Предупреждение, выявление и способы коррекции миофункциональных нарушений у детей раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рыжова, Ю. А. Предупреждение, выявление и способы коррекции миофункциональных нарушений у детей раннего возраста / Ю. А. Рыжова, Е. В. Фёдорова, С. В. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/518/114043/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наша статья посвящена детям раннего возраста, имеющим речевые и миофункциональные нарушения. На протяжении многих лет на базе детского сада в группах раннего вмешательства мы оказываем логопедическую помощь малышам с данными проблемами. Отметим факт, что в последнее время значительно увеличилось количество детей двухлетнего возраста и старше, которые имеют нарушения пищевого поведения, не умеют жевать, пить из чашки, имеют инфантильное глотание, ротовой тип дыхания. В данном контексте прослеживается четкая взаимосвязь и этапность появления нарушений у детей:

  1. Пищевая избирательность.
  2. Миофункциональные нарушения.
  3. Нарушения речи.

Изучив анамнез детей, следует отметить, что практически все они имеют те или иные проблемы: неврологические нарушения, нарушения осанки, дисфункции шейного отдела позвоночника, нарушения мышечного тонуса, соматические заболевания. В данном контексте встает вопрос более глубокого изучения психофизиологического состояния ребёнка и факторов, оказывающих влияние на его развитие.

Внутриутробно у ребенка формируются 3 важные системы, которые работают синхронно:

— тактильная (тактильная информация помогает управлять движениями; чтобы почувствовать вкус — мы двигаем языком);

— вестибулярная (на звук мы поворачиваем голову);

— проприоцептивная.

К 32 недели ребенок чувствует все прикосновения через кожу и слизистые; сосет палец руки или ноги (созревает сосательный рефлекс); глотает амниотическую жидкость. Информация, которую он получает, становится ведущей. Мозг строит связи, которые нужны для еды, речи, сенсорного развития. Идет формирование сенсомоторной системы. Правильное сосание и глотание помогают в дальнейшем перейти к жеванию твердой пищи, формированию правильного прикуса, положению языка в полости рта, речевому дыханию, правильной, чистой и грамотной речи. При воздействии неблагоприятных факторов у ребенка могут не формироваться важнейшие функции орального онтогенеза в критический период его развития. Соответственно, эти дети нуждаются в более ранней стимуляции оральных процессов, а в дальнейшем, в активной речевой и миофункциональной коррекции. Существует достаточно много приемов сенсорно-моторной стимуляции оральных функций, которые можно применять для профилактики и оказания помощи детям в зависимости от возраста и причин миофункциональных нарушений:

— логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса мышц шеи, плечевого пояса и оральной мускулатуры;

— активизация рефлекторных движений языка вверх-вниз;

— стимуляция поперечного рефлекса — боковых движений языка;

— создание базовой позиции языка на верхнем небе, закрытого рта и активизации ритмичного носового дыхания;

— использование вкусовых раздражителей: кислые — для активизации боковых движений языка, сладкие — для активизации движений передней части языка;

— активизация процесса питья;

— активизация жевательных движений: от рука-рот; жевательные трубочки; вкладыши с фруктами; еда с ложки;

— контроль за ритмичностью и координацией глотания, сосания, жевания с процессом дыхания;

— использование зеркала, чтобы ребенок мог наблюдать за своими действиями в процессе еды;

— словесное поощрение действий ребенка:

— работа с родителями.

Стимуляция тактильно-сенсорного восприятия помогает улучшить работу речевых и орально-фациальных мышц; формировать правильные паттерны движений, которые необходимы для жевания, глотания, артикуляции, речевых звуков; формировать дифференцированные оральные движения. При сниженной чувствительности в полости рта, ребенок, как правило, имеет пониженный мышечный тонус, плохо чувствует то, что происходит у него во рту. Это может вызвать нарушение произносительной стороны речи, а так же проблемы, связанные с кормлением. На первом году жизни ребенок обязательно должен пройти стадию игры со ртом. Если этого нет, то необходимо самостоятельно вкладывать в рот ребенка его пальчики рук. Во время этого процесса происходит: координация рот-рука, координация движений губ, нижней челюсти, языка и щек — это подготовка к самостоятельной еде (начинается процесс формирования кусания и жевания); смещение рвотного рефлекса к корню языка; предупреждение оральной повышенной и пониженной чувствительности; развитие движений нижней челюсти и губ, необходимых для кормления с ложки, питья из чашки и речи; саморегуляция и успокоение; удовольствие; ребенок обследует мир с помощью тактильной информации.

