Градостроительная политика в области сохранения историко-архитектурных памятников Таджикистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мирзоева, Ф. З. Градостроительная политика в области сохранения историко-архитектурных памятников Таджикистана / Ф. З. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 859-863. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6848/ (дата обращения: 23.04.2024).

Стратегия сохранения историко-архитектурного наследия раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции, консервации и нового строительства в исторических районах Таджикистана.

Стратегия политики государства поддерживает законодательно-правовые аспекты сохранения и совершенствования историко-культурного и природного наследия в современной градостроительной среде их развитие и защите в целом. Памятники архитектуры под защитой и охраной государства имеют статус предотвращения их разрушению или причинения им вреда, нанесения ущерба, хищения или уничтожения.

Гражданская война прервала естественный процесс продвижения Таджикистана на пути создания суверенного и независимого государства. Она вызвала серьезные политические потрясения, угрожавшие целостности и национальной безопасности страны, культурным достояниям и произведениям искусств. Выделение части народа, угроза и ослабление государственности стало причиной духовного и материального обеднения народа, вообще игнорировались закон и порядок в обществе, что и впоследствии также повлияло на состояние и сохранность памятников национального наследия, современных сооружениях и строительных объектов. Например, значительные объекты архитектуры (санатории, курорты и дома отдыха, гостиницы, административные здания, жилые дома и др.) в городах и районах республики были разграблены, осквернены, уничтожены. Ряд объектов историко-культурного комплекса, а также разрушение памятников происходило от воздействия антропогенно обусловленного загрязнения, других форм негативного воздействия человеческой деятельности, и от стихийных природных бедствий.

В период гражданской войны было много разрушений в области строительства и архитектуры, в том числе были уничтожены памятники истории и культуры в городах Вахдат, Турсунзаде, Пенджикент, а также в Рудаки, Гиссарском, Шахринавском, Айнинском и Кухистони Мастчохском районах. «За последние 15 лет (1995–2010 гг.) в Таджикистане были разрушены свыше ста памятников истории и культуры» [1]. Жители в результате незаконного присвоения земель превратили в развалины древние городища, могильники и крепости. К примеру, можно привести Арк-кала города Худжанда (Крепость Темурмалика), которая в настоящее время является в разрушающем состоянии из за природно-климатических факторов, но больше всего этот памятник несет изувечивающий характер со стороны людей, не серьезного отношения ответственных лиц, присвоения земель и разрушения стены со стороны частных и юридических лиц. Одна часть стены арки входит в завод Торгмаш и в предприятии Рембыттехники, а другая в РСУ (ремонтно-строительное управление) и в военной части 3501. По этому вопросу в Законе Республики Таджикистан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» Статья 24 говорится: «Использование объектов историко-культурного наследия в военных целях запрещается». Другой пример, это разрушения памятника городища Древнего Пенджикента из за негативного влияния климатических природных факторов под открытым небом, по вине ученых-археологов не соблюдения защитных мер и методов сохранения этого памятника и оставления раскопок в открытом пространстве. По словам и наблюдениям, профессора М. С. Марофиева в настоящее время памятник древнее поселение Хон-Яйлов — V-VIII вв. в ущелье Ак-танги Шахристанского района города Истравшан находится в очень разрушенном состоянии, историческое пастбище протоптано ногами людей живших в окрестностях, кладка камней стены памятника жители окраины поселка растащили для строительства своих жилищ, а возле памятника Калаи Кахкаха в Шахристане (г.Истравшан) жители не неся за собой ответственность и не соблюдая определенные границы площади историко-архитектурного памятника построили здания. Также стали стихийно появляться дехканские хозяйства, руководители которых захватывали земли и использовали их под посевы, а к примеру, в Бадахшане древние крепости растащили по камням для строительства домов и ферм. Таким образом, «очень важно, чтобы был решен вопрос о передаче земель, на которых расположены эти памятники культуры, на баланс ведомств культуры. Тогда можно будет оградить их от человеческого фактора, и эти объекты приобретут статус памятников» [2]. Памятники национального искусства заслуживают особого внимания и защиты от увеличивающейся угрозы их существования вследствие природных и человеческих факторов.

