В статье раскрываются особенности и содержание полномочий прокурора по выявлению нарушений закона.
Ключевые слова: полномочие, прокурор, выявление нарушения.
В современном мире прокуратура играет немаловажную роль. Она осуществляет свою деятельность с целью обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых законом интересов государства и общества.
Полномочия прокурора — объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций [1]. При помощи полномочий по выявлению нарушений закона прокурор устанавливает фактические данные о событиях правонарушений, лицах, которые ответственны за их совершение, способах совершения.
В 1992 г. был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который по сей день регламентирует систему и организацию прокуратуры, функции и полномочия прокурора. В случае поступления информации о нарушении закона прокурору следует провести проверку для выявления всех обстоятельств совершенного правонарушения. Для этого законодатель в ст. 22 Закона о прокуратуре закрепил круг необходимых прокурору полномочий.
1. Первым таким полномочием является беспрепятственное вхождение прокурора на территорию и в помещение проверяемого органа по предъявлении служебного удостоверения; право на свободный доступ к материалам и документам поднадзорных объектов. Некоторые авторы рассматривают данное полномочие как безусловное право прокурора на изучение любых документов (даже тех, которые обладают грифами секретности) и вхождение в любые органы, учреждения, организации. Однако, полномочие беспрепятственного вхождения на территорию прокурор может использовать в отношении органов, поднадзорных именно ему, исходя из соответствующих компетенций (определенных на федеральном или региональном уровне).
2. Следующее полномочие по выявлению нарушения закона — требовать от должностных лиц и (или) руководителей проверяемых органов необходимых материалов и документов, их копий, статистических и других сведений. Данное полномочие может реализовываться в двух формах: 1) непосредственное ознакомление в случае выхода на проверяемый объект; 2) истребование необходимой информации в органы прокуратуры для осуществления надзорной функции.
В соответствии с действующим законодательством вышеперечисленная информация предоставляется прокурору в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования уполномоченному представителю или руководителю организации (органа). В случае проведения прокурорской проверки по соблюдению законодательства — в течение двух рабочих дней со дня предъявления требования. Следует отметить, что проверяющий прокурор может установить в требовании более продолжительные сроки.
3. В том случае, если при проведении проверки у сотрудника органов прокуратуры возникли вопросы, выходящие за пределы его профессиональных знаний, то прокурор вправе требовать от руководителей поднадзорных органов выделения специалистов для разъяснения таких вопросов. Специалист по результатам проверки должен определить: а) обстоятельства, которые способствовали совершению правонарушения; б) конкретные нормы, которые были нарушены; в) лиц из числа руководства, ответственных за недопущение фактов нарушения законов; г) меры, которые должны быть приняты, по мнению специалиста, чтобы устранить нарушения и способствующих им обстоятельств.
4. Еще одним полномочием по выявлению нарушения закона является право прокурора на направление в уполномоченные контрольные органы требования о проведении проверки, контрольного (надзорного) мероприятия в связи с поступившими в органы прокуратуры обращениями и материалами. Следует отметить, что уполномоченные контрольные (надзорные) органы приступают к ревизии деятельности подведомственных и подконтрольных им учреждений, организаций незамедлительно.
Данное требование прокурора может быть предъявлено в том случае, когда для выявления факта нарушения закона, обстоятельств и причин их возникновения, необходимо получить конкретные сведения. Такие сведения не могут быть установлены усилиями прокурора. При этом единственный способ их получения — проведение проверки со стороны уполномоченных органов.
5. Для получения объяснений по поводу нарушений закона прокурор вправе вызывать граждан и должностных лиц. Объяснения даются в письменном виде (к примеру, объяснения могут быть написаны собственноручно лицами, дающими их). При этом действующее законодательство не регламентирует процесс получения объяснений.
Лица, вызываемые для предоставления объяснений, имеют право отказаться от их дачи против самих себя и в отношении иных лиц, указанных в законе. При этом они не будут привлечены к ответственности за отказ. Так как в соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» [2].
6. Кроме вышеперечисленных полномочий прокурор имеет право на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее — НПА) и их проектов (ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуру РФ»). Целью проведения такой экспертизы считается выявление коррупциогенных факторов в НПА с их последующим устранением.
Под коррупциогенными факторами принято понимать конкретные положения в нормативных правовых актах (или их проектах), которые предоставляют правоприменителю возможность необоснованного использования исключений из общих правил. Кроме того такие положения могут содержать трудновыполнимые, обременительные и неопределенные требования к организациям или же к гражданам, создавая при этом условия для появления коррупции.
Правительством РФ было принято Постановление от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изм. от 10 июля 2017 г.). Однако в данном документе отсутствуют положения, регламентирующие процедуру проведения антикоррупционной экспертизы (методику). Постановление закрепляет лишь подробный перечень коррупциогенных факторов.
Подводя итог можно сказать, что полномочия прокуроров по выявлению нарушений законов представляют собой важный инструмент, с помощью которого обеспечивается справедливость, защита законности, прав и свобод граждан. К сожалению, в действительности у прокуроров нередко возникают проблемы по их применению. Усовершенствование действующего законодательства позволило бы сотрудникам прокуратуры более эффективно применять предоставленные им полномочия и оперативно выявлять правонарушения.
Литература:
- Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю. Е. и др.; Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005–460 с. — Текст: непосредственный.
- Конституция Российской Федерации: принята голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2020 — № 1 — Ст. 51
- Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов: учебное пособие / О. Н. Коршунова, И. И. Головко, Э. Р. Исламова [и др.]. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2023. — 280 c. — Текст: непосредственный.