Ключевые слова: государственная власть, организационный характер , единая методика , кадровое обеспечение.
Несмотря на большой объем нормативных актов, регулирующих взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти, имеется ряд проблем, нарушающих функционирование всей системы их взаимодействия. В большинстве своем проблемы носят организационный характер и, несмотря на попытки Генеральной прокуратуры РФ минимизировать количество межведомственных и межличностных споров, они существуют и на сегодняшний день.
Кроме проблем организационного характера, также существуют вопросы в сфере правового регулирования, которые наиболее ярко проявляются на федеральном уровне. Данный вопрос обсуждался на заседании коллегии Генеральной прокуратуры в 2019 году [1], и в качестве одной из проблем выступало слабое правовое регулирование в сфере здравоохранения на уровне субъектов РФ. Для решения этой проблемы органами прокуратуры принимались нормативные акты, регулирующие ввоз и распространение лекарственных препаратов, а органы прокуратуры субъектов при сотрудничестве с органами власти проводили совместные работы по обеспечению населения необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием [2, с.62].
Динамика роста межведомственного взаимодействия на бумажных носителях органов прокуратуры и органами государственной власти заметно сокращает темп деятельности всех субъектов взаимодействия, а также влечет за собой рост материальных затрат и существенные временные затраты. В ходе увеличения документооборота активно внедряются информационные технологии, но данная сфера требует должного регулирования в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях роста повышения эффективности работы региональных и местных органов своей регламентации требует процедура оперативного получения сведений о внесении изменений в федеральное законодательство России.
Прокурорам субъектов РФ, городских, районных и приравненных к ним прокуратур во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 определить по согласованию с органами власти порядок взаимодействия по вопросам представления ими для изучения проектов нормативно-правовых актов («нулевое чтение»), включая сроки и формы обмена документами, ответственных исполнителей [3, с.33].
Всероссийским Советом местного самоуправления был реализован социологический анализ для систематизации существующего спектра проблем в анализируемой области. Примерно 3000 образований муниципального характера оставили отклик на просьбу поучаствовать в рамках данного исследования, итоги которого были отправлены в Администрацию Президента РФ при подготовке заседания Совета при Президенте РФ по развитию самоуправления на местном уровне [4, с.51].
К одной из важнейших проблем относится отсутствие единой методики в рамках противодействию коррупции. Разработка и принятие единой методики по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции значительно бы упростило бы деятельность органов прокуратуры в данном направлении. «В методику могли бы войти все средства и приемы, используемые в прокурорской деятельности по этому направлению надзора, при этом целесообразно было бы разделить методические приемы по сферам правоотношений: образование, здравоохранение, экономика и т. д., в которых реализуются полномочия прокурора по надзору за соблюдением коррупционного законодательства» [5, с.84].
Имеет место недостаточная регламентация на законодательном уровне полномочий и форм участия органов прокуратуры РФ в правотворческой деятельности, а также необходимость определения пределов ведомственного правового регулирования органов прокуратуры РФ.
При реализации органами прокуратуры своих полномочий в сфере взаимодействия с органами государственной власти, актуальным является вопрос о целесообразности проведения прокурорами консультации по правовым вопросам депутатам и иным работникам органами государственной власти. С одной стороны, это оказывает положительный эффект на предупреждение нарушения законодательства, с другой стороны, негативным эффектом является возможное появление трудностей в реализации прокурорами своих прямых полномочий и обязанностей.
Проблема кадрового обеспечения также является актуальной, она имеет место и в органах прокуратуры, и в органы государственной власти, основывается на нехватке штатных сотрудников и уровне профессиональной подготовки. Названная проблема наиболее четко проявляется в деятельности ОМСУ — в значительной степени на сельских поселениях (например, на одно поселение может приходиться всего два служащих). При таких обстоятельствах каждый сотрудник становится ценным кадром, но и спрос с него повышается, поскольку требуется умение решения самых сложных и специфических вопросов, а также высокий уровень квалификации. Вопрос привлечения новых кадров является актуальным. Отрицательно на повышение численности сотрудников влияет невысокая заработная плата, а также отсутствие перспектив карьерного роста. Для решения этой проблемы региональные власти должны создавать условия и принимать меры, направленные на повышение интереса к муниципальной службе, а также осуществлять профессиональную подготовку муниципальных служащих. Низкая численность штата, а также низкий уровень образованности и профессиональности приводят к тому, что сельские поселения не в силах решать предписанные законом задачи, что ведет к замедлению процесса развития взаимоотношений в сфере обеспечения законности.
Итогом вышесказанного является значительная проблема организационного характера, связанная с осуществлением взаимодействия. Для ее решения необходимо постоянно отслеживать ситуацию с кадровым обеспечением.
Некоторые проблемы возникают в рамках исполнения требований надзорных органов и наиболее явное проявление данных проблем заметно на муниципальном уровне. Возникновение проблемных моментов носит не стихийный характер, а долгосрочный. Данное обстоятельство связано, в первую очередь, с отсутствием необходимого финансирования, ОМСУ не хватает бюджета. Второй причиной данного факта выступает преобладание устаревших материальных и технических благ, созданных еще во время существования СССР.
Регулярное увеличение числа государственных учреждений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, параллельно с уменьшением объема поступлений в бюджет муниципального образования, создает угрозу для решения ряда социально-экономических проблем. Такая динамика приводит к появлению новых проблем и требует значительных материальных и временных ресурсов для их устранения. Соответственно, это приводит к накоплению невыполненных требований надзорных органов, что вынуждает субъектов взаимодействия взаимодействовать между собой и находить компромиссы. Основной внешней проблемой, является копирование органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ нормативных актов друг друга, вследствие чего, большинство актов становятся шаблонными, что приводит к ситуации, когда вышестоящий нормативный акт изменяется, а в нормативные акты ОМСУ изменения не вносятся.
Литература:
- Заседание коллегии Генпрокуратуры России. 2019. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/60100 (дата обращения: 10.04.2024).
- Воробьева Н. А. Проблемы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 4. С. 62.
- Каплин М. Н. Прокурорский надзор: методические указания / М. Н. Каплин. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2014. С. 33.
- Воронин О. В. О содержании функции участия прокурора рассмотрении дел судами // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 3 (9). С. 51.
- Коршунова О. Н. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / О. Н. Коршунова, Е. Л. Никитин, Н. В. Кулик, И. И. Головко, Е. А. Бурмистрова, Г. В. Дытченко, Д. М. Плугарь, К. А. Чуклинов; под ред. О. Н. Коршуновой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. С. 84.