Следует отметить, что преступность в сфере национального достояния, сегодня стало всемирной глобальной проблемой и ее причины стали сложны и трудно устранимы. Таким образом, многие утраты культурных и исторических ценностей объясняются: не соблюдения законов, принятия скороспелостью Указов, не внимательностью, нерасторопностью правительства и его структур.

Договорно-правовая база Содружества в культурной сфере постоянно расширяется и совершенствуется. Так, 31 мая 2000г., в рамках саммита глав государств-участников СНГ, Совет Министров иностранных дел рассмотрел проект Соглашения о вывозе и ввозе культурных ценностей, которое регламентирует взаимодействие сторон в вопросах таможенного оформления, охраны, контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в рамках Содружества, предусматривает тесную координацию усилий в борьбе с их незаконным оборотом.

Государства СНГ индивидуализируют свои законодательные и нормативно-правовые базы, в результате чего многие национальные отрасли культурной сферы обособляются, отчуждаются в рамках каждой из стран, что влечет за собой трудности взаимодействия и взаимопонимания. Резко уменьшились возможности для создания общего информационного, образовательного, культурного пространства в рамках Содружества.

Геополитическое положение Таджикистана ставит проблему безопасности республики во главе всех других проблем. От решения геополитических проблем в регионе не только зависит социально-экономический рост, стабильность, жизненный уровень населения, его социальное благополучие и реальный суверенитет, но и сохранения культурного наследия Таджикистана и развития культурного туризма в стране.

Без культурного наследия немыслимы современная жизнь нашей республики и перспективы его развития. Культурное наследие во многом формирует особый менталитет таджиков, утверждает преемственность гуманистических ценностей, подчеркивает неофициальный статус культурной столицы Таджикистана.

Наследие включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Структура исторических ансамблей способствует гармоничному равновесию в обществе, развитию широкого диапазона деятельности.

Мобилизация экономического ресурса культурного наследия — основа городской регенерации. Именно высокие эстетические качества и степень сохранности историко-культурной среды могут обеспечить особую инвестиционную привлекательность Таджикистана, служить залогом благосостояния граждан. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).

Сохранение объектов культурного наследия в градостроительной среде Таджикистана должно стать ключевым элементом стратегии городского и сельского обновления.

Принцип комплексного сохранения архитектурного наследия в современной городской застройке особенно в условиях глобализации требует включить инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью, негосударственным сектором и международным сообществом. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны памятников, но также теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т. д.

Исходя, из этого сегодня возникает вопрос о практическом использовании охраны памятников архитектуры (поддержания и восстановления зданий), представляющих историческую ценность и их непосредственное, активное включение в современную жизнь. «Именно в исторических зонах формируется своеобразное лицо города, а вновь возникающие современные части надо подчинять характеру исторически сложившейся застройки. При использовании памятников необходимо учитывать, наряду с историко-художественной ценностью, их объемно-пространственную структуру, полезную площадь, положение в плане развивающегося города, конфигурацию участка, характер новой окружающей застройки и т. д». [3].

Опыт подсказывает, что сохранение традиционных функций зданий в зоне памятника архитектуры лучше всего обеспечивает сохранность памятников и среды, эксплуатацию зоны и её восприятие в целом [4].

В большей части города новая застройка со всех сторон облепляет историческое ядро города и давит на него, постепенно перемалывая историко-культурные ценности, это видно в городах Москвы, Пскове, Горьком, Новгороде и др. крупных исторических городах [5].

Проблема изучения сохранения памятников архитектуры в городской среде Таджикистана приобретает особую актуальность в условиях урбанизации, когда происходят поиски по восстановлению и сохранению исторического образа в современных условиях. В связи с этим необходимо разработать научное обоснование применения реставрации и консервации отдельных памятников архитектуры, участков исторической застройки городов, реконструкцию и развитие инженерной инфраструктуры.

Эффективному сохранению памятника должно способствовать его правильное использование. Памятник архитектуры не следует изолировать от современного окружения [6]. К примеру, историческое сооружение бани (раньше чайхана стариков) расположенное в центре города Худжанда было построено в 1958 году, которая в данное время находится в плохом состоянии. Баня была отреставрирована два раза со стороны государства, но в настоящее время само здание и крыша находятся в разрушенном состоянии в основном из за землетрясения. Этот памятник не выполняет функцию бани как раньше, а частные лица не имеют понятий правильного использования данного объекта и проведения ремонтно-реставрационных работ в деле сохранения исторической застройки. Таких памятников в республике очень мало, поэтому необходимо выбрать правильное решение сохранения и защиты национального наследия. Это историческое сооружение должно быть включено в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия как указывается в Законе Республики Таджикистан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» Статья 13,14,16 и быть под контролем за состоянием. Очень важно отметить, что для сохранения объектов культурного наследия должны быть задействованы квалифицированные специалисты ремонтно-реставрационных работ, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы и т. д.

Термин «реставрация», примененный к городу, представляется более уместным, чем распространенное на Западе понятие «регенерация», хотя в процессе реставрации городов в большей степени, чем при реставрации зданий, применяются современные материалы, конструкции, приемы строительства, даже возводятся новые здания и сооружения, то-есть город в той или иной степени реконструируется [7].

Сегодня городу невозможно придать облик прошлого путем восстановления, потому, что он преобразовывается, обновляется связанное с современными социальными требованиями, которое можно назвать реконструкцией. Тем не менее, реконструкция должна быть подчинена общей задачей сохранения или восстановления исторически сложившегося структурного построения, композиции, национального стиля, архитектурного облика.

Разнообразные данные указывают на то, что реставрация и реконструкция менее выгодны для инвестора, чем новое строительство, однако в районах с высоким показателем «центральности» это компенсируется выгодами местоположения, а в менее престижных районах повышается риск утраты подлинной исторической застройки. Организационно-экономические инструменты, позволяют повысить инвестиционную привлекательность объектов наследия. Выделено три основные группы таких инструментов: субсидирование, стимулирование и локализация особых правовых условий. Главная цель проведенной систематизации — выявление тех параметров, которые необходимо учитывать в методиках охранного градорегулирования [8].

Сегодня развитие современной архитектуры в городах Таджикистана, наполнены творческими поисками, имеющими свои положительные и отрицательные стороны. Следует отметить, что в настоящее время в республике идет бурное строительство, так как только к юбилею 20-летия независимости Таджикистана (2011г.) построено и сдано около 1,5 тыс. объектов. Но, к сожалению, при таком современном бурном строительстве нет внимания и научного обоснования плана сохранения архитектурных памятников в современной городской структуре, отсутствия специалистов в области градостроительства, а также кадровой подготовки в данной области и реставрации. Это дает подтверждения тому, что генеральный план города Душанбе выполняют специалисты Госстроя города Москвы.

Следует отметить, что для нашей республики в области культуры 2010 год стал знаменательным годом, так как древне-согдийское городище Саразм[1] был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Прото-городской сайт Саразм критериями отбора (II) (III)) [9] и получило мировое признание. Статус «памятника Всемирного наследия» присваивается ЮНЕСКО природному или рукотворному объекту для его лучшего сохранения и популяризации. Этот статус дает дополнительные гарантии сохранности того или иного объекта [10]. Также в Список Мирового Наследия ЮНЕСКО будут включены историко-культурные памятники Таджикистана: буддийский храм Аджина-теппа, городище Хульбук, древние городища Пенджикента, Тахти Сангина[2], Национальный парк Таджикистана, Гиссарский и Ямчунский крепости, Медресе Ходжа-Машхада и ряд других памятников, которые являются сокровищем и достоянием культуры таджикского народа.