После того, как у ребенка появилось обильное слюнотечение и желание «грызть» кулачки, происходит зарождение жевательного рефлекса. Функция жевания не является врожденной, а формируется постепенно и во многом зависит от характера вскармливания ребенка. К 6-ти месяцам происходит «расцвет» жевательного рефлекса. Именно в этом возрасте появляются первые зубы — резцы, которые нужны для кусания. В этот момент важно вводить в рацион ребёнка пюреобразные прикормы. Сосание еще сохраняется, но постепенно передает свою эстафету жеванию. К 7 месяцам в пищу добавляются первые кусочки. Появляется поперечный рефлекс: при раздражении боковой поверхности языка, он начинает перемещение пищи в этом направлении. К 9 месяцам ребенок ест еду кусочками, способен захватывать пищу, доносить до рта, откусывать и перемалывать ее боковыми деснами. Предлагаем ребенку пищу, которую можно пережевывать или откусывать. На первом этапе даем ребенку играть с едой, чтобы он мог сначала исследовать (мять, давить, тянуть рот) консистенцию той пищи, которую предлагают. Не обязательно, чтобы ребенок глотал эту пищу, он может жевать ее и выплевывать. Важен сам процесс жевания! Ни в коем случае не рекомендуется вкладывать пищу в рот ребенка из своих рук, так как ребенок не знает консистенции пищи и может поперхнуться. Дополнительно, с 5 месяцев можно вкладывать в руку ребенка стимуляторы.

О нарушении процесса жевания будут говорить следующие признаки: измельчает пищу передними зубами, вытягивая при этом губы в трубочку; откусывает и почти сразу проглатывает, не пережевывая; растирает пищу об твёрдое небо; открытый рот во время жевания; чавкание, причмокивание, постоянное выпадение пищи изо рта; подтекание слюны у уголков губ; закладывание пищи за щеки. Прием пищи отражает, как правило, практически все области сформированности навыков ребенка, т. е. по тому, как ест ребенок, можно предположить будут ли нарушения в разных областях развития. Важно своевременно обратить внимание и устранить нарушение правил пищевого поведения у ребенка:

— нарушение режима питания, сна и отдыха;

— нарушение питьевого режима;

— отсутствие или минимальное количество совместных приемов пищи;

— нарушение правил позиционирования;

— посуда не соответствует возрастным нормам;

— мягкая консистенция пищи;

— замена основных приемов пищи (сухие перекусы, перекусы грудным молоком)

— вредные продукты;

— отсутствие возможности самостоятельного приема пищи;

— прием пищи с гаджетами/игрушками/ТВ (гиперчувствительные дети);

— тактики давления;

— затруднение обработки сенсорной информации (гиперчувствительность оральной области, отказ от теплой пищи, продуктов с приправами);

— излишнее формирование правил этикета и т. п.

При несоблюдении правил пищевого поведения у ребенка может развиться пищевая избирательность. Признаки пищевой избирательности:

— однообразные блюда;

— скудный рацион питания;

— отказ от твердых продуктов;

— минимальное потребление жидкости;

— масса тела выше/ниже нормы;

— частые перекусы;

— нестандартные реакции на внешний вид пищи;

— появление рвотного рефлекса на употребление твердой пищи;

— предпочитание сладкого, фастфуда и т. д.

Далее, хотим отметить, что признаки пищевой избирательности, как правило, приводят к проявлению у ребенка миофункциональных нарушений (дыхания, жевания, глотания) а в последствии, и речи.

На базе нашего дошкольного учреждения организована школа для родителей детей раннего возраста, имеющих нарушения пищевого поведения, речи, социальной адаптации. Педагоги проводят для родителей игровые коммуникативные тренинги, обучающие консультации и мастер-классы по вопросам кормления, социального взаимодействия, сенсорного и речевого развития.

Сочетание приемов пищевой терапии, сенсомоторной стимуляции с работой над дыханием, жеванием, глотанием и речью бесспорно приносят значимые положительные результаты.

Можно сделать вывод, что дети с высоким риском оральной дисфункции должны быть на специальном контроле и получать не только врачебную помощь, но и логопедическую, а впоследствии и миофункциональную терапию, которая оказывает реабилитационные мероприятия в формировании правильных оромоторных навыков и речевого развития.

Литература:

  1. Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Приходько О. В. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / Санкт-Петербург: КАРО, 2022.
  3. Ратнер А. Ю. Неврология новорожденных /9-е изд.-М.: Лаборатория знаний, 2021.
  4. Шереметьева Е. В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста. — М., 2013.
  5. Debra C.Lowsky, MS,CCC-SLP Методика работы с логопедическим массажером Z-Vibe
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, пища, пищевая избирательность, пищевое поведение, боковое движение языка, жевательный рефлекс, поперечный рефлекс, ранний возраст, речевое развитие.


Похожие статьи

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Неинвазивные методы диагностики заболеваний сердца у новорожденных и детей раннего возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Похожие статьи

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Неинвазивные методы диагностики заболеваний сердца у новорожденных и детей раннего возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Задать вопрос