Самоотношение женщин среднего возраста — участниц групповых танцевальных занятий по авторской методике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Винниченко, В. К. Самоотношение женщин среднего возраста — участниц групповых танцевальных занятий по авторской методике / В. К. Винниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 477-480. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113966/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье автор исследует взаимосвязь между танцевально-двигательной активностью и самоотношением женщин среднего возраста.

Ключевые слова: самоотношение, танцевально-двигательная терапия, телесное Я, психокоррекция, самооценка, самовыражение, психоэмоциональное состояние.

Самооценка оказывает важное влияние на самочувствие человека, его самоотношение и самоопределение себя в обществе. До сих пор остаются незакрытыми вопросы по инструментам, средствам и условиям, которые могут поспособствовать урегулированию негативной тенденции самоотношения личности.

Самоотношение — это взгляд человека на себя, его оценка своих качеств, способностей и достоинств. Для женщин среднего возраста, которые посещают занятия в танцевальной студии, самоотношение может играть важную роль в их жизни. Этот период жизни часто сопровождается изменениями внешности, физического состояния и социального статуса, что может повлиять на самооценку и уверенность в себе.

Исходя из анализа исследований и научной литературы, мы выделяем следующие критерии, на основании которых строится самооценка у женщин, а впоследствии и их самоотношение:

— внешность (стройность — полнота, чистота кожи, качество волос, наличие и отсутствие морщин и другие);

— возраст (насколько женщина молода или стара);

— внимание со стороны мужчин к своей персоне (наличие или отсутствие);

— социальное положение (социальный статус).

В большинстве исследований внешность, а именно тело рассматривается как проявление физического аспекта личности. Такие исследователи, как Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян, А. Г. Черкашина, У. Джеймс, Н. Рамси, В. В. Столин, Д. Харкорт, В. И. Черкашин и другие, подчеркивают важность образа «Я», что представления о собственном теле, его размерах, форме и привлекательности играют важную роль в формировании самооценки, и выделяют его физическую, психологическую и социальную составляющие. В исследовании делаем упор именно на восприятии женщинами образа своего «физического Я».

В нашей работе мы сделали упор на исследование влияния танцевально-двигательной активности на самоотношение женщин среднего возраста, опираясь на мнение, что безопасные условия, групповая поддержка, выстраивание грамотного контакта с телом и его активация, способствуют улучшению самоотношения. Мы считаем, что с помощью танцевально-двигательной активности, человек может реализовать и выразить себя, прожить подавленные эмоции и переживания, через активацию тела. Это в свою очередь способствует улучшению его психоэмоционального состояния.

Эмпирическое исследование самоотношения женщин среднего возраста, посещающих занятия танцевальной студии, было проведено на базе учениц танцевальной студии «Dadadance» города Москвы. В исследовании приняли участие 70 женщин в возрасте от 35 до 40 лет, которые обратились в различное время за помощью с запросом улучшения контакта с телом, научиться уверенно и пластично танцевать и разделили их на две группы: контрольную и экспериментальную по 35 человек в каждой.

Новизна исследования заключается в том, что в нашей работе мы целенаправленно исследуем влияние танцевально-двигательной терапии на самоотношение женщин среднего возраста, чего не встречалось ранее в отечественных трудах коллег. Для коррекции самоотношения у женщины через изменение самовосприятия тела, мы выбрали в качестве направления танцевально-двигательную терапию. Танцевальная терапия — это форма психотерапии, которая использует движение для развития различных аспектов жизни человека, включая социальные, когнитивные, эмоциональные и физические. Основная цель танцевальной терапии — помочь людям развить навыки общения, положительное представление о себе и эмоциональную стабильность.

Танцевально-двигательная терапия основывается на признании взаимосвязи между телом и психикой, при которой изменения в одной области могут вызывать изменения в других. Тело и сознание учеными рассматриваются как равноправные факторы в общем функционировании. Терапевт по танцевально-двигательной терапии Бергер выделяет четыре категории психосоматических отношений: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение. Осознание чувств и соответствующее эмоциональное выражение включает работу с мышечным тонусом человека. Люди часто не осознают свои чувства, если у них высокий уровень напряжения в теле. В попытке справиться со стрессом, люди могут подавлять свои чувства и оттеснять их из своего сознания. Сохраняя напряжение в теле, они таким образом защищают себя от прямого переживания и конфронтации с собственными конфликтами.

