Влияние уровня интереса аудитории к контенту спортивных медиа на эффективность ведения спортивной дипломатии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 15.05.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Смирнов, А. С. Влияние уровня интереса аудитории к контенту спортивных медиа на эффективность ведения спортивной дипломатии / А. С. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114209/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье выявляется взаимосвязь изменения уровня эффективности ведения спортивной дипломатии и снижения интереса аудитории к спортивным событиям. В статье рассматривается принцип использования спорта и контента спортивных СМИ в качестве инструмента ведения спортивной дипломатии. Автор обращает внимание на проблемы, связанные с недостаточной эффективностью ведения спортивной дипломатии.

Ключевые слова: СМИ, спорт, спортивная дипломатия, интерес к контенту, аудитория, государственный имидж.

Мы согласны с исследователем В. А. Здановичем в том, что в современном информационном обществе, где информация имеет большую ценность, имидж государства не формируется стихийно и исключительно на основе общественного мнения. Имидж создаётся и тиражируется целенаправленно самим государством; при этом используется большой объём технических средств и каналов распространения информации [1, с. 68]. Мы полагаем, что освещение спортивных событий и достижений в данной области является одним из значимых факторов формирования положительного имиджа государства. Следовательно, подготовка спортсменов к выступлениям на высшем уровне и качественное освещение подобных соревнований входят в сферу интересов правительств стран.

Исследователь Н. В. Новиков подчёркивает, что на современном этапе масс-медиа, в том числе и спортивные, всё более явно выполняют роль посредника между политикой и обществом. Процесс политизации СМИ связан с некоторыми отличительными особенностями современных масс-медиа, смежными с политической сферой. К ним относятся публичность, появление новых технических возможностей, позволяющих контактировать с неограниченной аудиторией, коммуникативная направленность, необходимость привлечь внимание имеющейся и потенциальной аудитории и др. [2, с. 206]. Мы разделяем позицию Н. В. Новикова и считаем, что политизация спортивных СМИ также в выраженной степени обусловлена таким явлением, как спортивная дипломатия.

Для глубокого понимания значения спортивной дипломатии как инструмента мягкой силы необходимо определить сущность данного вида дипломатии. Согласно Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, спортивная дипломатия представляет собой специфический вид дипломатической деятельности, при котором спорт используется в качестве вспомогательного или самостоятельного политического инструмента для достижения определенных внешнеполитических целей, таких как установление или улучшение дипломатических отношений между странами, осуществление политического давления на руководство другого государства и демонстрация внешнеполитических целей, намерений и интересов [3, с. 8].

Т. В. Зонова полагала, что спортивная дипломатия также включает в себя формирование положительного образа государства через успехи и неудачи спортсменов, а сами спортивные соревнования выражают единство всех народов [4]. Итак, спортивная дипломатия подразумевает не только использование спорта для установления диалога между странами и для достижения внешнеполитических целей, но и способствует созданию определённого имиджа государства — как среди иностранных граждан, так и внутри страны. Исследователь П. В. Черкасова обращает внимание на успешное применение Китаем спорта как инструмента мягкой силы. После второго места в общем медальном зачёте на Олимпиаде в Афинах в 2004 году Китай привлек большее внимание со стороны мирового сообщества. Олимпиада 2008 года в Пекине не только закрепила авторитет Китая на мировой арене, но и стала показателем общественного и экономического роста в государстве [5, с. 41]. Определённо, на создание положительного имиджа Китая повлияли как достижения китайских спортсменов и уровень подготовки страны к Олимпиаде, так и СМИ, широко освещавшие Игры.

Мы убеждены в том, что ключевым фактором эффективности ведения спортивной дипломатии является уровень заинтересованности аудитории в спорте в целом и контенте масс-медиа о спорте в частности. В 2022–2024 гг. российский профессиональный спорт оказался в изоляции от мирового спортивного сообщества, возникшей после того, как спортивные федерации стран Запада стали бойкотировать российских спортсменов ввиду конфликта между Россией и Украиной. Начиная с 2022 года интерес к соревнованиям со стороны населения страны мог существенно снизиться ввиду невозможности выступления россиян вместе со спортсменами из других государств на престижных, значимых турнирах.

Заместитель генерального секретаря Российского футбольного союза Эрика Сурикова заявила, что в 2022 г. действительно наблюдалось общее снижение интереса к спорту на фоне смены информационной повестки. Однако она подчеркнула, что уже в 2023 уровень интереса к футболу начал возвращаться к показателям 2021 года. «В 2021 г. у российских клубов и сборных были матчи в Европе, сейчас их нет, но показатели примерно те же», — отметила Сурикова [6]. Ссылаясь на некое исследование занимающейся анализом медиа компании Mediascope, она заявила, что российская аудитория не потеряла интереса к матчам российской национальной команды после отстранения от участия в международных соревнованиях. Мы изучили данные рейтингов Mediascope и сравнили трансляции игр сборной России по футболу в 2021 (матчи на Чемпионате Европы) и 2023 гг. (товарищеские игры), взяв по три трансляции для достаточной выборки. В 2021 году все три трансляции стали лидерами недельных рейтингов наиболее популярных программ среди россиян в возрасте 18–54 лет (по таким показателям, как рейтинг, доля и охват).

Из отобранных для анализа трансляций матчей, проведённых в 2023 году, только одна из трёх передач попала в аналогичный рейтинг, заняв в нём только 84 место. В то время, как трансляции матчей 2021 года имели около 30 % доли аудитории (среднего количество человек, смотревших телепередачу, выраженного в % от всей ТВ-аудитории в тот момент), трансляции 2023 года набрали только 5 %. Приведём данные нашего исследования в таблице 1. Несомненно, товарищеские игры 2023 года не собрали бы такую же аудиторию, как матчи Чемпионата Европы 2021 года, даже если соперниками сборной России были те же команды. Однако утверждать, что рейтинг и охват трансляций 2023 г. находится примерно на том же уровне, нельзя. Изученные данные позволяют предполагать, что интерес российской зрительской аудитории к ТВ-трансляциям спортивных событий снизился в существенной степени, что не соотносится с высказыванием Э. Суриковой.

Таблица 1

Выборка спортивных трансляций 2021–2023 гг. на российских федеральных телеканалах. Данные: Mediascope

Программа

Дата трансляции

Место программы в недельном рейтинге (100 наиболее популярных)

Рейтинг, % от аудитории

Доля , % от аудитории

Охват , % от населения

Футбол. Бельгия — Россия

12.06.21

1

5,7

30

10,6

Футбол. Финляндия — Россия

16.06.21

1

4,1

31,7

9,5

Футбол. Россия — Дания

21.06.21

1

7,3

34,3

13,6

Футбол. Иран — Россия

23.03.23

84

1,1

5,4

2,0

Футбол. Россия — Камерун

13.10.23

В рейтинг не попала

0,9

5,2

3,1

Футбол. Россия — Куба

20.11.23

В рейтинг не попала

0,8

4,1

2,6

Помимо того, что российские спортсмены потеряли возможность выступать на крупных международных соревнованиях, правообладатели телетрансляций таких турниров начали приостанавливать или разрывать контракты с российскими вещателями. У аудитории в РФ пропала возможность смотреть определённые соревнования и следить за событиями в тех или иных видах спорта. Определённо, это также сказалось на уровне интереса россиян к профессиональному спорту. Вместе с тем, снижение уровня интереса российской аудитории к трансляциям спортивных передач может свидетельствовать и о том, что материалы в отечественных спортивных СМИ также стали представлять меньший интерес для читателей и зрителей. Сервис LiveInternet собирает статистику новостных сайтов по таким показателям, как среднесуточное количество просмотров, уникальные пользователи и др. Рассмотрим данные по одним из ведущих спортивных медиаресурсов страны — «Спорт-Экспресс» и «Чемпионат.com». Среднесуточное количество просмотров ресурса «Спорт-Экспресс» в конце 2021-начале 2022 гг. — около 3.5 млн. В феврале 2022 этот показатель вырос до 5 млн, что обусловлено проходившей в Пекине Олимпиадой. Уже к середине года показатель снизился до 2 млн. С той поры количество просмотров колеблется в диапазоне 2–2.5 млн. Стоит подчеркнуть, что в конце 2022 года данный показатель приблизился к значениям 2021 г. Это связано с проводившимся в ноябре-декабре Чемпионате мира по футболу (См. Рис. 1).

Среднесуточное количество просмотров и посетителей «Спорт-Экспресс» в период с октября 2021 по апрель 2024.

Рис. 1. Среднесуточное количество просмотров и посетителей «Спорт-Экспресс» в период с октября 2021 по апрель 2024.

Что касается «Чемпионат.com», среднесуточное количество просмотров данного ресурса в конце 2021-начале 2022 гг. — около 9 млн. В феврале 2022 этот показатель вырос до 15.5 млн. Уже к середине года показатель снизился до 5.5 млн. С той поры среднесуточное количество просмотров колеблется в диапазоне 4–7 млн. Как и в случае со «Спорт-Экспресс», в связи с Чемпионатом мира в конце 2022 года данный показатель приблизился к значениям 2021 г. и составил 8 млн (См. Рис. 2).

Среднесуточное количество просмотров и посетителей «Чемпионат.com» в период с октября 2021 по апрель 2024 [9]

Рис. 2. Среднесуточное количество просмотров и посетителей «Чемпионат.com» в период с октября 2021 по апрель 2024 [9]

Можно считать, что контент российских спортивных СМИ начиная с 2022 года стал менее популярен среди массовой аудитории. Таким образом, ведение спортивной дипломатии Россией в данный момент осложнено обозначенным фактором. Формирование положительного имиджа оказывается менее эффективно вследствие недостаточного внимания аудитории к каналам информации, посредством которых осуществляется трансляция данного имиджа. Исследователь К. Г. Ткачёв указывает на ещё одно существующее противоречие. На телевидение возлагается решение задачи по формированию у населения России интереса к физкультуре и спорту, однако недостаточно высокая популярность спортивных телепередач ставит под сомнение возможность достижения этих целей [7, с. 55].

Для западных властей и СМИ, наоборот, открылись новые возможности в давлении на российское правительство и общество посредством спортивных медиа. Исследователь Юрий Иерусалимский обращает внимание на то, что внешнее давление на российский спорт началось ещё в 2010-х годах, и тогда предлогом стали допинговые вещества, якобы принимаемые рядом спортсменов из России. Иностранные СМИ начали активно распространять данные сведения. По мнению Ю. Ю. Иерусалимского, это было инициировано для того, чтобы испортить отношения между отечественным и международным спортивными сообществами, а также нанести удар по репутации России как государства [8, с. 52]. Расширение возможностей западных медиа в дискредитировании российского спортивного сообщества, как и снижение потенциала российских СМИ в создании положительного имиджа государства, непосредственно связано с отсутствием возможности выступления россиян на многих престижных спортивных турнирах и с уменьшением интереса российской аудитории к спортивной среде.

Итак, ведение Россией спортивной дипломатии в сложившихся условиях является затруднительным. Вкупе с актуальными тенденциями, связанными с изменением восприятия информации современной аудиторией, со снижением интереса российской аудитории к контенту спортивных медиа, это представляет существенную угрозу для государственного имиджа России. Для того, чтобы интерес массовой аудитории к спортивной сфере возрастал, необходимы дальнейшие разработка и реализация новых стратегий освещения спортивных событий с участием российских атлетов. Кроме того, на государственном имидже России благоприятным образом может сказаться рассмотрение различных возможностей участия россиян на крупнейших спортивных соревнованиях.

Литература:

  1. Зданович В. А. «Спортивная журналистика в системе формирования имиджа страны» [Электронный ресурс] / В. Зданович // Международная журналистика-2019: евразийско-атлантическое партнерство и медиа: Материалы VIII Международной научно-практической конференции — Минск: БГУ, 2019. — С. 66–79. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37075776_88365151.pdf (Дата обращения: 28.04.2024).
  2. Новиков Н. В. «Политизация франкоязычных спортивных СМИ. Власть политического дискурса» // Политическая лингвистика. — 2015. — № 2 (52). — с. 206–213.
  3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. «Спорт в палитре международных отношений». — СПб., 2011. — 320 с.
  4. «Язык спорта универсален, как язык музыки» [Электронный ресурс] // «РСМД». URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yazyk-sporta-universalen-kak-yazyk-muzyki/ (Дата обращения: 30.04.2024).
  5. Черкасова П. В. «Спортивная дипломатия как эффективный инструмент мягкой силы». — Журнал «Русская политология». — 2020. — № 4 (17). — с. 38–44.
  6. «Интерес к футболу возвращается»: зачем сборной и клубам медийность [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/sport/football/articles/2024/01/12/1014750-zachem-sbornoi-i-klubam-mediinost (Дата обращения: 02.05.2024).
  7. Ткачёв К. Г. «Типология спортивных программ регионального телевидения» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. — № 3 (21). — с. 54–58.
  8. Иерусалимский Ю. Ю. «Российский спорт в 2022–2023 гг.: конфликт глобализма и суверенитета» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. — 2023. № 3. — с. 45–54.
  9. https://www.liveinternet.ru/stat/championat_com/
Основные термины (генерируются автоматически): спортивная дипломатия, Россия, показатель, российская аудитория, рейтинг, СМИ, футбол, государственный имидж России, массовая аудитория, мягкая сила.


