К вопросу о реализации избирательных прав лиц, признанных инвалидами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Самолдина, О. Г. К вопросу о реализации избирательных прав лиц, признанных инвалидами / О. Г. Самолдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114290/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье проанализированы особенности мероприятий, проводимых для реализации избирательных прав граждан, признанных инвалидами. Обратила внимание на реализацию отдельных программ доступности жизнедеятельности маломобильных граждан. Сделала выводы о том, что граждане с ограниченными возможностями в настоящее время имеет полное право на реализацию своих законных интересов.

Ключевые слова: инвалид, избирательное право, выборы.

Реализация и улучшение всех сфер жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, а также интеграция их в жизнь общества является приоритетным направлением государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» [1].

Рассмотрим сначала важные понятия для статьи. Во-первых, «избирательное право», его рассматривают в объективном и субъективном смысле. В субъективном смысле — это «право граждан избирать в ходе периодически проводимых выпоров органами государственной власти и органами местного самоуправления (выступать в роли избирателей) и быть избранными в названные органы (выступать в роли выдвинутых и зарегистрированных кандидатов, избранных депутатов, выборных должностных лиц)» [5, с. 18]. В объективном смысле — это «система исходящих от органов государства, местного самоуправления, избирательных комиссий, иных субъектов норм, содержащихся в актах избирательного законодательства (законодательства о выборах), закрепляющих и гарантирующих индивидуальные и коллективные избирательные права граждан, их правовой статус на выборах в целом, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения всех видов выборов (избирательный процесс), а также связанные с обеспечением выборов отношения, осуществляемые в межвыборный период» [5, с.19].

Во-вторых, это понятие «выборов». В Конституции РФ, а именно в ч.3 ст.3 выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа [1].

Выборы — «форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» [3].

И в-третьих, понятие «инвалид» — «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [2].

Так для реализации данного права Центральной избирательной комиссией были разработаны рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан РФ являющимися инвалидами, при проведении выборов в РФ [4]. Немаловажно, что данные рекомендации могут быть использованы и в реализации прав других маломобильных граждан (например, в отношении пожилых людей).

В рекомендациях четко прописаны категории инвалидов, на которые должна ориентироваться избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов, а также как она должна взаимодействовать с избирателями. Отражены используемые понятия такие как: избиратель с инвалидностью; маломобильный избиратель; сурдопереводчик; тактильные указатели; тифлосредства; шрифт Брайля и т. д. [4].

Избирательная комиссия заранее составляет план мероприятий по обеспечению реализации прав инвалидов. Также назначают одного члена комиссии контролировать исполнения плана мероприятий.

Не все избиратели в силу недоверия хотят пользоваться системой электронного голосования через систему «Госуслуги». Для реализации права инвалидов по зрению на выборах 2024 году в Тверской области были напечатаны специальные бюллетени с трафаретами, которые представляют собой папку-уголок с прорезями напротив фамилий кандидатов, на бланке имеется специальная наклейка под фамилией каждого кандидата, с помощью которой, скользя по ней пальцем, избиратель ставит галочку в необходимом окошке. Также избирательные участки были снабжены специальным оборудованием для прослушивания информации о кандидате. Перед кабинками и до них были разложены напольные тактильные направляющие. После того как избиратель сделал выбор, он мог самостоятельно подойти к урне и опустить в нее бюллетень.

Таким образом, Тверская область максимально реализовала избирательное право инвалидов по зрению. Бюллетень с трафаретом и умная-кабинка были созданы также в Чите и Карачаево-Черкесии. Данный опыт должны перенимать все субъекты РФ, что поможет более полно и эффективно реализовать программу «Доступная среда», а также организовать и решить проблемы в межведомственном взаимодействии, так как субъекты, которые уже реализовали данное право на практике должны поделиться своим опытом организации с другими субъектами Российской Федерации.

Поскольку все социальные объекты, где базируются избирательные участки, должны уже быть оснащены необходимой инфраструктурой для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, организация осуществления избирательного права не займет много времени и труда. Так для организации доступа могут быть привлечены волонтерские организации или волонтеры, которые помогут избирателю ориентироваться в пространстве, а при необходимости зайти в кабинку для голосования и выйти из нее.

Для обеспечения наиболее полной возможности участия маломобильного гражданина в выборах, избирательная комиссия может направить обращение совместно с паспортом маршрута (должен быть подписан инвалидом) избирателя в органы государственной власти субъекта, органы социальной защиты, волонтерские организации и общественные организации. После одобрения обращения будет выделен волонтер, который сопроводит инвалида-избирателя до избирательного участка и обратно домой [4].

В случаях если избиратель-инвалид не может сам в силу своих физических возможностей заполнить бюллетень, то он имеет право воспользоваться помощью другого избирателя, но это не должен быть член избирательной комиссии или волонтер. В этом случае он должен устно уведомить избирательную комиссию о желании использовать помощь в заполнении бюллетеня другого лица [4].

Создание памяток для избирателей тоже является важной частью реализации избирательного права. Они могут быть не только в электронном виде на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, но и напечатаны для незрячих людей шрифтом Брайля. Например, на сайте избирательной комиссии Московской области в памятке отражены основные гарантии реализации гражданами избирательного права, вопросы и ответы. Отражены следующие вопросы: где и как можно узнать о дне, времени голосования; где избиратель может узнать, внесли ли его в список избирателей; где можно принять участие в голосовании и так далее. Так же сайт оснащен версией для слабовидящих, что позволяет прослушать данную информацию.

Таким образом, мы рассмотрели только часть мероприятий, которые реализуют избирательные права инвалидов. Их реализация и усовершенствование значительно сузило круг проблем в данной сфере. Так, один из избирателей воспользовался своим правом и приехал на выборы на социальном такси, которое было оборудовано для маломобильных граждан с ограничением опорно-двигательного аппарата. Реализация данных мероприятий приближает наше население к инклюзивному обществу, где никто не будет себя чувствовать лишним, а будет принимать полноценное участие в жизнедеятельности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // «Российской газете» от 25 декабря 1993 года;
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023 г.) (с изм., и доп., вступ. в силу с 01.01.2024 г.) // «Российская газета», № 234, 02.12.1995
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 01.01.2024) // «Российская газета», № 106, 15.06.2002;
  4. Постановление Центральной избирательной комиссии от 29.07.2020 № 265/1933–7 «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» (ред. от 14.06.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации: https://sudact.ru/law/postanovlenie-tsik-rossii-ot-29072020-n-2621933–7/, 18.04.2024;
  5. Избирательное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / И. В. Захаров [и др.]; под редакцией И. В. Захарова, А. Н. Кокотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–17647–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535568 (дата обращения: 18.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): избирательная комиссия, Российская Федерация, избиратель, местное самоуправление, выбор, государственная власть, гражданин, инвалид, орган, реализация.


Похожие статьи

Задать вопрос