В статье рассматривается уголовно-правовой механизм освобождения от наказания, имеющий важное значение. Обозначены его элементы (правые нормы и положения, регламентирующие освобождение от наказания; правовые статусы правоприменителя и правоисполнителя, задачи). Обозначено, что уголовно-правовой механизм освобождении от наказания вызывает вопросы в теории и практике, в связи с чем нуждается в совершенствовании.
Ключевые слова: освобождение от наказания, уголовно-правовой механизм, элементы уголовно-правового механизма, правовые нормы и предписания, правовой статус.
Освобождение от уголовного наказания имеет важное значение для дифференциации и индивидуализации средств уголовно-правового воздействия на лицо, совершившее общественно опасное посягательство [1]. Оно активно применяется судами. В первом полугодии 2023 г. было освобождено от наказания 3 451 лицо (по отношению к общему числу осужденных это составило 9,1 %) [2]. Поэтому важное значение имеет разработанный уголовно-правовой механизм освобождения от наказания, под которым понимается совокупность правовых предписаний, определяющих правовое положение правоприменителей и правоисполнителей, в той степени в которой необходимо для достижения задач, обозначенных в ст. 2 УК РФ [3].
Правовые нормы и положения, регламентирующие указанный правовой институт, содержаться в главе 12, 14 УК РФ, а также в примечании 1 ст. 134 УК РФ. Несмотря на столь массивную регламентацию обозначенного института, учеными отмечается ее несовершенство. По мнению некоторых представителей научного сообщества указаны не все преступления, за совершение которых возможно освобождение от наказания, предусмотренное 82.1 УК РФ [4]; обозначены не все обстоятельства, которые должны учитываться при УДО [5] и т. д., что негативно сказывается на реализации исследуемого уголовно-правового механизма.
В указных правовых нормах и положениях определены и нормы уголовного закона, адресованные лицам, освобождающихся от уголовного наказания (они определяют их уголовно-правой статус). Речь идет об отбывании определённого срока уголовного наказания, исправлении осужденного (однако на законодательном уровне не определяется какие обстоятельства следует учитывать для установления, что для исправления осужденный не нуждается в дальнейшем отбывании наказания), возмещении вреда, который был причинен общественно опасным посягательством, добровольном прохождении курса лечения от наркомании, прохождении медицинской реабилитации, социальной реабилитации, осуществлении родителями обязанностей по воспитанию ребенка и т. д.
При этом лицо, освобожденное от наказания должно воздерживаться от совершения нового общественно опасного посягательства, невыполнения обязанностей, возложенных судом, от отказа от ребенка и уклонения от обязанностей по его воспитанию, отказа от прохождения лечения и т. д. Обязывая действовать лиц, освобожденных от наказания в строгом соответствии с установленными уголовным законом предписаниями, данные лица удерживаются от продолжения преступной деятельности, в частности, от совершения нового преступления.
О том, что уголовно-правовой механизм освобождения от наказания находится в состоянии динамичного преобразования, свидетельствуют и новеллы лета 2023 года. С 24 июня 2023 г. вступил в силу Федеральный закон № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» [6].
Данный закон закрепляет правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы РФ, а также контрактников.
Среди лиц, которые могут воспользоваться положениями указанной законодательной новеллы выделяются:
— совершившие до дня вступления закона в силу преступления небольшой или средней тяжести, в отношении которых проводится предварительное расследование (исключение — преступления, связанные в т. ч. с терроризмом и экстремизмом);
— проходящие военную службу в период мобилизации, военного положения или в военное время и совершившие преступления;
— с судимостью, в т. ч. отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные, за исключением судимости за педофилию, изнасилование, терроризм, незаконное обращение с ядерными материалами, госизмену, шпионаж и другие тяжкие преступления.
Освобождение от ответственности и погашение судимости будет возможно в связи с получением госнаграды либо в связи с увольнением со службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с окончанием мобилизации, отменой военного положения и (или) истечением военного времени. В силу того, что закон принят совсем недавно, еще отсутствует наработанная практика его применения. Соответственно, указанные нормы еще предстоит встроить в единый давно функционирующий уголовно-правовой механизм освобождения от наказания.
Немаловажное значение в рассматриваемой части функционирования уголовно-правового механизма имеет уголовно-правовой статус правоприменителя, включающий права и обязанности осуществляющих освобождение от наказания. Правоприменители должны осуществлять контроль за освобождающимися от наказания лицами, реализующих уголовно-правовой статус. Тем самым удерживать их совершения преступлений.
Освобождая от наказания, ни в коем случае нельзя забывать о потребности в достижении решения закрепленных в статье 2 УК РФ задач уголовного закона. Именно для их эффективного достижения, для максимально полной реализации следует установить контроль за поведением лиц, освобождаемых от наказания. С помощью такого контроля можно будет удерживать лицо от повторного преступления уголовного запрета, от совершения общественно опасного деяния. Кроме того, такой контроль позволяет достаточно точно определить, насколько оправдано было использование института освобождения от наказания применительно к конкретному лицу [7]. В результате, если вдруг будет зафиксировано, что степень общественной опасности лица, которое было освобождено от наказания, не просто не снижается, а даже повышается, то праоприменители должны максимально оперативно принять меры в целях недопущения совершения подконтрольным гражданином преступления. На необходимость установления контроля указывали и иные ученые [8]. К сожалению, в настоящее время он установлен не для всех видов освобождения от уголовного наказания. Достижение задач при исследуемых обстоятельствах уголовного закона свидетельствует об эффективности механизма освобождения от наказания.
Подводя итог, можно сформулировать следующий вывод. Уголовно-правовой механизм освобождения от наказания имеет важное значение, однако он вызывает немало вопросов в теории и правоприменительной практике, в связи с чем нуждается в совершенствовании.
Литература:
- Пудовочкин Ю. Е. Статистические аспекты применения института освобождения от уголовного наказания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 1 (93). С. 135.
- Судебный Департамент при Верховном Суде РФ. URL.: http://cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 22.10.2023).
- Блинов А. Г. Понятие уголовно-правового механизма и его назначение // Современное право. 2012. № 11. С. 103.
- Сысоев Р. А. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: теоретический и прикладной аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 8.
- Ткачевский Ю. М. Досрочное освобождение от наказания. М., 1962. С. 27.
- Федеральный закон № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» // Российская газета. 2023. 26 июня.
- Кобзева Е. В. О правовой природе условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Прогресс и преемственность в Российском уголовном праве (к 95-летию УК РСФРС 1926 г. и 25-летию УК РФ 1996 г.): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редакторы В. П. Коняхин, М. Л. Прохорова. Краснодар, 2021. С. 423.
- Разбирина Л. И. Осуществление контроля за условно-досрочно освободившимися от наказания // Вестник Кузбасского института. 2021. № 3 (48). С. 49.