В рамках данной статьи будут рассмотрены мемы с точки зрения социологии, культурологии, лингвистики, семиотики, а также проведен анализ и сравнение различных исследований в этой области. Полученные результаты помогут выявить основные особенности интернет-мемов, их влияние на коммуникацию и массовую культуру.
Ключевые слова: интернет-культура, коммуникация, символы, интернет-пространство, меметика, интернет-мемология, семиотика
Within the framework of this article the main theories and concepts related to the Internet memes will be considered, as well as the analysis and comparison of various studies in this field will be conducted. The results will help to identify the main features of Internet memes, their impact on communication and popular culture.
Keywords
:
Internet culture, communication, symbols, Internet space, memetics, Internet memology, semiotics
Введение
Современное информационное общество в сети Интернет на протяжении последних десятилетий претерпевает значительные изменения. Одной из ключевых особенностей этой сетевой культуры является появление и распространение интернет-мемов, которые стали популярным явлением в онлайн-среде. Интернет-мемы представляют собой сложные многокомпонентные образования, в которых элементы образуют одно визуальное, структурное и смысловое целое, направленное на воздействие на адресата [6]. Они могут включать в себя изображения, тексты, видео и звуки, которые быстро распространяются через социальные сети и другие платформы.
Вопрос о природе и значениях интернет-мемов является интересным и многогранным, и может быть исследован и оценен из разных дисциплинарных подходов. В данной статье мы сосредоточимся на интернет-мемах как междисциплинарном явлении, исследование которого требует совместного взгляда со стороны социологии, лингвистики, культурологии и других наук.
Целью данного исследования является рассмотрение интернет-мемов как междисциплинарного явления, оценка их влияния на современное информационное общество и понимание их роли в формировании интернет-культуры. Междисциплинарный подход позволяет рассмотреть различные аспекты интернет-мемов — социологические, лингвистические, культурологические и т. д. для получения более полного и глубокого понимания этого явления.
Появление интернет-мемов началось с появления социальных сетей и их возможности широкого распространения информации. Интернет-мемы — это концепции, идеи, изображения или выражения, которые быстро распространяются в интернете, обычно со смешной или ироничной коннотацией.
Наиболее продуктивным представляется определение, согласно которому мем понимается как «единица культурной информации, способная к самокопированию и распространению среди людей данной группы» [5, с.161]. Они могут быть созданы как частными лицами, так и какими-то организациями или группами людей. Некоторые мемы могут появляться благодаря популярным событиям или трендам, которые быстро захватывают внимание интернет-пользователей.
Рассматривая понятие «мем» в пространстве массовой коммуникации, Д.Рашкофф сравнивает быстрое распространение мемов посредством медиа с распространением вирусов в живых организмах: мемы и мемокомплексы циркулируют в информационной и культурной среде и изменяют восприятие локальных и глобальных событий [8]. В социальных сетях, как главных платформах для распространения мемов в интернете, происходит следующее: когда пользователь видит мем, который ему нравится, он может легко поделиться им с друзьями или даже сетью в целом. Этот процесс может повторяться снова и снова, что приводит к широкому распространению мема и его консолидации в интернет-культуре.
Интернет-мемы играют важную роль в формировании идентичности социальных групп. Мемы легки для передачи внутри группы. Их верное раскодирование, воспроизведение и передача могут служить подтверждением принадлежности к группе. Правильное понимание внутригрупповых мемов и их передача символически отграничивает членов группы от чужих, тех, кто не понимает [2]. Например, мемы, связанные с некоторыми подкатегориями юмора, музыки, фанатской культуры, политики или научных тем, могут стать способом идентификации с определенной группой и укреплением чувства принадлежности.
Интернет-мемы также могут влиять на культуру и поведение социума. Они могут служить важным инструментом социального комментирования и критики, особенно в отношении актуальных событий и трендов. Предполагая направленность на порождение и формирование эмоций у реципиента, использование мемов может спровоцировать его на определенные действия — от обозначения согласия с автором мема при помощи виртуальных способов — так называемых «лайков» и «репостов» до конкретного действия в реальной жизни [1]. Мемы могут усилить определенные социальные мысли или идеи, а также распространять конкретные стереотипы или представления. Некоторые мемы могут вызывать обсуждения и диалоги о различных вопросах, таких как политика, социальная справедливость или окружающая среда. Они могут также влиять на поведение посредством создания трендов и мод, которым люди могут следовать или в которых могут искать поддержку.
