Рассматриваются современные проблемы продолжающейся дискриминации по состоянию здоровья в сфере трудовых отношений. Особое внимание уделяется ВИЧ-инфицированным, как менее защищенным в исследуемом случае.
Ключевые слова: Российская Федерация, Трудовой кодекс, дискриминация, место жительства, область труда, ВИЧ-инфицированные.
В настоящее время вопрос о дискриминации в сфере трудовых отношений находится в центре внимания. Дискриминация, от латинского слова discriminatio, означает «различие», представляет собой нарушение прав человека по таким признакам, как пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное или социальное положение, возраст, место жительства, религиозные убеждения, политические взгляды и другие обстоятельства. Это означает, что любые мотивы, не связанные с профессиональными качествами работника, являются нарушением трудового законодательства. Дискриминация определяется в Конвенции № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конвенции Мот), различия, исключения или предпочтения, основанные на таких признаках как расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение прав граждан в области труда и занятий [1].
В настоящее время государство осуществляет контроль за действующим законодательством, но нередки случае, когда от граждан поступает информация о нарушении закона в связи с дискриминацией. Работодатели, принимая на работу или открывая вакантную должность зачастую указывают те обстоятельства, которые имеют дискриминационный характер. Будь дискриминация скрытая или явная, она может повлиять на психическое здоровье человека, тем самым подвергая его сомневаться в своих профессиональных качествах. В рассматриваемом случае не только сам человек может пострадать, но и его окружение. Дискриминация становиться препятствием к развитию карьеры. Отказ работодателя в приеме на работу по причине происхождения или расовой принадлежности работника может создать предположение о возможных последующих отказах, основываясь на убеждениях, что один отказ автоматически означает и последующие отказы.
Несмотря на то, что в России закреплен принцип равенства между мужчиной и женщиной, работодатели отдают предпочтение мужчинам, независимо от профессиональной квалификации работника. Несмотря на то, что в законодательстве существуют нормы, регулирующие ответственность за дискриминацию, в применении норм права все еще существуют пробелы, которые необходимо дополнить.
Запрещение дискриминации всегда было направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих прав в сфере труда. Запрет дискриминации существовал еще в советских Кодексах законов о труде (1918г., 1922г., 1971г). В Российской Федерации концепция «дискриминация в сфере труда» закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации. В данном законе содержатся следующие положения: принципы запрета принудительного труда и дискриминации в сфере труда (статья 2 ТК РФ); запрет на дискриминацию в области труда (статья 3 ТК РФ); гарантии при заключении трудового договора (статья 64 ТК РФ) [2].
Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, «дискриминация» определяется как любое проявление неравного обращения по признакам пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, возраста, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным организациям или любым социальным группам, а также по другим критериям, не связанным с профессиональными навыками работника. Лица не должны быть ограничены в своих правах и свободах в рамках рабочей деятельности. В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под профессиональной навыками работника понимается способности физического лица выполнять определенную трудовую деятельность с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) [3].
Дискриминация людей, живущих с ВИЧ, остается одной из основных проблем в России. Все формы дискриминации запрещены как в соответствии с Конституцией РФ, так и на международном уровне. Граждане Российской Федерации, столкнувшиеся с ВИЧ-инфекцией, обладают теми же правами и обязанностями, что и все остальные граждане страны. Основополагающим документом, защищающим права и свободы, является Конституция Российской Федерации. Статья 19 этого документа гарантирует равенство прав и свобод каждого человека, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, должности, места жительства, вероисповедания, участия в общественных объединениях и других критериев. Любые ограничения прав граждан по признакам социального, расового, национального, языкового или религиозного характера являются недопустимыми [4]. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1995 года 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», лица с ВИЧ-инфекцией в России имеют все гражданские права и свободы, а также несут ответственность на территории страны в соответствии с Конституцией, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [5]. Ограничения прав и свобод граждан России из-за ВИЧ-статуса могут быть установлены исключительно федеральным законом. В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 38-ФЗ, запрещено увольнение работников, отказ в их приеме на работу, отказ в зачислении в образовательные учреждения и медицинские организации, а также ограничение их иных прав и законных интересов на основании наличия у них ВИЧ-инфекции. Также не допускается ограничение жилищных и прочих прав и законных интересов членов семей лиц, инфицированных ВИЧ, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Следовательно, Конституция РФ запрещает дискриминацию лиц, инфицированных ВИЧ, независимо от их здоровья, однако не обеспечивает должного уровня защиты таких лиц при осуществлении ими своих трудовых прав, что способствует скрытой дискриминации в обществе. Поэтому необходимо признать ВИЧ-инфицированных особыми участниками правовых отношений, требующими повышенной защиты, и внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. Также предлагается дополнить пункт 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, включив в перечень основных критериев дискриминации критерий «состояние здоровья».
Литература:
- Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий».: — URL: https://legalacts.ru/doc/konventsija-n-111-mezhdunarodnoi-organizatsii-truda-otnositelno/ (дата обращения: 14.04.2024)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 31.12.2001 г. № 197-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47257/
- Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /00012 02007040001
- Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 № 38-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6222/
- Трудовое право: Учебник для бакалавриата / О. В. Мацкевич, А. Н. Приженникова, А. В. Буянова. — М.: Прометей, 2022. — 570 c.