Танцевальная студия создает безопасное пространство, где женщины могут освободиться от стереотипов и ожиданий общества, искренне выражая себя через движение. Занятия танцами способствуют физическому развитию и укреплению тела. Женщины могут почувствовать себя более сильными, грациозными и привлекательными. Через движение тела можно выразить свои эмоции, чувства и индивидуальность. Они могут открыть новые аспекты своей личности и обрести уверенность в своей способности быть творческими и выразительными. Взаимодействие с другими участниками стимулирует развитие коммуникативных навыков, умение слушать и быть слышанными. Это помогает женщинам построить позитивные отношения с другими людьми и укрепить свою самооценку. Для достижения положительных изменений в самоотношении женщин среднего возраста на занятиях танцевальной студии необходимо учитывать некоторые аспекты. Важно создать поддерживающую и доверительную атмосферу, где каждая участница будет чувствовать себя комфортно и принято. Также необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности каждой женщины, чтобы она могла развиваться и достигать своих целей.

Гипотеза исследования общая: существуют различия в самопринятии своего телесного «Я» у женщин среднего возраста, посещающих и не посещающих танцевальную студию.

Частные:

  1. Самоуважение женщин среднего возраста связано с танцевально-двигательной активностью.
  2. Независимость женщин среднего возраста от мнения окружающих о своем физическом «Я» и их положительное отношение к своему физическому «Я» связано с танцевально-двигательной активностью.
  3. Среди женщин среднего возраста, которые занимаются танцевально-двигательной активностью, чаще встречается сангвинистический характер личности.
  4. Эмоциональное состояние женщин среднего возраста связано с танцевально-двигательной активностью.

Для проверки гипотез нами было проведено исследование, состоящее из трех этапов: разделение выборки на контрольную и экспериментальную группы, проведение вводного тестирования, составление и проведение авторского социально- психологического тренинга, проведение итогового тестирования.

Для проведения эмпирического исследования мы применили методики диагностики:

  1. Методика для исследования самоотношения личности Р. С. Пантилеева.
  2. Методика «опросник самоуважения М. Р. Розенберга».
  3. «Краткий характерологический опросник» М. Е. Бурно.
  4. «Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильин.
  5. «Диагностика телесного Я» И. В. Лыбко.

Для реализации основной цели работы, а именно изучить взаимосвязь между танцевально-двигательной активностью и самоотношением личности, был разработан и апробирован социально-психологический тренинг с применением техник танцевально-двигательной терапии.

Цель тренинга: сформировать необходимые навыки у женщин среднего возраста для улучшения уровня самоотношения.

Задачи тренинга:

— повышение информированности у участниц тренинга о физическом «Я» и самоотношения;

— формирование навыков для урегулирования уровня самоотношения;

— развитие положительного отношения к своему телу;

— формирование навыков самостоятельной работы с телесных зажимами, через танцевально-двигательную активность;

— формирование уверенности в себе и навыков проявления.

Этапы реализации:

  1. разогревающий этап — направлен на формирование благоприятного климата в коллективе и доверительного отношения всех участников друг к другу;
  2. основной этап — направлен на формирование навыков для улучшения самоотношения;
  3. завершающий этап — направлен на закрепление полученных навыков и результатов, и обмена опытом между участников друг с другом.

С помощью авторского социально-психологического тренинга на базе танцевально-двигательной терапии мы нацелены улучшить показатели участниц по восприятию своего «физического Я», и в последствии повысить уровень самоотношения.

Таблица 1

Данные экспериментальной группы «до» и «после» проведения социально-психологического тренинга

Методики

Первичное тестирование

Итоговое тестирование

U—критерий Манна—Уитни

р

Методика для исследования самоотношения личности Р. С. Пантелеева.

Открытость

2,1714

1,6857

353,500

0,000

Самоуверенность

2,0000

2,6571

256,000

0,000

Самоценность

2,2000

2,6286

405,000

0,006

Самопривязанность

1,6857

1,9143

472,500

0,018

Самообвинение

1,7714

1,3429

396,000

0,004

Методика «опросник самоуважения М. Р. Розенберга».

Самоуважение

3,0000

3,2000

490,000

0,006

«Диагностика телесного Я» И. В. Лыбко.

Самопринятие своего физического я

1,9429

2,5714

307,500

0,000

Влияние другого

2,0000

2,2857

457,500

0,017

«Краткий характерологический опросник» М. Е. Бурно.

Сангвинический

2,8286

3,2857

451,500

0,045

«Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильин.

Эмоциональная возбудимость

2,2000

1,8000

406,000

0,003

Эмоциональная интенсивность

2,6286

1,8000

196,500

0,000

Отрицательное влияние эмоций

2,0000

1,4000

297,500

0,000

Условные обозначения: Р — статистическая значимость.

Исходя из полученных данных количественного и математика-статистического анализа полученных данных, мы приходим к выводу, что у женщин среднего возраста, посещающих занятия танцевальной студии, существует специфика самоотношения, проявляющаяся в высоком уровне самоуверенности, отсутствии напряженности внутреннего характера, в высоком уровне рефлексии и критичности, способности быть открытым миру и другим не взирая на наличие неприятной информации. Также способны сохранять работоспособность, уверенность и ориентированы на успешность реализации, в своих силах в привычных ситуациях, избирательны в восприятии отношения к себе от других людей и положительно относятся к себе и к своей деятельности, заинтересованы в собственном «Я», ценят свою личность и интересы, безоговорочно принимают себя. Также обладают высоким уровнем рефлексии, осознанием собственных трудностей и адекватностью самовосприятия, не склонны к самообвинению, избирательно относятся к самим себе. Уровень самопринятия у женщин среднего возраста, посещающих занятия танцевальной студии, в большинстве находится на высоком уровне.

Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о том, что наши общая и частные гипотезы подтверждены: существуют различия в самопринятии своего телесного «Я» у женщин среднего возраста, посещающих и не посещающих танцевальную студию; улучшение эмоционального состояния женщин среднего возраста связано с танцевально-двигательная активностью; существует связь между танцевально-двигательной активностью и урегулированием выраженности эмоций, а также снижением негативного влияния эмоций на эффективность деятельности женщин среднего возраста; у женщин среднего возраста изменение самоуважения в лучшую сторону связано с танцевально-двигательной активностью.

Танцевально-двигательная терапия и занятия в танцевальной студии имеют положительное влияние на самоотношение женщин. Она помогает развить положительное отношение к себе, осознать и выразить свои эмоции, развить индивидуальность и улучшить физическое самочувствие.

Литература:

  1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д. Я. Райгородский. — М.: Владос, 2010. — 393 с.
  2. Бурно. М. Е. О характерах людей. М.: Академический Проект, 2020
  3. Дробышевская Н. Ю. Понятие самоотношения в современной психологии // Исследования молодых ученых: материалы XXV Междунар. науч. конф. (ноябрь 2021 г.). Казань, 2021. С. 12
  4. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 284 с.
  5. Колышко А. М. Психология самоотношения — Гродно: ГрГУ, 2014. — 102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): танцевально-двигательная активность, танцевальная студия, женщина среднего возраста, танцевально-двигательная терапия, самоотношение женщин среднего возраста, женщина, положительное отношение, самоотношение личности, тело, формирование навыков.


Похожие статьи

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Эмоциональное состояние подростков как первопричина аутодеструктивного поведения

В статье рассматриваются эмоциональное состояние подростков — агрессия, тревожность, как первопричины аутодеструктивного поведения.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Похожие статьи

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Эмоциональное состояние подростков как первопричина аутодеструктивного поведения

В статье рассматриваются эмоциональное состояние подростков — агрессия, тревожность, как первопричины аутодеструктивного поведения.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Задать вопрос