В новый реестр историко-культурных памятников Таджикистана «вошли более 2000 памятников. Однако это лишь предварительный список, который будет согласовываться и дорабатываться. Важно не просто зарегистрировать все эти памятники, но и определить их охранную зону, внести в карты земельного пользования районов, озадачить местные власти в сохранении этих памятников» [11]. Следует отметить, что паспортизация каждого памятника обязательна, где подробно приведена в Законе Республики Таджикистан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» Статья 14. Сегодня в регионах нашей республики многие памятники архитектуры не имеют паспорт или полные данные.

Наиболее важным вопросом в деле сохранения памятников архитектуры, является правильное решение восстановительных работ и охранных зон, так как, многие из них в настоящее время исчезают. Им угрожают серьезные и конкретные опасности, как, например природные явления, человеческий фактор, войны, грабежи, угроза исчезновения вследствие прогрессирующего разрушения, разрушения в связи с изменением предназначения или права собственности на землю, быстрый рост развития городов и туризма, нехватка финансовых средств на ремонтно-реставрационные работы. Одним из важных критериев это, конечно же, финансовые затруднения. За 2008 годы были проведены работы «по сохранению культурно-исторических памятников из государственного бюджета было выделено 680 тыс. сомони. На эти средства будет произведена реконструкция крепостей — «Хурда» (Исфара), «Варзи Манор» (Айни), «Хулбук» (Восеъ), «Шохи Хомуш» (Муминабад), «Вамар» (Рушан), гробниц Ахмади Бузург (Пенджикент), Абулкосима Джелони (Истаравшан), Имам Зайнулобиддин (Джиликуль) и других. Однако на полную реставрацию каждого из них требуется порядка 400–500 тыс. сомони» [12].

Также в сохранении памятников архитектуры Таджикистана большую поддержку и помощь оказывают международные организации и представительства. К примеру, Посольством исламской Республики Иран в Таджикистане была оказана финансовая помощь в частичной реставрации мавзолея Саида Али Хамадони в городе Кулябе.

Со стороны Правительства Таджикистана и некоторых международных организаций для ремонтных, реставрационных и восстановительных работ архитектурных памятников выделены определенные средства только некоторым памятникам. Многие архитектурные памятники остаются без внимания.

Можно привести примеры наиболее важных историко-архитектурных объектов в таких исторических городах, как: Худжанд, Истравшан, Исфара, Пенджикент, Душанбе, Хисор, Куляб. В настоящее время на территории современного Таджикистана благодаря сохранившимся памятникам старины, образцам древней архитектуры — исламским мечетям, буддийским храмам, дворцам и общественно-культурным, жилым зданиям советских времен — эти города по-прежнему хранят печать давно ушедших времен. Именно выше названные историко-культурные города славятся древними архитектурными памятниками всемирного значения и очень интересны для обозрения и посещения туристов и гостей, также и самого населения.

На сегодняшний день в Республике Таджикистан зарегистрировано 1873 историко-культурных памятников, в том числе 324 исторических, 1264 памятников древней старины, и 258 архитектурных памятников [13]. На учете Министерства культуры Республики Таджикистан находится более 900 археологических памятников истории и культуры и 200 архитектурных памятников.

В республиканский список городов и других населенных исторических точек входят 5 городов Республики Таджикистан: Душанбе, Истравшан, Худжанд, Пенджикент, Гиссар.

В государственный список Всесоюзного значения были включены 43 историко-культурные памятники. Между памятниками, которые числятся в государственные, имеются наиболее древнейшие памятники, и они являются частью наследием культуры мира.

В республике организованы два историко-культурные памятники: Пенджикент и Гиссарский заповедник. В историко-культурном заповеднике Гиссар находятся 5 объектов архитектурного комплекса Гиссара средних веков.

