В статье проанализирована нормативная основа и механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры, выявлены возможные пробелы, а также актуальность законодательства в рассматриваемых вопросах и их механизмах в настоящее время. Охарактеризована теоретическая и практическая сторона данной сферы. Сформулирован вывод о возможных изменениях законодательства в области безопасности сотрудников прокуратуры РФ.
Приведена нормативная база и правовые механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры и реализации этих механизмов. Дана оценка и перспектива нововведений в законодательстве.
Ключевые слова: прокуратура, безопасность, охрана, гарантии, обеспечение безопасности.
Основной проблемой в контексте рассматриваемой темы является достаточность нормативной основы регулирования вопросов личной безопасности работников прокуратуры и возможность ведомства обеспечить должный доступ к информации, а также обучение указанных сотрудников.
Законодатель в РФ, в том числе и само ведомство (прокуратура РФ) сформировала прочный фундамент нормативной и практической базы механизмов обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры.
Для дальнейшей работы необходимо сформировать нормативные источники анализа информации по рассматриваемой теме, предлагается следующий перечень нормативных правовых актов:
«О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1 Федеральный закон от 17.01.1992 (ред. от 05.12.2022);
Порядок выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831);
«Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.1996 (ред. от 29.12.2022);
«Уголовный кодекс Российской Федерации» № 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 29.12.2022);
«Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 830 от 27 ноября 2019 г;
«Об утверждении Инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему в органах прокуратуры Российской Федерации» Приказ Генпрокуратуры России № 296 от 12.09.2011.
Помимо выделения материалов нормативного характера, важно выделить методы, посредством которых будет рассмотрена данная тема. В данной работе будут использованы следующие методы: анализ, обобщение информации, структурирование нормативной базы и сравнительно-правовой метод зарубежного законодательства в рамках изучения темы.
В соответствии со статьей 45 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров, а именно:
Прокуроры, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.
При изучение нормативной основы обеспечение личной безопасности работников прокуратуры также берется статистика, характеризующая наиболее резонансные посягательство на сотрудников правоохранительной системы, а именно органов прокуратуры в РФ. Убийство прокурора ХМАО Юрия Бедерина в подъезде своего дома в 2000 году. 13 октября 2021 года Курганского прокурора привязали за голову к машине и протащили по дороге.
Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Статья 2. лица, подлежащие государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат: прокуроры и иные лица) [2].
Прокуратура Российской Федерации имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников, а также вправе создавать ведомственную охрану.
Прокуроры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия, специальных средств индивидуальной защиты и специальных средств, а также на их применение. Типы и модели указанного оружия, специальных средств индивидуальной защиты и специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации [6].
Одним из способов обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников прокуратуры может быть приобретение в индивидуальном порядке не летального оружия самообороны, предусмотренного Федеральным законом «Об оружии» [3].
В Российской Федерации также предусмотрена уголовная ответственность за посягательства на сотрудников прокуратуры. (УК РФ Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) [4].
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.
Особенность защиты прокуроров Франции от посягательств состоит в том, что к ответственности могут быть привлечены преступники, совершившие посягательства в любой форме, а именно как за конкретные действия по причинению вреда жизни или здоровью, так и за любую угрозу, запугивание или вымогательство. Деяния, связанные с посягательством на жизнь судей, адвокатов, должностных лиц, являющихся представителями государственной власти в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, запрещается ст. 221–1 УК Франции. Анализируя ст. 221–1 УК Франции, («простое» убийство), можно констатировать, что представленная норма имеет существенное сходство с ч. 1 ст. 105 УК РФ. Однако в отличие от российского законодательства, виновный за подобное деяние наказывается 30 годами уголовного заключения.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что основной гарантией личной профессиональной безопасности сотрудников прокуратуры является наличие уголовной ответственности за посягательства на сотрудников прокуратуры. Если проводить аналогию уголовного законодательства США и России, то в штатах не выделяют отдельного состава преступления в качестве посягательства на должностное лицо с исполнением своих служебных обязанностей.
Так, например 125.27 Уголовного кодекса штата Нью-Йорк указывается: «Лицо виновно в тяжком убийстве первой степени, если с намерением причинить смерть другому лицу оно причиняет смерть этому лицу, и потерпевшим был служащий полиции, который был убит в ходе выполнения им своих служебных обязанностей… карается смертной казнью.
В отличие от российского уголовного права, в качестве самостоятельного состава не выделены посягательства на жизнь или здоровье представителя правоохранительных органов в таких странах, как Голландия, Бельгия, Австрия, Швейцария и др. [10, с. 88.].
Специальными субъектами обеспечения безопасности в органах прокуратуры являются: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации: управление физической защиты и обеспечения безопасности; Главное управление правовой статистики и информационных технологий; Главное управление кадров; Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры; Первый отдел (на правах управления). В Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах: структурные подразделения и работники прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, выполняющие функции по обеспечению собственной безопасности и физической защиты, защиты информации, осуществляющие работу с кадрами, а также обеспечивающие режим секретности, пропускной режим, пожарную и финансовую безопасность.
