В статье комплексно исследуются проблемы квалификации склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ). Также анализируются теоретические основы квалификации данного преступления, рассматривается объективная и субъективная стороны состава преступления, выявляются проблемные моменты в квалификации отдельных элементов состава преступления, обобщается судебная практика по делам о склонении к потреблению наркотиков и формулируются предложения по совершенствованию законодательства и судебной практики.
Ключевые слова : склонение к потреблению наркотиков, квалификация, состав преступления, объективная сторона, субъективная сторона, проблемы квалификации, судебная практика, законодательство.
В современном мире проблема распространения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов стоит особенно остро. Употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не только наносит непоправимый вред здоровью человека, но и дестабилизирует работу социальных институтов, подрывает экономический потенциал страны и, в конечном итоге, представляет угрозу национальной безопасности. В этой связи возрастает актуальность уголовно-правового противодействия склонению к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Статья 230 УК РФ («Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») является одним из инструментов, призванных защитить граждан от вовлечения в незаконный оборот наркотиков.
Наркологи отмечают, что приблизительно треть случаев употребления наркотиков происходит под воздействием других лиц, в то время как остальные испытывают желание пробовать наркотики из-за любопытства под воздействием стресса, который также может быть следствием воздействия склоняющего к потреблению лица. Происходит увеличение коэффициента скрытности преступлений, связанных со склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Криминологи утверждают, что этот коэффициент составляет 18,0, что является одним из самых высоких показателей среди преступлений, связанных с наркотиками [3]. Этот уровень скрытности связан с несколькими юридическими аспектами. В реальной жизни возникают сложности при определении цели, которую преследует преступник, склоняющий к потреблению наркотиков. Поскольку цель действий преступника не указана в законе, Пленум Верховного Суда Российской Федерации предложил рассматривать ее как направленность на возбуждение желания употребления наркотиков [2].
Сотрудники правоохранительных органов, имеющие опыт расследования или участия в расследовании уголовных дел по статье 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, говорят о том, что один из трех сотрудников, расследующих данные преступления, испытывал затруднения в доказывании цели склонения [2]. Это можно объяснить тем, что подозреваемые или обвиняемые отрицали, что их действия направлены на стимулирование употребления наркотиков, и объясняли свои поступки желанием поделиться жизненным опытом, шуткой и т. д. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов представляет собой умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания попробовать наркотические средства впервые или продолжить их употребление. Способы склонения могут быть разнообразными, однако наиболее часто используемыми считаются:
– распространение информации о наркотиках через интернет, социальные сети, сообщества;
– публичное пропагандирование и поощрение употребления наркотиков;
– распространение недостоверной информации о их безопасности или полезности;
– применение психологического или физического воздействия на человека с целью убедить его потреблять наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги;
– предоставление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов безвозмездно или по сниженной стоимости.
Преступление направлено на нарушение общественных отношений, способствующих сохранению здоровья населения и нормального развития личности. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет [5]. Объективная сторона преступления заключается в совокупности действий, направленных на склонение к потреблению НПА. Деяние может быть единичным или длящимся.
Понятие «склонение» описывает незаконное поведение, которое проявляется через различные способы, не прописанные в Уголовном кодексе Российской Федерации. Немецкие исследователи выделяют несколько подходов к склонению, включая создание условий для употребления наркотиков, угрозы, обман, манипуляции, уговоры, убеждения, обольщение, похвала наркотиков, обещания вознаграждений за употребление наркотиков и пробуждение любопытства [4]. Это разнообразие психологических воздействий демонстрирует различные способы преступного влияния на потенциальных наркоманов [3]. При проведении анализа Уголовного кодекса Российской Федерации обнаружено несистематическое применение понятия «склонение» законодателем, что затрудняет его корректное понимание и интерпретацию. Это приводит к сложностям в его толковании и разграничении от смежных понятий, таких как «вовлечение» и «принуждение». Поэтому необходимо согласовать определения этих терминов, чтобы обеспечить их единообразное использование в судебной практике. Для определения преступления не обязательно, чтобы произошли какие-либо вредные последствия. Важно лишь совершение действий, направленных на уговор потребления наркотических средств.
А. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов словами может выражаться в уговорах, предложениях, советах, одобрении их употребления, распространении ложной информации о безвредности или пользе.
Б. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов действиями может выражаться в демонстрации процесса употребления, предложении попробовать наркотические средства, предоставлении наркотиков бесплатно или по заниженной цене, оказании психического или физического давления на лицо с целью склонить его к потреблению наркотических средств. А также покушение на склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов имеет место, когда лицо совершило все необходимые действия, направленные на склонение к потреблению, но не смогло довести свой преступный умысел до конца по не зависящим от него причинам.
Что касается термина «принуждение», то законодатель РФ применяет его в разных статьях Особенной части Уголовного Кодекса. В одних случаях он трактуется как ненасильственное воздействие (например, статьи 141, 142 УК РФ), в других — как насильственное (статьи 120, 179 УК РФ), при этом игнорируя его использование в Общей части УК РФ, где «принуждение» относится только к физическому или психическому насилию (статья 40, пункт «е» ч. 1 статьи 61 УК РФ) [1]. Исходя из этого, необходимо обеспечить единообразное применение данного термина в статьях УК РФ.
В судебной практике часто возникает путаница между понятиями «предложение» и «уговоры» в контексте склонения к потреблению наркотических веществ. Однако существуют существенные различия между этими двумя действиями.
Во-первых, с психологической точки зрения предложение информации о наркотиках не обязательно предполагает наличие уговорительной составляющей. Уговоры подразумевают преодоление сопротивления и убеждение.
Во-вторых, судебная практика демонстрирует явные различия между предложениями и уговорами. В некоторых случаях субъект сначала предлагает и советует, а затем, столкнувшись с отказом, прибегает к уговорам с использованием многократных предложений, логических и эмоциональных аргументов. Уговоры могут быть длительными и настойчивыми, что создает особые трудности для противостояния, особенно для несовершеннолетних и уязвимых взрослых.
В-третьих, экспертные оценки указывают на различие в характере и степени опасности между возбуждением желания (предложение, совет) и убеждением несогласных (уговоры). Логично разграничить эти формы преступления в нормативном порядке, уточнив их направленность.
В статье 230 Уголовного кодекса Российской Федерации отсутствует прямое указание на незаконный характер потребления наркотиков в качестве необходимого элемента преступления. Хотя это может показаться само собой разумеющимся, возможны ситуации неоднозначной трактовки. Например, могут возникнуть дискуссии о возможности применения статьи 230 УК РФ к лицам, использующим наркотические лекарственные средства в законных целях, но с нарушением установленного порядка. Для устранения подобных неопределенностей, учитывая опыт Германии и Швейцарии, а также формулировки статей 228 и 228.1 УК РФ, целесообразно внести в статью 230 УК РФ положение, согласно которому «склонение» понимается как действие, направленное на незаконное потребление наркотиков. Иные ситуации, связанные с употреблением наркотических средств в законных целях, должны оцениваться в соответствии с положениями Главы 8 УК РФ, статьи 330 УК РФ и другими соответствующими нормами уголовного законодательства.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 230 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Это означает, что лицо осознает, что совершает склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предвидит наступление общественно опасных последствий своих действий и желает их наступления. Мотивом преступления может быть корыстная цель, например, желание получить прибыль от продажи наркотиков. Также мотивом может быть стремление самоутвердиться в глазах других людей, приобрести авторитет в криминальной среде или просто пошутить.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954;2023. — № 32. — Ст. 6145
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Российская газета 28.06.2006. — № 4103.
3. Савинков, А. А. Отдельные проблемы квалификации склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / А. А. Савинков, С. В. Фирсаков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2015. — № 24(735). — С. 106–116.
4. Барашева, А. Г. Проблемы квалификации преступления: склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / А. Г. Барашева // Актуальные исследования. — 2023. — № 41–2(171). — С. 10–14.
5. Нуркаева, Т. Н. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ: проблемы квалификации и совершенствования законодательства / Т. Н. Нуркаева // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). — 2009. — № 3(3). — С. 67–72.