники; то есть она позволяет превращать общие потребительские требования, полученные путем оценивания рынка...

Исследование показателей поведения потребителей...

Ключевые слова: бренд, поведение потребителей. Актуальность данного исследования обусловлена все возрастающим интересом к организации досуга населения.

Огромные средства вкладывают в развитие и модернизацию досуговых предприятий, так как они...

Содержание экономической категории «сбытовая деятельность...»

Ключевые слова: сбытовая деятельность, коммерческая деятельность. система отношений, удовлетворённость потребителя, рынок предприятия, реализация продукции.

Совершенствование маркетинговой деятельности на...

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях среднего и малого бизнеса.

Повышение воспринимаемой потребителем ценности данной продукции.

Из-за огромного количества товаров и услуг предпочтение отдается товарам с известным именем...

Форсайт потребительского рынка | Статья в журнале...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

анализ слабых и сильных сторон явления, товара, услуги или организации.

Многокритериальный анализ находит применение в сегментировании рынка и определении целевых групп потребителей.

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Кроме этого предпочтения потребителей могут зависеть от возрастной категории, к которой они себя относят. Предпочтения старшего поколения в выборе товаров, услуг, торговых предприятий будет кардинально отличаться от предпочтений молодежной аудитории.

Особенности ценовой политики аптечных организаций...

Учитывая социальное значение лекарственных препаратов как товара, руководители аптек должны рассматривать цену на них, как сумму расходов, требующую денег, времени и энергии, которые потребитель обменивает на ассортимент продукции и услуг...

Соответствие организации потребительским предпочтениям...

Маркетинг используется предприятиями как инструмент увеличения доли рынка и максимально полного

Согласно мнению В. Парето, каждый потребитель, при выборе того или иного товара

2) лояльность как отношение потребителей к продуктам, услугам, сервису, бренду...

Потребительский рынок территории: новый путь развития

Население здесь, испытывающие острую потребность в услугах, например, по ремонту

Работа торговых предприятий также зависит от наличия товарных ресурсов нужного ассортимента.

товар (продукция) обладает новыми эксплуатационными характеристиками.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние потребительских предпочтений на технические...

1. Матрица Потребительских Требований переводит голос потребителя в контрольные характеристики-двойники; то есть она позволяет превращать общие потребительские требования, полученные путем оценивания рынка...

Исследование показателей поведения потребителей...

Ключевые слова: бренд, поведение потребителей. Актуальность данного исследования обусловлена все возрастающим интересом к организации досуга населения.

Огромные средства вкладывают в развитие и модернизацию досуговых предприятий, так как они...

Содержание экономической категории «сбытовая деятельность...»

Ключевые слова: сбытовая деятельность, коммерческая деятельность. система отношений, удовлетворённость потребителя, рынок предприятия, реализация продукции.

Совершенствование маркетинговой деятельности на...

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях среднего и малого бизнеса.

Повышение воспринимаемой потребителем ценности данной продукции.

Из-за огромного количества товаров и услуг предпочтение отдается товарам с известным именем...

Форсайт потребительского рынка | Статья в журнале...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

анализ слабых и сильных сторон явления, товара, услуги или организации.

Многокритериальный анализ находит применение в сегментировании рынка и определении целевых групп потребителей.

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Кроме этого предпочтения потребителей могут зависеть от возрастной категории, к которой они себя относят. Предпочтения старшего поколения в выборе товаров, услуг, торговых предприятий будет кардинально отличаться от предпочтений молодежной аудитории.

Особенности ценовой политики аптечных организаций...

Учитывая социальное значение лекарственных препаратов как товара, руководители аптек должны рассматривать цену на них, как сумму расходов, требующую денег, времени и энергии, которые потребитель обменивает на ассортимент продукции и услуг...

Соответствие организации потребительским предпочтениям...

Маркетинг используется предприятиями как инструмент увеличения доли рынка и максимально полного

Согласно мнению В. Парето, каждый потребитель, при выборе того или иного товара

2) лояльность как отношение потребителей к продуктам, услугам, сервису, бренду...

Потребительский рынок территории: новый путь развития

Население здесь, испытывающие острую потребность в услугах, например, по ремонту

Работа торговых предприятий также зависит от наличия товарных ресурсов нужного ассортимента.

товар (продукция) обладает новыми эксплуатационными характеристиками.

Задать вопрос