Гражданский иск в уголовном процессе: проблемы теории и практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, Ю. А. Гражданский иск в уголовном процессе: проблемы теории и практики / Ю. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 349-350. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114348/ (дата обращения: 18.07.2024).



Данная статья посвящена анализу теоретических и практических проблем, возникающих в связи с реализацией института гражданского иска в уголовном процессе. Изучение научных представлений о правовой природе гражданского иска, а также норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (далее — УПК РФ), позволили автору статьи обосновать вывод о его универсальной природе и о необходимости рассмотрения гражданского иска по правилам гражданского процесса, независимо от вида судопроизводства, а также о внесении соответствующих изменений в УПК РФ и о формировании Верховным Судом РФ более чёткой позиции по данному вопросу. Изучение статистических данных, а также материалов судебно-следственной практики, послужили основанием для выработки автором статьи предложений, направленных на обеспечение права потерпевшего на возмещение имущественного вреда и компенсацию морального вреда в рамках гражданского иска в уголовном процессе.

Ключевые слова: гражданский иск, правовая природа, уголовное судопроизводство, гражданское судопроизводство, гражданские правоотношения, конституционные права потерпевшего.

Обращение к нормам УПК РФ позволило установить, что законодательное определение понятия «гражданский иск в уголовном процессе» на сегодняшний день отсутствует. Нет в тексте уголовно-процессуального закона и специальной главы, которая бы объединила в себе нормы, регулирующие процедуру рассмотрения гражданского иска при разрешении уголовного дела. Полагаем, уяснению сущности анализируемого правового института может способствовать конструкция ст. 44 УПК РФ, анализ которой позволяет понимать под гражданским иском в уголовном процессе требование возместить имущественный вред физическому либо юридическому лицу, а также выплатить имущественную компенсацию морального вреда физическому лицу в случае, когда есть основания полагать, что этот вред был причинён непосредственно преступлением.

Изучение доктрины уголовного процесса показало, что мнения учёных по вопросу правовой природы гражданского иска в уголовном процессе разнятся. Одни авторы, ссылаясь на ч. 1 ст. 1 УПК РФ, в частности, на её положение о том, что порядок уголовного судопроизводства в России диктует только УПК РФ, подчёркивают независимость анализируемого института от норм гражданского процессуального права [6], а другие, напротив, указывают на необходимость применения при рассмотрении гражданского иска в уголовном процессе исключительно норм гражданского процессуального права [5], объясняя такой подход, во-первых, тем что по своей правовой природе гражданский иск изначально выделился из гражданского процессуального права и, во-вторых, тем, что иск является общеправовым понятием, призванным характеризовать исключительно гражданско-правовое требование одного лица к другому, обращённое через суд. Признавая право на существование обоих подходов, а также учитывая тот факт, что институт гражданского иска в уголовном процессе являет собой некий феномен, «точку соприкосновения» норм двух, по сути, обособленных правовых отраслей: уголовного и гражданского, тем не менее, считаем, что при определении правовой природы анализируемого института, важно, в первую очередь, учитывать характер складывающегося правоотношения, в частности, то что во-первых, необходимость возмещения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, в полном объеме лицом, причинившим вред, установлена ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации [3] и, во-вторых, что в уголовно-процессуальном праве иск по возмещению вреда самостоятельного значения не имеет и подлежит рассмотрению исключительно в рамках конкретного уголовного дела.

Принимая во внимание гражданско-правовой характер требования о возмещении имущественного вреда, лежащего в основе гражданского иска в уголовном процессе, наиболее правильным представляется рассматривать такой иск, отталкиваясь от общеправового понятия иска, для которого свойственно наличие гражданско-правового требования, выдвигаемого одним лицом в отношении другого посредством обращения в судебный орган. В связи с этим считаем, что рассматривать гражданский иск целесообразно по правилам «родного» ему гражданского судопроизводства, независимо от того, заявляется он в гражданском или уголовном процессе. Полагаем, в данном случае важно учитывать, что иск имеет неизменную природу, а значит, порядок его рассмотрения в уголовном и в гражданском процессах должен быть единым. В доктрине в этой связи справедливо отмечается, что «именно природа права и характер спорного правоотношения предопределяют процессуальный порядок защиты, а не наоборот» [7].

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что ни отечественный уголовно-процессуальный закон, ни Верховный Суд РФ до настоящего времени не дали прямого ответа на вопрос, по каким процессуальным правилам рассматривается гражданский иск в уголовном процессе (уголовного или гражданского судопроизводства), считаем необходимым закрепить в УПК РФ норму, предписывающую правило, по которому гражданский иск в уголовном процессе подлежит рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства. Высшей судебной инстанции, на наш взгляд, следует конкретизировать свою позицию по этому вопросу в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу» [4].

Анализ практических аспектов реализации института гражданского иска в уголовном процессе позволил указать на его недостаточную эффективность, связанную с недобросовестностью поведения гражданского ответчика, вследствие которого потерпевшим лицам не возмещается имущественный вред либо не компенсируется моральный вред, что прямо нарушает их права, закреплённые в статьях 46 и 52 Конституции Российской Федерации [1], а также противоречит принципу неотвратимости гражданско-правовой ответственности. Не следует забывать, что согласно ст. 6 УПК РФ назначением уголовно-процессуального закона определена защита прав и свобод лиц, пострадавших от преступлений.

В то же время, как показал анализ материалов уголовных дел, находящихся в производстве отдела дознания отдела полиции № 7 УМВД России по г. Хабаровску, а также данных судебной статистики, требования потерпевшего лица о возмещении имущественного вреда, заявленные в гражданском иске, в 2022–2023 гг. были удовлетворены лишь в 40 % случаев (в 2022 г. — 35 %), а о компенсации морального вреда — в 15 % (в 2022 г. — в 27 %).

Представленные выше статистические данные диктуют необходимость создания дополнительных законодательных гарантий, направленных на повышение эффективности института гражданского иска в уголовном процессе, на защиту прав лиц, потерпевших от преступлений, провозглашённых Конституцией РФ и ст. 6 УПК РФ.

Одной из таких гарантий должен был стать Федеральный закон «О потерпевших от преступлений», проект которого в 2012 г. был предложен Следственным комитетом Российской Федерации. В одном из его пунктов, в частности, предусматривалось создать в России Федеральный фонд помощи потерпевшим. Однако, в последствие данный законопроект был отклонён в связи с «отсутствием объективных предпосылок» к его принятию. В результате защита прав потерпевшего в уголовном процессе, по-прежнему, осуществляется через корректировку отдельных положений УПК РФ, регулирующих права потерпевшего.

Считаем, что принятие специального федерального закона, проект которого разрабатывался специалистами СК РФ с учётом сложившейся судебно-следственной практики, было бы в этом смысле более эффективно и позволило статьям 46 и 52 Основного закона не быть декларативными, а реализоваться на практике, способствуя удовлетворению гражданского иска о возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда потерпевшему, заявившему гражданский иск в уголовном процессе.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 04.10.2022) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.03.2024) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 06.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. от 08.07.2021) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 17-е изд. М.: Проспект, 2023. 465 с.
  6. Даев В. Г. Современные проблемы гражданского иска в уголовном процессе. Л., 1982. 71 с.
  7. Джелали Т. И. К вопросу о гражданском иске в уголовном процессе / Т. И. Джелали, Я. А. Шараева // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 4(87). С. 163–167.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданский иск, уголовный процесс, РФ, имущественный вред, моральный вред, правовая природа, гражданское судопроизводство, Российская Федерация, Верховный Суд РФ, Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос