Восприятие телевизионных телепередач с элементами комического как один из видов художественного восприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Неверова А. А. Восприятие телевизионных телепередач с элементами комического как один из видов художественного восприятия // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 640-642. — URL https://moluch.ru/archive/52/6698/ (дата обращения: 15.12.2018).

Создание условий для всестороннего и правильного развития личности было актуально во все времена. Использование для этого различных видов искусства (литературы, кинематографа, музыки, живописи и театра и др.) дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект.

Проблема художественного восприятия исследовалась как философами (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант и др.), так и психологами (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн и др.) начиная с древних времен. Но и сейчас эта проблема волнует современных ученых, а изучение этого феномена ведется во многих направлениях.

И. А. Мальченкова [5] считает, что произведение искусства решают следующие задачи:

-        осведомляет о фактах, событиях, процессах действительности и отношение к ним героев произведения;

-        заражает самого читателя, зрителя слушателя определенными оценками этих фактов и отношений включаются в уже существенную систему его духовно-художественных воззрений;

-        вызывает поток наблюдений, переживаний, раздумий и приводит к определенным изменениям жизненных установок и ценностей индивида, т. е. меняет его самого и его человеческий мир.

Художественное восприятие относится к процессу, объектом которого являются произведения искусства (книга, картина, скульптура, пьеса на сцене, фильм, музыка т. д.); субъектом — слушатель, зритель, читатель. По мнению Р. Арнхейма, восприятие искусства — это не пассивный созерцательный акт, а активный творческий процесс, предполагающий включение потребителя искусства с автором [1].

Впервые кто из античных ученых затронул проблему художественного восприятия был Аристотель. О художественном восприятии он говорит как об интимном процессе, зависящем от жизненного опыта и культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, психологического состояния (временно действующие факторы. Художественное воздействие искусства было понято им как очищение души зрителя с помощью эффектов сострадания и страха. В «Политике» Аристотель говорит об очищении реципиента красотой и наслаждением. Восприятие искусства — есть процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении.

Л. С. Выготский писал, что восприятие искусства требует творчества, потому что и для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения — необходимо еще творчески преодолевать свое собственное чувство, найти катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна. Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства [3, с 237].

П. М. Якобсон выделяет художественное восприятие как многослойную структуру, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. П. М. Якобсон утверждает, что эмоциональное воздействие произведений искусства, подразделяется на поверхностное, затрагивающее периферические стороны личности, и глубокое, которое затрагивает нравственное сознание [10].

Киноискусство, театр, мультипликация считаются синтетическими видами искусства, предполагающими умение воспринимать речь, музыку, пение, мимику, позу и движение персонажей.

Одним из слабо разработанных аспектов художественного восприятия является восприятие телевизионных передач с элементами комического, хотя особенности культуры телевосприятия в настоящее время исследуют многие отечественные ученые (Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, Е. А. Захарова, В. В. Недбай, Ю. Н. Усов и другие ученые). Но мало данных о культуре телевосприятия у детей дошкольного возраста (М. Л. Варшавская, Ж. В. Мацкевич, А. В. Спирина, В. Д. Сыч, М. А. Шакарова)

Е. А. Захарова [4] под телевосприятием подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться.

В исследовании М. Л. Варшавской изучалась проблема использования диафильма как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В свете данной проблемы автор рассматривал специфику диафильма как пособия, в котором сочетание последовательного ряда изображений с литературным [6].

В. Д. Сыч рассматривал влияние телевизионных передач о природе на воспитание эстетического отношения детей дошкольного возраста к природе, тщательно подходила к отбору содержания телепередач [10]. Кроме того рассмотрено влияние мультипликационного кино на развитие изобразительного творчества (Ж. В. Мацкевич, [5]), а также изучено влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста (А.В Спирина [9]).

Восприятие телепередач с элементами комического является составляющей художественного восприятия, которое структурируется как система, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Изучая когнитивный компонент художественного восприятия А. Бине и В. Штерн настаивают на том, что восприятие картины идет от части к целому и выделяют три стадии: первая — предметная (перечисления), вторая стадия — действия (описания), третья стадия — истолкования (отношений); Л. А. Венгер, Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн доказывают обратное: восприятие картинок идет от целого к части.

Эмоциональный компонент исследователи рассматривали в соотношении с когнитивным, в связи с этим были сформированы три точки зрения на эту проблему: Первая точка зрения — на первый план выдвигается мышление (А. Бергсон, Г. Гегель, И. Кант); вторая — на первом плане находятся эмоции (Г. Декарт, Т. Липпс, Дж. Селли). Соответственно третьей точке зрения, большое значение придается как эмоциям, так и мышлению (Ю. Б. Борев, А. П. Московский).

