Развитие внимания средствами компьютерных симуляторов у школьников младшего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Алборова К. А., Штуккерт А. Л. Развитие внимания средствами компьютерных симуляторов у школьников младшего возраста // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 614-617. — URL https://moluch.ru/archive/52/6833/ (дата обращения: 19.12.2018).

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Авторы анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к компьютерным играм жанра симуляторы, с помощью которых формируется основной познавательный процесс внимание и уровень компьютерной зависимости.

Ключевые слова: компьютерные игры, спортивные симуляторы, познавательный процесс, развитие внимания, компьютерная зависимость.

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Основным познавательным процессом является внимание. В настоящий время дети с раннего возраста начинают осваивать компьютер, в основном они предпочитают играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день растет число детей, у которых снизился их интеллектуальный уровень, рассеянное внимание, отсутствие интереса к учебе. Все это обуславливает необходимость разработки практических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Значимыми в этом плане являются труды многих ученых Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. М. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Б. В. Эльконин и другие. Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.

Проблема изучения развития внимания в настоящее время стоит остро. И прежде всего, связана с высокой динамикой жизни современного социума. К тому же, обращает на себя внимание забота об охране здоровья обучающихся в школе, создании для них благоприятных условий для учебы и занятий спортом.

Цель исследования: Изучить особенности влияния компьютерных симуляторов на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Компьютерные симуляторы — вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Существуют разные виды симуляторов, но в данной исследовательской работе мы используем отдельный вид симуляторов — спортивный. В спортивных симуляторах используются имитация соревнований и тренировок по легкой атлетике, выступление спортсмена на соревнованиях по прыжкам с шестом, в прыжках в высоту, бег с препятствиями, многоборье, метания ядра и другие виды легкой атлетики. В начале эксперимента была проведена батарея тестов по развитию внимания, в котором принимали участие школьники возрасте 9–10 лет(выборка- 40 респондентов).

В первой группе, 20 респондентов играли в компьютерные симуляторы, в течение месяца 3 раза в неделю по 30 минут (работа проводилась дистанционно, а с помощью скайпа, контролировалось времянахождение за игрой), контрольная группа не участвовала в формирующем эксперименте (20 респондентов). Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова (p ≤ 0,05), в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в процентах)

Рассматривая и анализируя уровень переключаемости внимания на двух этапах исследования, мы можем утверждать, что на втором этапе, после эксперимента, повысился уровень переключаемости внимания у 78,5 % исследуемых детей, таким образом увеличился на 33,5 % по сравнению с 1 этапом. Затем была проведена диагностика уровня концентрации внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования. Для этих целей нами была использована методика корректурной пробы Бурдона (p ≤ 0,05). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунки 2 и 3).

Рис. 2. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых на первом этапе эксперимента (в процентах)

Рис. 3. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых на втором этапе эксперимента (в процентах)

Анализ данных уровня концентрации внимания на двух этапах показывает, уровень концентрации внимания на 1 этапе исследования составляет в среднем 22 %, а на 2 этапе уровень концентрации внимания повысился и в среднем составляет 24 %. Кроме диагностики концентрации внимания, методика корректурной пробы Бурдона позволила определить также и устойчивость внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования (p ≤ 0,05), которые представлены в диаграмме (рисунки 4 и 5).

Рис. 4. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых на первом этапе исследования (в процентах)

Рис. 5. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых на втором этапе исследования (в процентах)

На 1 этапе исследования были получены данные об устойчивости внимания, что в среднем составило 60 %, а на 2 этапе — уровень устойчивости внимания повысился и в среднем составляет 68 %, что указывает на эффективность применения комплекса компьютерных симуляторов на развитие внимания.

Рис. 6. Данные, по определению компьютерной зависимости у школьников до и после формирующего эксперимента.

По заключению тестирования уровень компьютерной зависимости, оказалось что только 30 % опрошенных имеют высокий уровень зависимости, 30 % опрошенных имеют средний уровень зависимости и 40 % имеют низкий уровень зависимости, следовательно по сравнению с первым этапом исследования уровень компьютерной зависимости почти не изменился. Следовательно можно сделать вывод, что формирующий эксперимент не влияет на повышение уровня компьютерной зависимости.

