Библиографическое описание:

Соловьев А. А., Авдеюк О. А., Шведов Е. Г., Авдеюк Д. Н. Социальные основания популярности инженерного образования // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 766-768.

По поводу смысла и целей современного российского высшего образования говорят практически все, и немалая толика в этих обсуждениях уделяется образованию инженерному. Сущность последнего невозможно уяснить, не понимая сущности российского образования вообще, с одной стороны, и современного технологического развития, с другой. Мы попытаемся рассмотреть эти два явления в их взаимосвязи.

Согласно обязательствам по Болонской декларации, в России с 2003 г. начались значительные реформы высшего профессионального образования, связанные, прежде всего, с переходом на двухуровневую систему «бакалавр-магистр». Если еще до 2010 года студенты могли получить после освоения ступени бакалавра диплом «специалиста» (по — старому, инженерный диплом), то с 31 декабря 2010 г. квалификации бакалавра и магистра стали основными для выпускников вузов, «специалитет» сохранился лишь для весьма ограниченного списка направлений подготовки ВПО [1, 5, 11]. В связи с этим у абитуриентов, их родителей, вузовских работников, будущих работодателей возникли многочисленные вопросы, в числе которых следующий: что собой представляют бакалавры и магистры, осталась ли традиционная инженерная подготовка. Это не случайно, так как все понимают, что без инженерного творчества и изобретательства технический прогресс невозможен [6], «от состава, квалификации инженерного корпуса такой страны, как Россия, самым непосредственным образом зависят ее экономическое положение, безопасность, наконец, авторитет на международном уровне» [11].

Действительно, упоминание в специальном звании выпускника вуза слова «инженер» позволяет, как хочется верить, продолжать развитие инженерного образования, традиции которого были заложены в России более трехсот лет назад [9]. Во время становления инженерной профессии в России возникает специальное высшее образование [4]. Смысл профессии «инженер» заключался (и заключается) в широком применении научных знаний в решении технических проблем производства.

Новые функции и области применения инженерной профессии потребовали значительных изменений в подготовке специалистов. Еще в середине ХХ века профессия инженера считалась очень престижной. В наше время отмечают [6, 10] невысокую популярность инженерных специальностей, что связано, в том числе со следующим:

-          закрытие многих производств, особенно в малых городах;

-          низкая оплата труда (с одной стороны, относительно существующих в общественном мнении «стандартов высокого уровня жизни», с другой, относительно представителей иных профессий);

-          совокупность часто невыполнимых требований, предъявляемых работодателями к молодым специалистам (например, определенный стаж работы по специальности или знание специфики конкретного производства);

-          сложности в освоении технических дисциплин, связанные как со спецификой последних, так и с низким уровнем общетехнической подготовки абитуриентов.

Ликвидация предприятий, которыми были востребованы специалисты с высшим техническим образованием, на определенном этапе резко снизила популярность такого образования, но данный вопрос лежит в области скорее экономической, нежели социокультурной или социотехнической.

Низкая оплата труда того или иного специалиста может быть связана с низкой ценностью этого труда на рынке, например, по причине его цивилизационного обесценивания: «меньшее количество высшего труда создает равную или большую ценность, чем более значительное количество высшего труда» [2]. Но инженерная работа всегда считалась именно «высшей». Если же она оплачивается (в условиях капиталистической экономики) ниже, чем в среднем, то выводов может быть два: либо это не труд инженера, либо инженер не используется должным образом. Последнее может быть результатом ликвидации производства, о которой говорилось выше, а может и следствием отставания данного инженера от производственных нужд (в исключительных случаях инженер может «опережать время», тогда рискует быть невостребованным сейчас, но имеет шанс стать «сверхвостребованным» в будущем). Если говорить об «асинхронности» (отставании или опережении) подготовки инженера и запросов экономики, то она практически всегда становится результатом несоответствия компетенций, воспроизводимых общим и специально-техническим образованием, и квалификаций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Дополнительные требования к претендентам на ту или иную должность связаны, как мы считаем, как раз с расхождением между квалификационным содержанием образования и содержанием конкретного труда, т. е. с «недоверием к диплому». С одной стороны, это следствие социальной «зараженности» тотальным обманом, но с другой, отсутствием должной взаимосвязи между техническими учебными заведениями и производствами.

Студент же, не будучи уверен в трудоустройстве по специальности, менее старателен в учебе, осваивает лишь необходимый минимум профессиональных знаний и умений, «подстраховываясь» работой не по специальности или дополнительным образованием по иному направлению (так называемое «второе высшее»). В случае же успешного трудоустройства по основной специальности он может оказаться недостаточно квалифицированным. В итоге работодатель опасается выпускников без стажа.

Успешное освоение технических дисциплин и включение в связанный с ними социотехнический контекст могли бы опираться на некоторый фундамент, выстраиваемый во время обучения в средней школе. Причем имеется в виду не только непосредственное обучение таким предметам, как физика, математика, химия или информатика. Квазигуманизация отдельных моментов образовательного процесса, со всеми ее благими намерениями, приводит иногда к отсутствию у современного подростка внутренней потребности к целесообразной, в том числе творческой, деятельности. Он плохо понимает сущность труда как такового, почти ничего не знает о тех или иных профессиях, включая инженерную. Всякая техническая работа через сферу распространения массовых «мифов» и стереотипов воспринимается некоторыми школьниками как вредная, опасная, общественно не значимая, бесперспективная, не приносящая морального удовлетворения. В совокупности с низким общетехнологическим уровнем, обусловленным недостаточностью дополнительного технического образования, создаются, таким образом, предпосылки к снижению популярности инженерных профессий.