Ключевые слова

спорт, СМИ, аудитория, спортивная дипломатия, интерес к контенту, государственный имидж

Похожие статьи

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Эволюция медиаплатформ: влияние изменений в потребительском поведении на выбор рекламных каналов

В статье исследуется влияние эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного образа материала. Автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в привлечении внимания аудитории и влиянии на их поведение. Рассматриваются различные эмоции, и...

Современные PR-технологии в формировании позитивного имиджа России

В статье рассматривается понятие и содержание PR-технологий, а также их разновидность и практическое применение в формировании позитивного имиджа России. Отдельное внимание уделяется факторам, способствующим формированию позитивного имиджа России при...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Воздействие эмоций в рекламе: как создать привлекательный и запоминающийся образ рекламного материала

В статье автор исследует важное воздействие эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного и запоминающегося образа рекламного материала. Анализируя современные маркетинговые подходы, автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в при...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Влияние стратегии ценообразования на инвестиционную привлекательность предприятия на примере симулятора Business Battle

В статье рассмотрено влияние определенной стратегии ценообразования на прибыльность предприятия и его инвестиционную привлекательность в рамках бизнес-симулятора. Особое внимание уделено факторам, оказывающим воздействие на выбор ценовой стратегии. В...

Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков

В статье автор рассматривает влияние социальной рефлексии на формирование пищевого поведения подростков. Анализирует роль социальных медиа, блогов и онлайн-платформ в создании и распространении пищевых трендов, идеалов тела и моделей потребления. Так...

Роль PR-технологий и политической рекламы в политической сфере РФ

В рамках статьи рассматривается актуальный вопрос о роли PR- технологий и рекламы в политической сфере РФ. Проанализированы различные аспекты влияния политического пиара и политической рекламы на социальные группы и общество в целом. Автором изучены ...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Похожие статьи

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Эволюция медиаплатформ: влияние изменений в потребительском поведении на выбор рекламных каналов

В статье исследуется влияние эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного образа материала. Автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в привлечении внимания аудитории и влиянии на их поведение. Рассматриваются различные эмоции, и...

Современные PR-технологии в формировании позитивного имиджа России

В статье рассматривается понятие и содержание PR-технологий, а также их разновидность и практическое применение в формировании позитивного имиджа России. Отдельное внимание уделяется факторам, способствующим формированию позитивного имиджа России при...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Воздействие эмоций в рекламе: как создать привлекательный и запоминающийся образ рекламного материала

В статье автор исследует важное воздействие эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного и запоминающегося образа рекламного материала. Анализируя современные маркетинговые подходы, автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в при...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Влияние стратегии ценообразования на инвестиционную привлекательность предприятия на примере симулятора Business Battle

В статье рассмотрено влияние определенной стратегии ценообразования на прибыльность предприятия и его инвестиционную привлекательность в рамках бизнес-симулятора. Особое внимание уделено факторам, оказывающим воздействие на выбор ценовой стратегии. В...

Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков

В статье автор рассматривает влияние социальной рефлексии на формирование пищевого поведения подростков. Анализирует роль социальных медиа, блогов и онлайн-платформ в создании и распространении пищевых трендов, идеалов тела и моделей потребления. Так...

Роль PR-технологий и политической рекламы в политической сфере РФ

В рамках статьи рассматривается актуальный вопрос о роли PR- технологий и рекламы в политической сфере РФ. Проанализированы различные аспекты влияния политического пиара и политической рекламы на социальные группы и общество в целом. Автором изучены ...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Задать вопрос