Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, в сфере обеспечения законности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Улюкова, М. В. Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, в сфере обеспечения законности / М. В. Улюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114128/ (дата обращения: 18.07.2024).



Ключевые слова: государственная власть, организационный характер , единая методика , кадровое обеспечение.

Несмотря на большой объем нормативных актов, регулирующих взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти, имеется ряд проблем, нарушающих функционирование всей системы их взаимодействия. В большинстве своем проблемы носят организационный характер и, несмотря на попытки Генеральной прокуратуры РФ минимизировать количество межведомственных и межличностных споров, они существуют и на сегодняшний день.

Кроме проблем организационного характера, также существуют вопросы в сфере правового регулирования, которые наиболее ярко проявляются на федеральном уровне. Данный вопрос обсуждался на заседании коллегии Генеральной прокуратуры в 2019 году [1], и в качестве одной из проблем выступало слабое правовое регулирование в сфере здравоохранения на уровне субъектов РФ. Для решения этой проблемы органами прокуратуры принимались нормативные акты, регулирующие ввоз и распространение лекарственных препаратов, а органы прокуратуры субъектов при сотрудничестве с органами власти проводили совместные работы по обеспечению населения необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием [2, с.62].

Динамика роста межведомственного взаимодействия на бумажных носителях органов прокуратуры и органами государственной власти заметно сокращает темп деятельности всех субъектов взаимодействия, а также влечет за собой рост материальных затрат и существенные временные затраты. В ходе увеличения документооборота активно внедряются информационные технологии, но данная сфера требует должного регулирования в рамках межведомственного взаимодействия.

В целях роста повышения эффективности работы региональных и местных органов своей регламентации требует процедура оперативного получения сведений о внесении изменений в федеральное законодательство России.

Прокурорам субъектов РФ, городских, районных и приравненных к ним прокуратур во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 определить по согласованию с органами власти порядок взаимодействия по вопросам представления ими для изучения проектов нормативно-правовых актов («нулевое чтение»), включая сроки и формы обмена документами, ответственных исполнителей [3, с.33].

Всероссийским Советом местного самоуправления был реализован социологический анализ для систематизации существующего спектра проблем в анализируемой области. Примерно 3000 образований муниципального характера оставили отклик на просьбу поучаствовать в рамках данного исследования, итоги которого были отправлены в Администрацию Президента РФ при подготовке заседания Совета при Президенте РФ по развитию самоуправления на местном уровне [4, с.51].

К одной из важнейших проблем относится отсутствие единой методики в рамках противодействию коррупции. Разработка и принятие единой методики по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции значительно бы упростило бы деятельность органов прокуратуры в данном направлении. «В методику могли бы войти все средства и приемы, используемые в прокурорской деятельности по этому направлению надзора, при этом целесообразно было бы разделить методические приемы по сферам правоотношений: образование, здравоохранение, экономика и т. д., в которых реализуются полномочия прокурора по надзору за соблюдением коррупционного законодательства» [5, с.84].

Имеет место недостаточная регламентация на законодательном уровне полномочий и форм участия органов прокуратуры РФ в правотворческой деятельности, а также необходимость определения пределов ведомственного правового регулирования органов прокуратуры РФ.

При реализации органами прокуратуры своих полномочий в сфере взаимодействия с органами государственной власти, актуальным является вопрос о целесообразности проведения прокурорами консультации по правовым вопросам депутатам и иным работникам органами государственной власти. С одной стороны, это оказывает положительный эффект на предупреждение нарушения законодательства, с другой стороны, негативным эффектом является возможное появление трудностей в реализации прокурорами своих прямых полномочий и обязанностей.

Проблема кадрового обеспечения также является актуальной, она имеет место и в органах прокуратуры, и в органы государственной власти, основывается на нехватке штатных сотрудников и уровне профессиональной подготовки. Названная проблема наиболее четко проявляется в деятельности ОМСУ — в значительной степени на сельских поселениях (например, на одно поселение может приходиться всего два служащих). При таких обстоятельствах каждый сотрудник становится ценным кадром, но и спрос с него повышается, поскольку требуется умение решения самых сложных и специфических вопросов, а также высокий уровень квалификации. Вопрос привлечения новых кадров является актуальным. Отрицательно на повышение численности сотрудников влияет невысокая заработная плата, а также отсутствие перспектив карьерного роста. Для решения этой проблемы региональные власти должны создавать условия и принимать меры, направленные на повышение интереса к муниципальной службе, а также осуществлять профессиональную подготовку муниципальных служащих. Низкая численность штата, а также низкий уровень образованности и профессиональности приводят к тому, что сельские поселения не в силах решать предписанные законом задачи, что ведет к замедлению процесса развития взаимоотношений в сфере обеспечения законности.

Итогом вышесказанного является значительная проблема организационного характера, связанная с осуществлением взаимодействия. Для ее решения необходимо постоянно отслеживать ситуацию с кадровым обеспечением.

Некоторые проблемы возникают в рамках исполнения требований надзорных органов и наиболее явное проявление данных проблем заметно на муниципальном уровне. Возникновение проблемных моментов носит не стихийный характер, а долгосрочный. Данное обстоятельство связано, в первую очередь, с отсутствием необходимого финансирования, ОМСУ не хватает бюджета. Второй причиной данного факта выступает преобладание устаревших материальных и технических благ, созданных еще во время существования СССР.

Регулярное увеличение числа государственных учреждений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, параллельно с уменьшением объема поступлений в бюджет муниципального образования, создает угрозу для решения ряда социально-экономических проблем. Такая динамика приводит к появлению новых проблем и требует значительных материальных и временных ресурсов для их устранения. Соответственно, это приводит к накоплению невыполненных требований надзорных органов, что вынуждает субъектов взаимодействия взаимодействовать между собой и находить компромиссы. Основной внешней проблемой, является копирование органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ нормативных актов друг друга, вследствие чего, большинство актов становятся шаблонными, что приводит к ситуации, когда вышестоящий нормативный акт изменяется, а в нормативные акты ОМСУ изменения не вносятся.

Литература:

  1. Заседание коллегии Генпрокуратуры России. 2019. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/60100 (дата обращения: 10.04.2024).
  2. Воробьева Н. А. Проблемы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 4. С. 62.
  3. Каплин М. Н. Прокурорский надзор: методические указания / М. Н. Каплин. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2014. С. 33.
  4. Воронин О. В. О содержании функции участия прокурора рассмотрении дел судами // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 3 (9). С. 51.
  5. Коршунова О. Н. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / О. Н. Коршунова, Е. Л. Никитин, Н. В. Кулик, И. И. Головко, Е. А. Бурмистрова, Г. В. Дытченко, Д. М. Плугарь, К. А. Чуклинов; под ред. О. Н. Коршуновой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. С. 84.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, организационный характер, единая методика, кадровое обеспечение, проблема, межведомственное взаимодействие, орган власти, противодействие коррупции, профессиональная подготовка, субъект взаимодействия.


Ключевые слова

государственная власть, кадровое обеспечение, организационный характер, единая методика

Похожие статьи

Задать вопрос