В статье предлагается попытка освещения проблемы понятия природы как предмета философского осмысления в литературном произведении. Выявляются различные подходы к изучению природы.
Ключевые слова: природа, образ природы, философия, литературное произведение.
Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например, общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой.
В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями [1]:
1) природа в смысле естественной среды обитания человека;
2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).
В этих своих значениях термин «природа» восходит к латинскому слову «natura», которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира.
Наше меняющееся отношение к природе было четко отражено в литературе на протяжении веков. Связь с природой наглядно проявляется в произведениях поэтов и писателей, что делает чтение полезным инструментом при анализе того, где мы находимся как общество сейчас и чему мы можем научиться из нашего прошлого: как нашим ошибкам, так и успехам [2].
Во времена античной Греции натуру можно было увидеть в образах Деметры как богини природы или Посейдона, бога моря. Пасторальная жизнь высоко ценилась, что позже стало рассматриваться и как одна из существенных черт литературы эпохи Возрождения [3].
В творчестве Шекспира этого периода было много природных образов во всех их проявлениях, натура не использовалась просто как фон, Шекспир, как и другие писатели своего времени, пересоздал образы природы, вмонтировал их в сюжетные линии, связанные с образами персонажей [6]. С эпохой Просвещения, временем разума и науки, когда природа стала объектом изучения, отношение к ней заметно изменилась. Философское осмысление «законов природы» бросало вызов, она стала восприниматься как инструмент морали и «решимости».
В конце XVIII века, с приходом в мир культуры романтизма, возвышается роль природы в литературе до почти религиозной позиции. Но с ростом индустриализации наблюдается резкая перемена: поэзия выражает жесткое неприятие натиска промышленного развития.
Например, в романе Уильяма Блейка «Лондон» изображено ненавистническое отношение к влиянию индустриализации на человека. Это было распространено среди писателей, которые начали относиться к природе как к безопасному убежищу от чудовищности городской жизни. «Ода Вудсворта: намеки на бессмертие» или «Строки, написанные в нескольких милях над аббатством Тинтерн» погружают читателя в красоту и спокойствие окружающей обстановки.
Для Д. Лондона природа — высшая форма гармонической жизни. Красота природы связана у автора с полнотой жизни; его герои чувствуют себя частицей мира, непостижимо мудрого и гармоничного, так как в основе авторской философии гармонии мира лежит родство человека и природы.
Вдохновенное отношение к святилищу природы ощутимо, передает хитросплетения мыслей автора, пришедших из покоя, любови, фантазии и детства. Более поздние поэты романтического периода исследовали свое одиночество через природу, находя в ней место покоя, в котором они могли спрятаться от боли реальности или выразить ее в самых болезненных проявлениях [4].
Я созерцаю вселенскую бездну,
Букли зелёных, пурпурных волос.
Бьются о берег, плывут в неизвестность
Волны, несущие искорки звёзд.
Чайки, песок, я один в мире грёз,
Я, и бескрайная мощь океана,
То он рычит, то фонтанами слёз
Сердце моё погружает в нирвану,
Эта волшебная жизнь великана.
Нет у меня ни надежды, ни силы,
Всё преходяще, и мир, и покой.
Время настало — богатства не милы,
Мыслей палата… они мне на кой?
Щедрою жизнь наградила рукой,
Только не надо ни власти, ни славы.
Стал на любовные страсти скупой,
Пусть же другие используют право-
Счастьем наполнят свой кубок по нраву.
(Перевод Наталья Спасина)
Это строфы Перси Биши Шелли, написанные в унынии близ Неаполя.
Викторианская эпоха стала свидетелем радикальной метаморфозы в художественных представлениях о мире природы: от вдохновляющих и доброжелательных к злобным и конкурентным. Пасторальное, образное отношение к природе как к возвышенной силе, подобной богу, было узурпировано идеей природы, безразличной к человеческим жизням. Она также обрела личность. Природа больше не была просто окружающей средой; это был автономный агент, который мог навязывать свою волю живым существам. Этот новый, пессимистической модели четко прослеживается в стихах, как Альфред, Лорд Теннисон по памяти (1837–38), элегию на его друга Артура Халлама, с линиями, как «природа, с клыками и когтями», которые вызывают кровожадные взгляды.
Другие популярные поэты также исследовали тему сомнений и неуверенности в природе, например, в романе Мэтью Арнольда «Пляж в Дувре» (1851), который гласит,
... Ибо мир, который, кажется,
лежит перед нами как страна грез,
Такой разнообразный, такой прекрасный, такой новый,
На самом деле не несет в себе ни радости, ни любви, ни света,
Ни уверенности, ни покоя, ни облегчения боли.
Этот суровый, фаталистический язык является отражением того, что обычно называют викторианским пессимизмом.
Одним из писателей, чьи работы лучше всего иллюстрируют Эпоху пессимизма, был Томас Харди. Его романы и поэзия, особенно в более поздний период его жизни, были посвящены пониманию того, как действует природа, и тому, как примирить сострадание и этику с нигилизмом, предложенным материальной наукой. Новые антагонистические представления о природе, как отмечает один критик, были неизбежным следствием научного прогресса и эрозии религиозной веры, которая часто сопровождала его:
«Сознательный замысел, провидение, гармония, доброжелательность — все это исчезло из концепции природы. Как предмет поэтического возвеличивания она больше не имеет никакой ценности; и неизбежно отбрасывается вместе с концепциями, более строго теологическими. Томас Харди звучит похоронный звон по старой поэзии природы
С течением времени, в эпоху модерна и постмодерна, мир серьезно изменился в результате жестоких событий, происходивших на протяжении всего XX века, таких, как Первая и Вторая мировые войны [5]. Шум города оказался слишком громким, чтобы оставить ясность ума, от которой можно требовать окружить себя красотой и тишиной. Изображение природы в современной литературе больше представляется либо продуктом фантазии, фоном, либо предметом отражения проблем, прежде всего экологических. Природа превратилась во что-то, что мы должны защищать от равнодушия, с которым мы к ней относимся.
Таким образом, растущие разногласия с природой заметны в нашей повседневной жизни. В настоящее время единственный способ отформатировать природу в тексте — это либо поверхностно, в манере, основанной на исследовании ее изобразить, либо выразить беспокойство по поводу ее разрушения. Это говорит о том, как мало сегодня природа рассматривается как фундаментальная часть нашей жизни, как средство выживания.
Литература:
- Лаптев И. Д. Мир людей в мире природы. — М.: Мол. гвардия, 1978. — 287 с.
- Смирнова А. И. Актуальные проблемы изучения современной натурфилософской прозы. Природа и человек в художественной литературе. — Волгоград, 2001. — С. 5–13.
- Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греч. наука «о природе». — М.: Наука, 1979. — 485 с.
- Романович А. Л., Урсул А. Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез) — 2004 — № 1 — С.18
- Хесле В. Философия и экология. — М.: Наука, 1993. — 202 с.
- Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»... Система пейзажных образов в русской поэзии. — М.,Юарта, 1990. — 303 с.