Анализируя телевосприятие детей, исследователи выделяют следующие его особенности:

Первая особенность заключается в том, что детское восприятие характеризуется как фрагментарное. Л. М. Баженова указывает на то, что ребёнок часто дает оценку поведения телегероя на основании одного выхваченного из сюжета эпизода и затрудняется составить общее представление о характере персонажа. Кроме этого ему бывает трудно выразить свои эмоции и оценки еще из-за того, что у него еще слабо развита речь [2]. Е. А. Захарова, утверждает, что фрагментарность выражается в неспособности ребёнка эмоционально воспринять музыку, ритмы, пластику, цвет, монтажные и другие выразительные средства киноязыка, соотнести эти средства между собой и осмысленно связать в единый целостный кинообраз [4].

Вторая особенность детского восприятия  ? просмотр фильмов направлен не только на усваивание информации, а также предполагает выделение и оценку структурных компонентов поведения телеперсонажей, сравнение их друг с другом и с общепринятыми нормами, установление связей между нарушением норм и правил поведения телеперсонажей и отрицательными последствиями и их прогнозирование (когнитивный компонент), также на переживания человеком и глубину погружения, дифференцировку отношения к положительным и отрицательным телеперсонажам к разным жанрам телепередач, осуждение отрицательных форм поведения, сопереживание положительным героям (эмоциональный компонент), что становится как бы частицей собственного опыта, формируя чувства и творческое, подлинно свободное отношение к действительности (А. Л. Казин, А. В. Спирина). А. В. Спирина считает, что поведенческий компонент находит выражение в трансляции в повседневную жизнь и творческую деятельность воспринимаемых форм отрицательного и положительного поведения телеперсопажей, использование усвоенных при просмотре телевизионных передач копипг-стратегий в общении и игровой деятельности [9].

Третья особенность детского телевосприятия заключается в том, что телевидение способствует формированию не только мировоззрения, но и мировосприятия, мироощущения человека, но и его свободное, творческое отношение к жизни. Телевидение воспитывает эстетическое отношение детей дошкольного возраста к окружающему миру, но формирует нравственное поведение. По мнению В. Д. Сыч, телепередачи должны быть выполнены на высоком эстетическом уровне и приближаться к произведениям искусства, с тем, чтобы эмоциональная осознанность материала способствовала более глубокому проникновению в сущность явления, о котором шла речь. Эстетический уровень проявлялся в точности и ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи ведущего, его увлеченности, уместности зрительного ряда. Очень важным являлось единство стиля, плавность и естественность переходов при показе различных элементов, например, кинофрагментов, а также соблюдение меры при использовании музыкальных и различных шумов в передачах, верное соотношение зрительного и слухового ряда. Передачи должны были вызывать только положительные эмоции и должны были способствовать воспитанию у детей эстетических чувств и вкусов [10].

Четвертая особенность детского телевосприятия  ? наивный реализм, который характеризуется с точки зрения М. К. Шнейдера тем, что не понимая художественной условности кинообраза (воспринимая его лишь «вербально»), дети не делают различия между натуралистической кинокопией и художественным кинообразом, т. е., по сути, принимают все увиденное за подсмотренную кинокамерой действительность. Естественно, это касается прежде всего игрового кино [8].

Пятая особенность детского телевосприятия  ? дошкольники испытывают затруднения в восприятии пространственно-временных и причинно-следственных связей явлений реальной жизни в невозможности связать несколько эпизодов-поступков героя во временной последовательности, и выявить причинно-следственные связи в сюжете; в невозможности понять мотивы поведения героев, и, следовательно, сделать нравственные выводы (Е. А. Захарова).

Шестая особенность детского телевосприятия  ? «фабульное» восприятие- ребёнок «читает» событийный ряд кинокартины (небольшой по объему) и связывает события-эпизоды во временной последовательности, но до полноцепного художественного восприятия, тем более, до восприятия большой полнометражной картины ему еще очень далеко (Л. М. Баженова, Е. А. Захарова).

Седьмая особенность детского телевосприятия  ? возможности телевидения позволяют демонстрировать явление в ускоренном или замедленном темпе, при необходимости останавливая или даже повторяя показ. Благодаря чему можно зафиксировать процессы, происходящие в какие-то мгновения, часто неуловимые для человеческого глаза и, напротив, проследить за тем, на что в реальной действительности потребовались бы годы или месяцы (Р. Н. Ильин)

Восьмая особенность детского телевосприятия  ? движение в пространстве, наряду с фотографическим воспроизведением реальности выражает специфику кино.