Интернет-мемы не всегда являются конструктивными или положительными. Они могут также представлять собой сатиру и иронию, которые могут быть непонятны или оскорбительны для некоторых людей или групп. Некоторые мемы могут перейти в цифровое насилие или являться источником троллинга и кибербуллинга.
Китайские интернет-мемы, имеют свое особое семиотическое значение, которое связано с культурой и общественной жизнью Китая. Эти мемы обычно представляют собой смешные или ироничные фразы, изображения или видео, которые быстро распространяются по интернету и становятся повсеместно известными.
1. Многие интернет-мемы в Китае связаны с культурными символами и отсылками, позволяя людям отличиться и проявить свою уникальность. Например, мем "吃瓜群众" (chī guā qúnzhòng), рис.1, переводится как «народ, который ест арбузы», и отсылает к китайской пословице о наблюдении происходящего со стороны, не вмешиваясь.
Рис. 1. Мем "吃瓜群众" (chī guā qúnzhòng)
2. «Grass Mud Horse» (草泥马 cǎonímǎ): Этот мем является искаженным названием ламы, олицетворяет некий мифический животный вид. Он был создан как способ обойти цензуру, поскольку произношение «Grass Mud Horse» находится близко к ругательству. Этот мем стал символом сопротивления в Китае; относится к критике цензуры и ограничений свободы слова. Он также демонстрирует креативность и способность обходить препятствия.
3. «Doghead» (狗头gǒutóu), рис.2: Этот мем представляет собой картинку собачьей головы, добавляемую к фотографиям людей. Мем «Doghead» в основном используется для того, чтобы добавить смешной или ироничный элемент в фотографию, а также для выражения эмоций, таких как удивление или разочарование. Его семиотическое значение заключается в том, что он помогает людям выражаться и подчеркивать эмоции в стиле виртуальных коммуникаций.
Рис. 2. Мем «Doghead» (狗头 gǒutóu)
4. «Doge» (狗狗 gǒugǒu), рис.3: Этот мем изображает фотографию собаки породы Ши-тцу. «Doge» активно используется для создания шуток и комических комментариев, а также для выражения эмоций, таких как радость или восхищение. Его семиотическое значение заключается в том, что он стал символом смеха и веселья в интернете.
Рис.3. Мем «Doge» (狗狗 gǒugǒu)
Некоторые исследования показывают, что интернет-мемы могут вызывать положительные эмоции и улучшать настроение людей. Использование юмора в мемах может способствовать снижению стресса и создавать чувство сопричастности и смысла [9]. Отдельные исследования также указывают на то, что интернет-мемы могут служить средством социальной поддержки и смягчать негативные эмоции:
1. "白眼狼 (báiyǎnláng)": Этот мем в основном используется в смешных видеороликах или комментариях для выражения недовольства, высмеивания или пренебрежения. Изначально происходит от метафоры «белого волка», которая обычно описывает жестокого или беспощадного человека в китайском языке. Семиотическое значение "白眼狼" заключается в использовании мема для выражения сарказма и критики.
2. "打call (dǎ call)": Этот мем используется для выражения поддержки, поощрения или аплодисментов кому-то. Он происходит от фразы "打电话" (звонить по телефону), но был переделан в "打call» для олицетворения активного и энергичного способа выражения поддержки. Семиотическое значение "打call» заключается в том, что он является символом эмоциональной поддержки и позитивной энергии, особенно в онлайн-сообществах.
3. "毒鸡汤 (dú jītāng)": Этот мем относится к ироничным или отрицательным высказываниям, которые кажутся благословениями или мудрыми, но на самом деле содержат негативные подтексты. Он произошел от популярного жанра «чайнворд» (俏皮话 qiàopíhuà), который представляет собой игру слов и выражений. Семиотическое значение "毒鸡汤" заключается в том, что он используется для выражения сарказма, разочарования или критики, и может быть пересказан или переформулирован с различными вариациями.