Археологи каждый год ведут раскопки и открывают новые культурные слои, в котором научные открытия доказывают и заставляют человека представить снова возникшую картину того времени. Широкие исследования поселений «Саразм» в переводе «Сари замин», которое означает «Начало земли», города Пенджикент, «Хульбук» — Восейского района, «Тахтисангин» — Кабадиянского района, безусловно, дадут новые материалы по архитектуре, истории и культуре Таджикистана.

Для совершенствования политики государства необходимо активное включение охраны культурного наследия как составной частью всех аспектов городского планирования. Государство должно принимать решения в сферах городского строительства и благоустройства, городского хозяйства с учетом необходимости сохранения культурного наследия Таджикистана, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными соглашениями совершенствовать систему управления национального наследия. Международным организациям (ЮНЕСКО, ОБСЕ) и Хукуматам областей и города Душанбе, непосредственно задействовавших вопросам сохранения и использования памятников истории и культуры, ввести в практику подготовку ежегодных докладов и их вносить на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве республики.

Сегодня в Таджикистане роль и значимость градостроительной деятельности значительно возрастает, которая обусловлена повышением роста современной строительной активности, развития территорий городов и поселений, как совершенствование инфраструктуры, застройка и реконструкция столицы и городов, улучшение благоустройства и экологического состояния городской среды, а также совершенство правового зонирования районной планировки. Поэтому правильный подход, поддержание и дальнейшее обеспечение устойчивого функционирования городов и поселений Республики Таджикистан — стратегическая цель государственного развития. Таким образом, первостепенной задачей органов государственной власти, специализированных учреждений и общественных организаций сферы культуры республики является сохранение и эффективное использование историко-архитектурных памятников и вовлечение их в сферу социально-культурной деятельности и туризма.

Литература:

1.         http://www.mynet.tj

2.         За годы независимости в Таджикистане исчезло 100 памятников культуры. www.regnum.ru/news/1249406.html

3.         Лавров В. А. Исторические города в их развитии. Сборник материалов. Градостроительные вопросы сохранения и использования памятников архитектуры. М., 1980. –С.23.

4.         Иванов В. Н. Охранные зоны и зоны регулирования в исторических городах. Сборник материалов. Градостроительные вопросы сохранения и использования памятников архитектуры. М., 1980. –С.53.

5.         Тренина А. Б. Сохранение и использование исторической среды памятников архитектуры. Сборник материалов. Градостроительные вопросы сохранения и использования памятников архитектуры. М., 1980. –С.73.

6.         Лавров В. А. Исторические города в их развитии. Сборник материалов. Градостроительные вопросы сохранения и использования памятников архитектуры. М., 1980. –С.25.

7.         Князев К. Ф. Градостроительные задачи реставрации. Сборник материалов. Градостроительные вопросы сохранения и использования памятников архитектуры. М., 1980. –С.27.

8.         Лавров В. А. Исторические города в их развитии. Сборник материалов. Градостроительные вопросы сохранения и использования памятников архитектуры. М., 1980. –С.25.

9.         http://whc.unesco.org/en/criteria

10.     http://www.tajnews.ru/proisshestvija/202-uzbekskuyu-pevicu.html

11.     За годы независимости в Таджикистане исчезло 100 памятников культуры. www.regnum.ru/news/1249406.html

12.     Там же.

13.     Там же.