Девятая особенность детского телевосприятия  ? идентификация юного зрителя с понравившимся ему героем, которая у детей проходит значительно острее, чем у взрослых. Отождествление себя с телегероем в этом возрасте происходит у детей чаще всего по внешним признакам, без понимания внутренних мотивов его поступков и поэтому дети затрудняются выбрать достойного персонажа (Е. А. Захарова [4])

Десятая особенность детского телевосприятия  ? многие дети испытывают затруднения в понимании подтекста тслепроизведения, не замечая скрытых смыслов, которые зачастую содержатся в словах и действиях телеперсонажей и поэтому неадекватно интерпретируют увиденное на телеэкране (Л. М. Баженова [2]).

Одиннадцатая особенность детского телевосприятия  ? дети дошкольного возраста не в состоянии выделить основной конфликт телефильма. В поле их внимания находятся, преимущественно главные герои, а поступкам второстепенных действующих лиц не придается значения, не осознается их воздействие на ход событий фильма и судьбы главных героев (Л. М. Баженова [2]).

«Ералаш» — современная юмористическая передача, которую часто показывают по телевиденью. Сюжеты киножурнала представляют не только юмористическую, но и нравственную направленность т. к. в историях киножурнала «Ералаш» высмеивается жадность  ? «Мандарин» (автор О. Григорьев, режиссер Л.Мирский); лживость ? «Часы» (автор В. Ховенко, режиссер Н. Репина); хитрость  ? «Хитрый маршрут» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец, режиссер Е. Ковалец); хвастовство  ? «Котовасия» (автор А.Щеглов; режиссер С.Морозов), «Клевое местечко» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец; режиссер Е. Ковалец); зависть  ? «Наша Таня громко плачет» (автор Н. Иванова, режиссер Н.Иванова); неряшливость  ? «Помощница» (автор Н.Дубина, режиссер А.Михалев) и др.) и поэтому изучение восприятия дошкольниками киножурнала «Ералаш представляет огромный интерес как психологов, так и для воспитателей и родителей.

На основе проведенного анализа были выделены особенности телевосприятия, а также рассмотрены аспекты художественного восприятия, что может представлять интерес для исследователей и педагогов дошкольного учреждения.

Литература:

1.         Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

2.         Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. М.: Изд-во Российской академии образования, 2004. — 55 с.

3.         Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -344 с.

4.         Захарова, Е. А. Развивающий экран. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы. / А. П. Ершова,Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. — М: Просвещение, 1991. — С. 24–49.

5.         Мальченкова И. А. Установка художественного восприятия: Структура, функционирование, формирование: кандидат философских наук. Москва. 1997. 142 с.

6.         Мацкевич Ж. В. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино: Дис.... канд. пед. наук. -М., 2009. 151 с.

7.         Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.- С150–167.

8.         Шнейдер М. К. Шнейдер М. К. Художественное кино в воспитательной работе школы. — М.: Академия пед.наук, 1950. — С. 31

9.         Спирина А. В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста. — Шадринск: «Шадринский Дом Печати», 2011.  ? 210с.

10.     Сыч В. Д. Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения: Дис.... канд. пед. наук. -М., 1979 г. С.34

11.     Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. — 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художественное восприятие, детское телевосприятие, дошкольный возраст, Ковалец, восприятие искусства, произведение искусства, автор, ребенок, особенность, временная последовательность.


Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста художественного произведения на протяжении всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. На основе изучения научной литературы...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества.

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое восприятие, старший дошкольный возраст, ребенок, эстетическое восприятие, развитие...

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Восприятие человека связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также с особенностями личности [2;6].

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

В статье рассмотрены особенности восприятия детьми художественного текста книги.

Ключевые слова: книга, художественный текст, иллюстрация, изобразительное искусство, восприятие.

Проблема художественного восприятия...

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не вызывают эмоций, школьники не способны сделать анализ произведения

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и

В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими к цвету, форме.

Особенности художественно-творческого развития детей...

Художественное творчество детей-дошкольников, по мнению разных исследователей, является

8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество.

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста художественного произведения на протяжении всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. На основе изучения научной литературы...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества.

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое восприятие, старший дошкольный возраст, ребенок, эстетическое восприятие, развитие...

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Восприятие человека связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также с особенностями личности [2;6].

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

В статье рассмотрены особенности восприятия детьми художественного текста книги.

Ключевые слова: книга, художественный текст, иллюстрация, изобразительное искусство, восприятие.

Проблема художественного восприятия...

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не вызывают эмоций, школьники не способны сделать анализ произведения

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и

В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими к цвету, форме.

Особенности художественно-творческого развития детей...

Художественное творчество детей-дошкольников, по мнению разных исследователей, является

8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество.

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает...

Задать вопрос