4. "你就输了 (nǐ jiù shūle)", рис.4: Этот мем используется для выражения насмешки или иронии в отношении человека, который считает себя победителем, но на самом деле проигрывает. Фраза "你就输了" переводится как «ты уже проиграл» и была популяризована в интернет-шоу. Семиотическое значение "你就输了" заключается в использовании мема для насмешливого комментария о чьей-то ошибке или неудаче.
Рис. 4. Мем "你就输了 (nǐ jiù shūle)"
Однако негативные эмоции и поведенческие реакции также могут быть вызваны интернет-мемами. Некоторые мемы могут передавать оскорбления, стереотипы или содержать неприемлемые смешные шутки. Они могут вызывать раздражение, оскорбленность или чувство неудовлетворенности у людей, которые сталкиваются с ними. Такие реакции могут привести к конфликтам, напряжению и плохому настроению.
Значительное влияние интернет-мемов на психологические процессы, такие как самоидентификация и саморефлексия, может быть связано с их использованием для выражения социальной или индивидуальной идентичности. Люди могут искать мемы, которые соответствуют их ценностям, интересам или групповой принадлежности, и использовать их для самовыражения и укрепления своей идентичности. Мемы могут служить способом подчеркнуть особенности или мематические традиции своей группы или сообщества.
Таким образом, интернет-мемы создаются и распространяются для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию или передать определенное сообщение. Однако, в контексте интернет-мемов, смысл часто является многозначным и может быть интерпретирован по-разному. Философия может помочь нам размышлять о возможных интерпретациях и уровнях смысла, присутствующих в интернет-мемах.
Интернет-мемы могут играть различные роли в обществе, включая развлечение, политическую и социальную комментарий и образование. Однако, мы можем задаться вопросом, какую ценность они приносят в общественный диалог и культуру. Могут ли они способствовать глубокому пониманию или исследованию сложных проблем, или они просто ограничены поверхностными и быстропроходящими эмоциональными реакциями?
Постмодернизм предполагает переосмысление и децентрализацию метанарративов и абсолютных истин. Интернет-мемы, с их множеством отсылок, ироничности и автономии передачи смысла, могут быть поняты как выражение постмодернистских идей. Они также отражают разоблачение границ между высокой и низкой культурой, личным и общественным и другими антитезами, характерными для постмодернизма.
Интернет-мемы часто создаются в ответ на социокультурные события, они могут служить выражением определенных ценностей, образом подчеркивания различий или создания сообщества вокруг общих референтов. Анализ интернет-мемов может помочь нам осознать, как эти мемы отражают и соответствуют определенным культурным и социальным нормам и тенденциям.
Литература:
- Аршинская Н. А. Интернет-мемы в коммуникативном пространстве: функции / Аришнская Н. А. // Национальная ассоциация ученых (НАУ) # VI (11), 2015
- Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов / Зиновьева Н.А // Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
- Милованова, М. В. Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернет-коммуникации / М. В. Милованова, Е. В. Терентьева // Гуманитарные и социальные науки. — 2022. — Т. 93, № 4. — С. 58–66.
- Ольховская, А. И. Интернет-мем как носитель национально-культурной информации / А. И. Ольховская // Международный научный конгресс «Русский язык в странах СНГ»: положение, функционирование, коммуникация. — Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. — С. 57–62.
- Поляков, Е.М. (2010). Меметика: наука или парадигма? Вестник ВГУ.Серия: Философия, 2, 16–165
- Рыжков, К. Л. Интернет-мемы как новое социально-культурное явление / К. Л. Рыжков // Человек и культура. — 2021. — № 4. — С. 143–150.
- Рыжков, К. Л. Особенности возникновения и распространения интернет-мемов в рамках современной коммуникации / К. Л. Рыжков // Миссия конфессий. — 2021. — Т. 10, № 5(54). — С. 563–571.
- Щурина, Ю. В. Интернет-мем как жанр и «ньюсмейкер» в современном медиапространстве / Ю. В. Щурина, М. Б. Харохорина // Медиалингвистика. — 2020. — Т. 7, № 2. — С. 263–275.
- American Psychological Association URL: https://www.apa.org/pubs/highlights/spotlight/issue-181