Как ни парадоксально, но причина снижения качества (а в некоторых случаях и количества) технического образования лежит не только, и не столько в плоскости технической. Интерес к разным видам инженерной деятельности на наш взгляд, может быть повышен следующими способами:

-          взаимосвязь с успешными выпускниками технических вузов, которые способны заинтересовать своими успехами нынешних студентов и абитуриентов;

-          переход в стратегии образования от репрессивных форм к развивающим: переориентация идеи «сдать» в идею «научиться»;

-          гармоничное взаимодействие бинарных оппозиций, ранее часто становившихся «биполярными»: общекультурного и специального, технического и гуманитарного, традиционного и инновационного, рационального и иррационального.

А в условиях неопределенности будущего возрастает потребность в специалистах, способных к постоянному самосовершенствованию, эффективному взаимодействию с окружающей средой, как естественной, так и искусственной. И поэтому техническим вузам необходимо:

-          интенсифицировать учебный процесс, ориентируясь не на время, которое провел студент «за партой» (или количество дидактических единиц, которые усвоил), а на его компетенции и квалификации, которые позволят реализовать себя в конструкторской, организационной или научной работе;

-          уделять больше внимания включению студента в профессиональный мир. Последнее может быть реализовано за счет объединения основных предметов и таких дисциплин, как «Введение в специальность», «История и философия науки и техники», «История отрасли», «Методы инженерного и научного творчества»;

-          создавать материальную базу согласно современным требованиям, и так как это подразумевает наличие дорогостоящего лабораторного и экспериментального оборудования, то необходимо устанавливать тесную связь с современными производствами, включая практику студентов;

-          развивать у будущих выпускников коммуникативные навыки, давать комплексное представление об изучаемой технической отрасли как российской, так и зарубежной; стимулировать студентов к изучению иностранных языков, отправлять на стажировку в зарубежные вузы [1, 3, 6, 7, 8].

Все эти изменения должны проходить в соответствии с тем, что современные условия развития глобальной экономики требуют отказа от традиционной узконаправленной инженерной подготовки.

Инновационные компетенции инженера ХХI века — это пересечение традиционного инженерного образования, современных потребностей промышленности и достижений науки, инноваций. Но при этом необходимо стремиться к тому, чтобы сохранить лучшие традиции и технические школы российского образования. И как отмечает В. П. Рыжов, «нужно, чтобы инженерное дело вновь превратилось в гармоничное творчество, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция, а инженер стал гармоничной личностью, ведущей фигурой современного общества» [7].

Литература:

1.         Асеева Е. Н. Общие подходы к совершенствованию форм и методов обучения техническим дисциплинам при переходе к новым стандартам образования / Е. Н. Асеева, О. А. Авдеюк//Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». — Т. 11. — № 9. — 2012. — С.18–21.

2.         Зиммель Г. Философия труда / Г. Зиммель // Избранное. — Т.2. Созерцание жизни. — М.: Юрист, 1996. — С. 466–485.

3.         Косенко В. Д. О некоторых проблемах современного инженерного образования [Электронный ресурс: http://do.gendocs.ru/docs/index-251720.html?page=11]. Дата обращения: 01.04.2013.

4.         Морозов В. В. История инженерной деятельности. Курс лекция для студентов всех специальностей дневного и заочного обучения / В. В. Морозов, В. И. Николаенко // Харьков: НТУ «ХПИ», 2007. — 336с.

5.         Переход российских вузов на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру [Электронный ресурс: http://ru.education.mon.gov.ru /articles /66/]. Дата обращения: 03.04.2013.

6.         Проблемы инженерно-технического образования [Электронный ресурс: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnicheskogo_obrazovania.html]. Дата обраще-ния: 01.04.2013.

7.         Рыжов В. П. Инженерное творчество и проблемы современного инженерного образования / В. П. Рыжов // Открытое образование, № 5, 2005. — С. 80–84.

8.         Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний [Электронный ресурс:http://www.akvobr.ru/rossiiskoe_inzhenernoe_ obrazovanie_v_ ekonomike_ znanii.html].Дата обращения: 01.04.2013.

9.         Современное инженерное образование: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации»/ Боровков А. И., Бурдаков С. Ф., Клявин О. И., Мельникова М. П., Пальмов В. А., Силина Е. Н.; Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» — (Серия докладов в рамках проекта ?Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации?) — Санкт-Петербург, 2012. — Вып.2–79 с.

10.     Современное инженерное образование: проблемы модернизации. [Электронный ресурс:http://www.akvobr.ru / sovremennoe_inzhenernoe_ obrazovanie_ problemy_ modernizacii. html]. Дата обращения: 01.04.2013.

11.     Федоров И. Б. Проблемы и перспективы современного образования / И. Б. Федоров // Машиностроительное и инженерное образование, № 1. — 2004. — С. 51–55.

Основные термины (генерируются автоматически): инженерного образования, современного инженерного образования, высшего профессионального образования, высшего образования, российского образования, популярности инженерного образования, российского высшего образования, развитие инженерного образования, дистанционного инженерного образования, технического образования, Дата обращения, составляющая инженерного образования, Современное инженерное образование, традиционного инженерного образования, Электронный ресурс, сущности российского образования, и технологический форсайт Российской, систему высшего образования, образования и содержанием конкретного, и перспективы современного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос