Значение формирования познавательной мотивации при изучении китайского языка у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 783 раза

Библиографическое описание:

Березинская К. Е. Значение формирования познавательной мотивации при изучении китайского языка у младших школьников // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 663-665. — URL https://moluch.ru/archive/52/6888/ (дата обращения: 16.10.2018).

Современные психологи и педагоги считают, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, в первую очередь, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация стимулирует целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, а также их упорядочение для достижения целей. Так, мотивация является пусковым механизмом всякой человеческой деятельности. Формирование мотивации учения изучалось такими педагогами-психологами, как А. К. Марковой [9], В. И. Василовским [3], Г. И. Щукиной [12], Ю. Н. Кулюткиным [8], Е. П. Ильиным [7], Г. С.Сухобской [8].

Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательною программу начального общего образования, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, включают сформированность мотивации к обучению и познанию.

Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ [10, с. 19].

А. Н. Леонтьев считает, что мотивация является ядром личности и имеет функцию направления деятельности [6, с. 38].

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

Сочетание познавательных и социальных мотивов является основой возникновения «внутренней позиции школьника» (по определению Л. И. Божович), т. е. нового отношения ребёнка к среде, переходом в младший школьный возраст. При этом следует отметить, что, по сравнению с 40–80-ми годами XX в., круг учебных мотивов современных школьников сужен из-за отсутствия ряда социальных мотивов учения (мотив долга перед обществом, мотив самосовершенствования, мотив самообразования) и слабой выраженности некоторых социальных мотивов (похвала учителя) [6, с. 8].

Как отмечает исследователь учебной мотивации школьников Е. В. Ильин, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя [7, с. 165]. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. А. К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются [9, с. 34]:

-        содержание учебного материала;

-        организация учебной деятельности;

-        коллективные формы учебной деятельности;

-        оценка учебной деятельности;

-        стиль педагогической деятельности учителя.

Таким образом, понятие мотива занимает особое место в ряду ключевых психологических категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем одним из наиболее многозначных. Пути становления и особенности мотивации каждого ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями (возможно, с возвращением на предыдущие уровни) происходит становление индивидуальной мотивации. Необходимо учитывать, что мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными.

В мотивации усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд мотиваций с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Интерес представляют следующие виды:

-        коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

-        лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языкового явления;

-        страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося [4, с. 42].

Формирования познавательной мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения. К концу обучения в начальной школе необходимо придать мотивации определенную форму — сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

Актуальность исследования изучения развития познавательной мотивации к изучению китайского языка у младших школьников связано с тем, что на современном этапе развития методики преподавания китайского языка в общеобразовательных школах снижен возрастной порог изучения китайского языка. Так, в некоторых школах г. Читы китайский язык начинают изучать в начальных классах. Безусловно, это связано с геополитическими особенностями расположения Забайкальского края и вызвано необходимостью социально-экономического развития Забайкалья и межкультурным взаимодействием с КНР. В перспективе, изучение китайского языка открывает обширные перспективы не только для жителей Забайкальского края. Поэтому среди всех иностранных языков, изучаемых в России, за последние несколько лет, спрос на китайский показывает наибольший рост.

Сегодня знание иностранного языка, (а в Забайкальском крае китайского языка) становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Отсюда и более пристальное внимание к обучению китайскому языку в школе, как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний.

Литература:

1.                 Бухаров А. О. Учебная мотивация школьника и ее развития в процессе обучения. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2009–66 с.

2.                 Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4. — С. 21–34.

3.                 Василовский В. И. Развитие профессионально-познавательной активности личности. // Инновационные методики обучения изобразительному искусству: сб. науч.тр. — Краснодар: КубГУ, 2007. — С. 22–29.

4.                 Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностр. языки в школе. — 2001. — № 2. — С.40–44.

5.                 Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблема мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М.: Интер, 2009. — 430 с.

6.                 Ганн С. В., Константинова Н. И. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. — С. 38.

7.                 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.

8.                 Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. — Л.: ЛГУ, 1972. — 117 c.

9.                 Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

10.             Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 154 с.

11.             Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 2000. — 127 с.

12.             Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): китайский язык, учебная деятельность, мотив, Забайкальский край, младший школьный возраст, мотивация, иностранный язык, начальная школа, начальное общее образование, познавательная мотивация.


Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников.

Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация первоклассников, младший школьный возраст, методика изучения.

Влияние рефлексивно-оценочной деятельности на повышение...

Ориентация федерального государственного образовательного стандарта начально общего образования на достижение планируемых

Мотивация оказывает достаточное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Повышение мотивации на уроках английского языка в начальной...

иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. Познавательные мотивы могут преобразоваться в учебно-познавательные; мотивы самообразования представлены простой формой...

Развитие положительной мотивации учения младших...

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов

Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов /Зубков Т. И. — Екатеринбург, 1993.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший школьный возраст, учебный процесс, подобный уровень мотивации.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим желанием, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников.

Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация первоклассников, младший школьный возраст, методика изучения.

Влияние рефлексивно-оценочной деятельности на повышение...

Ориентация федерального государственного образовательного стандарта начально общего образования на достижение планируемых

Мотивация оказывает достаточное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Повышение мотивации на уроках английского языка в начальной...

иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. Познавательные мотивы могут преобразоваться в учебно-познавательные; мотивы самообразования представлены простой формой...

Развитие положительной мотивации учения младших...

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов

Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов /Зубков Т. И. — Екатеринбург, 1993.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший школьный возраст, учебный процесс, подобный уровень мотивации.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим желанием, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету.

Задать вопрос