По результатам констатирующего и формирующего экспериментов заключению эксперимента, мы можем сделать выводы:

В нашем исследовании было выявлено, что в категории игры — спортивные симуляторы, задача игрока — акцентировать свое внимание на результате, при этом нужно правильно выполнить техническое действие и набрать определенную скорость, чтобы успешно перейти в следующий тур.

В ходе формирующего эксперимента получены данные о том, что изменения в развитии внимания произошли под влиянием спортивных симуляторов у школьников младшего возраста. Анализ данных показал, что в экспериментальной группе 2 этапа исследования переключаемость внимания возросла в 1,5 раза. Уровень концентрации внимания после второго этапа у экспериментальной группы повысился в среднем на 2 %. Уровень устойчивости внимания также повысился в среднем на 8 %.

Рекомендации учителям физкультуры, тренерам и родителям:

Рекомендуется использовать в образовательном процессе спортивные симуляторы для развития внимания. Для младших школьников установлено ограничение по времени в пол часа 3 раза в неделю. Целесообразнее включать спортивные симуляторы в тренировочный процесс к своему виду спорта, чтобы мысленно прорабатывать технику движений. Контроль за выполнением заданий контролировать через интернет. Как только достигается определенный уровень развития внимания, можно прекращать играть в спортивные симуляторы, или перейти на другой вид компьютерных симуляторов (к примеру- автосимуляторы).

Литература:

1.    Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. — Москва: Изд-во Московского Университета, 1984. — 101 с.

2.    Добрынин, Н. Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии / Н. Ф. Добрынин. — Москва: Издательство Московского университета, 1973. — № 3 — С. 121–128.

3.    Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров — Москва: Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991.- № 3.- С. 27–39.

4.    Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин. — Москва: Психологический журнал, 1999, том 20, № 1, С. 86–102.

5.    Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание / А. Г. Шмелев. — Москва: Наука, 1990. С. 95.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, развитие внимания, формирующий эксперимент, этап, симулятор, младший школьный возраст, уровень концентрации внимания, внимание, легкая атлетика, основной познавательный процесс.


Ключевые слова

познавательный процесс, компьютерные игры, спортивные симуляторы, развитие внимания, компьютерная зависимость.

Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса...

Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет. Внимание у детей обнаруживается достаточно рано, уже в первый месяц жизни.

Развитие внимания младших школьников в учебной...

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

Особенности компьютерной зависимости у младших...

В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Память как познавательный процесс у младших школьников...

Основные термины (генерируются автоматически): внимание, группа, младший школьный возраст, уровень внимания, общеобразовательная школа, школьник, произвольное внимание, избирательность внимания, развитие внимания, устойчивость внимания.

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Ключевые слова: развитие внимания, младшие школьники, урок математики, свойства внимания. Для успешного обучения младших школьников необходимо развитие у них на должном уровне таких психических процессов, как память и внимание.

Основные положения определения развития внимания

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности.

Развитие внимания младших школьников на уроках математики.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости...

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной...

От уровня развития произвольного внимания зависит также развитие и формирование других когнитивных процессов: памяти, мышления и различных интеллектуальных способностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса...

Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет. Внимание у детей обнаруживается достаточно рано, уже в первый месяц жизни.

Развитие внимания младших школьников в учебной...

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

Особенности компьютерной зависимости у младших...

В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Память как познавательный процесс у младших школьников...

Основные термины (генерируются автоматически): внимание, группа, младший школьный возраст, уровень внимания, общеобразовательная школа, школьник, произвольное внимание, избирательность внимания, развитие внимания, устойчивость внимания.

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Ключевые слова: развитие внимания, младшие школьники, урок математики, свойства внимания. Для успешного обучения младших школьников необходимо развитие у них на должном уровне таких психических процессов, как память и внимание.

Основные положения определения развития внимания

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности.

Развитие внимания младших школьников на уроках математики.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости...

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной...

От уровня развития произвольного внимания зависит также развитие и формирование других когнитивных процессов: памяти, мышления и различных интеллектуальных способностей.

Задать вопрос