Наша статья посвящена детям раннего возраста, имеющим речевые и миофункциональные нарушения. На протяжении многих лет на базе детского сада в группах раннего вмешательства мы оказываем логопедическую помощь малышам с данными проблемами. Отметим факт, что в последнее время значительно увеличилось количество детей двухлетнего возраста и старше, которые имеют нарушения пищевого поведения, не умеют жевать, пить из чашки, имеют инфантильное глотание, ротовой тип дыхания. В данном контексте прослеживается четкая взаимосвязь и этапность появления нарушений у детей:
- Пищевая избирательность.
- Миофункциональные нарушения.
- Нарушения речи.
Изучив анамнез детей, следует отметить, что практически все они имеют те или иные проблемы: неврологические нарушения, нарушения осанки, дисфункции шейного отдела позвоночника, нарушения мышечного тонуса, соматические заболевания. В данном контексте встает вопрос более глубокого изучения психофизиологического состояния ребёнка и факторов, оказывающих влияние на его развитие.
Внутриутробно у ребенка формируются 3 важные системы, которые работают синхронно:
— тактильная (тактильная информация помогает управлять движениями; чтобы почувствовать вкус — мы двигаем языком);
— вестибулярная (на звук мы поворачиваем голову);
— проприоцептивная.
К 32 недели ребенок чувствует все прикосновения через кожу и слизистые; сосет палец руки или ноги (созревает сосательный рефлекс); глотает амниотическую жидкость. Информация, которую он получает, становится ведущей. Мозг строит связи, которые нужны для еды, речи, сенсорного развития. Идет формирование сенсомоторной системы. Правильное сосание и глотание помогают в дальнейшем перейти к жеванию твердой пищи, формированию правильного прикуса, положению языка в полости рта, речевому дыханию, правильной, чистой и грамотной речи. При воздействии неблагоприятных факторов у ребенка могут не формироваться важнейшие функции орального онтогенеза в критический период его развития. Соответственно, эти дети нуждаются в более ранней стимуляции оральных процессов, а в дальнейшем, в активной речевой и миофункциональной коррекции. Существует достаточно много приемов сенсорно-моторной стимуляции оральных функций, которые можно применять для профилактики и оказания помощи детям в зависимости от возраста и причин миофункциональных нарушений:
— логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса мышц шеи, плечевого пояса и оральной мускулатуры;
— активизация рефлекторных движений языка вверх-вниз;
— стимуляция поперечного рефлекса — боковых движений языка;
— создание базовой позиции языка на верхнем небе, закрытого рта и активизации ритмичного носового дыхания;
— использование вкусовых раздражителей: кислые — для активизации боковых движений языка, сладкие — для активизации движений передней части языка;
— активизация процесса питья;
— активизация жевательных движений: от рука-рот; жевательные трубочки; вкладыши с фруктами; еда с ложки;
— контроль за ритмичностью и координацией глотания, сосания, жевания с процессом дыхания;
— использование зеркала, чтобы ребенок мог наблюдать за своими действиями в процессе еды;
— словесное поощрение действий ребенка:
— работа с родителями.
Стимуляция тактильно-сенсорного восприятия помогает улучшить работу речевых и орально-фациальных мышц; формировать правильные паттерны движений, которые необходимы для жевания, глотания, артикуляции, речевых звуков; формировать дифференцированные оральные движения. При сниженной чувствительности в полости рта, ребенок, как правило, имеет пониженный мышечный тонус, плохо чувствует то, что происходит у него во рту. Это может вызвать нарушение произносительной стороны речи, а так же проблемы, связанные с кормлением. На первом году жизни ребенок обязательно должен пройти стадию игры со ртом. Если этого нет, то необходимо самостоятельно вкладывать в рот ребенка его пальчики рук. Во время этого процесса происходит: координация рот-рука, координация движений губ, нижней челюсти, языка и щек — это подготовка к самостоятельной еде (начинается процесс формирования кусания и жевания); смещение рвотного рефлекса к корню языка; предупреждение оральной повышенной и пониженной чувствительности; развитие движений нижней челюсти и губ, необходимых для кормления с ложки, питья из чашки и речи; саморегуляция и успокоение; удовольствие; ребенок обследует мир с помощью тактильной информации.