[1] Древнее согдийское городище Саразм (IV - II тысячелетие до н. э.), расположено в 15 км к западу от районного центра Пенджикент Республики Таджикистан, на левом берегу реки Зеравшан. Саразм, означает «начало земли» - развитие человеческого поселения в Центральной Азии, с 4-го тыс. до н.э. до конца 3-го тыс. до н. э. Большую историческую и культурную ценность представляют хорошо сохранившиеся дворцовые и культовые сооружения, общественные и жилые строения. Руины демонстрируют раннее развитие прото-урбанизации в этом регионе. Этот центр населенного пункта, один из древнейших в Центральной Азии, расположен между горных склон и подходит для выращивания крупного рогатого скота от кочевых скотоводов. Эта долина способствует  развитию сельского хозяйства и орошения. Саразм свидетельствует о существовании торговых и культурных обменов и торговых отношений с народами более обширной географической области, простирающейся от степей Центральной Азии и Туркменистана, на Иранском нагорье, долины Инда и до Индийского океана.

[2]Тахти Сангин (Каменный трон). Тахти Cангин обнаружен в 1976 году и включен в список памятников истории и культуры Республики Таджикистан решением Правительства Республики Таджикистан, как памятник государственного значения. Тахти Сангин расположен в Кабадиянском районе Хатлонской области Республики Таджикистан.

Основные термины (генерируются автоматически): Таджикистан, памятник, культурное наследие, историко-культурное наследие, город, время, национальное наследие, памятник архитектуры, республика, сохранение.


Похожие статьи

Сохранение памятников архитектуры как возрождение...

Поэтому сохранение культурного наследия совпадаете с сохранением культуры вообще.

Поэтому проблема сохранения культурного наследия особенно актуальна в настоящее время в России.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского. Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического...

Международно-правовая защита объектов материального...

Проект международного пакта был предложен, чтобы предотвратить разрушение достижений человечества во время войны и в мирное время, а также обеспечить сохранение культурного наследия, принадлежавшего всему миру.

Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане | «Молодой

Узбекистан, памятник, Центральная Азия, национальное самосознание, мавзолей, культурное наследие, Потсдамский Специальный Институт, Ташкентский Институт Архитектуры, культурная ценность, историко-культурное...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Современная ситуация вокруг памятников Всемирного наследия...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия.

Национальное достояние туркменского народа

Памятники трех историко-культурных заповедников Туркменистана включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — это Древний Мерв, Куняургенч и парфянские крепости Нисы.

Реформы, проводимые в Узбекистане по вопросам...

Проводится историко-культурная экспертиза для выяснения к какому списку включается данное нематериальное культурное наследие.

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского.

Вклад международных археологических экспедиций в изучение...

Культурное наследие Туркменистана представляет собой уникальные ценности, и является неотъемлемой частью мировой культуры. Археологические памятники Древнего Мерва, Нисы, Куняургенча, как бесценные сокровищницы мировой культуры...

Похожие статьи

Сохранение памятников архитектуры как возрождение...

Поэтому сохранение культурного наследия совпадаете с сохранением культуры вообще.

Поэтому проблема сохранения культурного наследия особенно актуальна в настоящее время в России.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского. Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического...

Международно-правовая защита объектов материального...

Проект международного пакта был предложен, чтобы предотвратить разрушение достижений человечества во время войны и в мирное время, а также обеспечить сохранение культурного наследия, принадлежавшего всему миру.

Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане | «Молодой

Узбекистан, памятник, Центральная Азия, национальное самосознание, мавзолей, культурное наследие, Потсдамский Специальный Институт, Ташкентский Институт Архитектуры, культурная ценность, историко-культурное...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Современная ситуация вокруг памятников Всемирного наследия...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия.

Национальное достояние туркменского народа

Памятники трех историко-культурных заповедников Туркменистана включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — это Древний Мерв, Куняургенч и парфянские крепости Нисы.

Реформы, проводимые в Узбекистане по вопросам...

Проводится историко-культурная экспертиза для выяснения к какому списку включается данное нематериальное культурное наследие.

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского.

Вклад международных археологических экспедиций в изучение...

Культурное наследие Туркменистана представляет собой уникальные ценности, и является неотъемлемой частью мировой культуры. Археологические памятники Древнего Мерва, Нисы, Куняургенча, как бесценные сокровищницы мировой культуры...

Задать вопрос