После того, как у ребенка появилось обильное слюнотечение и желание «грызть» кулачки, происходит зарождение жевательного рефлекса. Функция жевания не является врожденной, а формируется постепенно и во многом зависит от характера вскармливания ребенка. К 6-ти месяцам происходит «расцвет» жевательного рефлекса. Именно в этом возрасте появляются первые зубы — резцы, которые нужны для кусания. В этот момент важно вводить в рацион ребёнка пюреобразные прикормы. Сосание еще сохраняется, но постепенно передает свою эстафету жеванию. К 7 месяцам в пищу добавляются первые кусочки. Появляется поперечный рефлекс: при раздражении боковой поверхности языка, он начинает перемещение пищи в этом направлении. К 9 месяцам ребенок ест еду кусочками, способен захватывать пищу, доносить до рта, откусывать и перемалывать ее боковыми деснами. Предлагаем ребенку пищу, которую можно пережевывать или откусывать. На первом этапе даем ребенку играть с едой, чтобы он мог сначала исследовать (мять, давить, тянуть рот) консистенцию той пищи, которую предлагают. Не обязательно, чтобы ребенок глотал эту пищу, он может жевать ее и выплевывать. Важен сам процесс жевания! Ни в коем случае не рекомендуется вкладывать пищу в рот ребенка из своих рук, так как ребенок не знает консистенции пищи и может поперхнуться. Дополнительно, с 5 месяцев можно вкладывать в руку ребенка стимуляторы.
О нарушении процесса жевания будут говорить следующие признаки: измельчает пищу передними зубами, вытягивая при этом губы в трубочку; откусывает и почти сразу проглатывает, не пережевывая; растирает пищу об твёрдое небо; открытый рот во время жевания; чавкание, причмокивание, постоянное выпадение пищи изо рта; подтекание слюны у уголков губ; закладывание пищи за щеки. Прием пищи отражает, как правило, практически все области сформированности навыков ребенка, т. е. по тому, как ест ребенок, можно предположить будут ли нарушения в разных областях развития. Важно своевременно обратить внимание и устранить нарушение правил пищевого поведения у ребенка:
— нарушение режима питания, сна и отдыха;
— нарушение питьевого режима;
— отсутствие или минимальное количество совместных приемов пищи;
— нарушение правил позиционирования;
— посуда не соответствует возрастным нормам;
— мягкая консистенция пищи;
— замена основных приемов пищи (сухие перекусы, перекусы грудным молоком)
— вредные продукты;
— отсутствие возможности самостоятельного приема пищи;
— прием пищи с гаджетами/игрушками/ТВ (гиперчувствительные дети);
— тактики давления;
— затруднение обработки сенсорной информации (гиперчувствительность оральной области, отказ от теплой пищи, продуктов с приправами);
— излишнее формирование правил этикета и т. п.
При несоблюдении правил пищевого поведения у ребенка может развиться пищевая избирательность. Признаки пищевой избирательности:
— однообразные блюда;
— скудный рацион питания;
— отказ от твердых продуктов;
— минимальное потребление жидкости;
— масса тела выше/ниже нормы;
— частые перекусы;
— нестандартные реакции на внешний вид пищи;
— появление рвотного рефлекса на употребление твердой пищи;
— предпочитание сладкого, фастфуда и т. д.
Далее, хотим отметить, что признаки пищевой избирательности, как правило, приводят к проявлению у ребенка миофункциональных нарушений (дыхания, жевания, глотания) а в последствии, и речи.
На базе нашего дошкольного учреждения организована школа для родителей детей раннего возраста, имеющих нарушения пищевого поведения, речи, социальной адаптации. Педагоги проводят для родителей игровые коммуникативные тренинги, обучающие консультации и мастер-классы по вопросам кормления, социального взаимодействия, сенсорного и речевого развития.
Сочетание приемов пищевой терапии, сенсомоторной стимуляции с работой над дыханием, жеванием, глотанием и речью бесспорно приносят значимые положительные результаты.
Можно сделать вывод, что дети с высоким риском оральной дисфункции должны быть на специальном контроле и получать не только врачебную помощь, но и логопедическую, а впоследствии и миофункциональную терапию, которая оказывает реабилитационные мероприятия в формировании правильных оромоторных навыков и речевого развития.
Литература:
- Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Приходько О. В. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / Санкт-Петербург: КАРО, 2022.
- Ратнер А. Ю. Неврология новорожденных /9-е изд.-М.: Лаборатория знаний, 2021.
- Шереметьева Е. В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста. — М., 2013.
- Debra C.Lowsky, MS,CCC-SLP Методика работы с логопедическим массажером Z-Vibe