Целью обеспечения безопасности в органах прокуратуры является создание благоприятных условий для выполнения, возложенных на прокуратуру Российской Федерации задач и функций посредством защиты от внутренних и внешних угроз.
Выделяются следующие задачи обеспечения безопасности: в области безопасности работников, объектов и инфраструктуры органов прокуратуры: выявление и прогнозирование реальных и потенциальных угроз безопасности в отношении работников органов прокуратуры, членов их семей в связи с законной деятельностью работников органов прокуратуры, либо с целью принуждения их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность; выработка и реализация системных мер защиты объектов и инфраструктуры органов прокуратуры от реальных и потенциальных угроз, в том числе от возможных преступных посягательств с целью осуществления террористических актов, захвата заложников, хищения и порчи имущества, дезорганизации работы и совершения иных противоправных действий; обеспечение необходимого комплекса мер текущего и долговременного характера по предупреждению, локализации и нейтрализации возможных негативных последствий;
Централизованное обеспечение сотрудников прокуратуры не летальным огнестрельным оружием самообороны, с точки зрения осуществления контроля за эксплуатацией, соблюдением правил хранения и, конечно же, за применением, имело бы большой положительный эффект [8].
В подготовке сотрудников правоохранительных органов достаточно серьезное внимание уделяется отработке коммуникативных способностей.
Сотрудники продумывают и отрабатывают свою речь в разных условиях и разных вариантах реагирования на правонарушения. На тренинговых занятиях отрабатываются варианты решений по ведению переговоров с различными типами нарушителей с учетом их возможных реакций. С целью обеспечения личной безопасности сотрудников полиции активно внедряются новые технологии, которые помогают сотрудникам поддерживать ситуационную осведомленность и безопасность.
Ситуационная осведомленность — это главный инструмент обеспечения безопасности, которая складывается из нескольких составляющих: знание оперативной обстановки в целом и постоянное уведомление о ее изменениях; дисциплина [11, с. 63).
Также необходимо рассмотреть создание специальных курсов по самообороне и противодействию преступности со стороны работников Прокуратуры, наладить и реализовать повсеместную физическую переподготовку кадров, а также технику огневой подготовки в соответствующих ведомствах, установить и ввести сдачу нормативов по вышеуказанным направлениям, не только среди рядового и среднего звена, но и высших должностей органов прокуратуры.
Предлагается возможным внести изменения в УК РФ для установления такой обстановки в обществе и понимания со стороны преступности, чтобы создать реальную видимость государства в возможности привлечь к строгой ответственности лиц, посягающих на представителей власти и установления авторитета соответствующих правоохранительных органов [9, с.26].
Основанием для выдачи оружия служит рапорт прокурора, поданный в установленном порядке.
Решение о выдаче оружия принимается с учетом характера служебной деятельности и конкретной ситуации, личной дисциплинированности, состояния здоровья прокурора и только после сдачи зачетов по устройству оружия, знанию мер безопасности, правил ношения, хранения и применения, навыкам обращения с ним.
При выдаче прокурору оружия на постоянное хранение и ношение дополнительно проверяются условия его хранения по месту жительства прокурора.
Занятия по правилам обращения с оружием и учебные стрельбы с прокурорами проводятся не реже одного раза в квартал наиболее подготовленными работниками органов прокуратуры либо инструкторами из других военизированных организаций [7].
Если проводить по аналогии правоохранительных органов в РФ в вопросах обеспечения личной безопасности, то сотрудники полиции регулярно проходят курсы повышения квалификации, которые организуются по конкретным специальностям и имеют специализированные программы по обеспечению личной безопасности для разных кризисных ситуаций. Аналогичные курсы проходят сотрудники полиции в России, где также уделяется внимание обеспечению личной безопасности [12, с. 44].
В заключении мы представляем возможным отметить, что современное законодательство довольно полно и всесторонне регулирует сферу обеспечения безопасности сотрудников органов прокуратуры РФ и регламентирует возможность сотрудников самим обеспечить свою безопасность в случае возможных посягательств как на них, так и на их родственников, но при этом исходя из практики и опыта зарубежных стран, необходимо делать выводы и взаимодействовать в вопросах межгосударственной, в том числе и внутренней безопасности работников прокуратуры. По нашему мнению, практика США достаточно эффективна в вопросах посягательств как на сотрудников правоохранительных органов, так и на граждан (сроки лишения свободы могут достигать нескольких пожизненных приговоров), в сравнении с Россией, где с высшей меры наказания — смертная казнь, возможно помилование и смягчение наказание до пожизненного лишения свободы или же сроком лишения свободы на 25 лет.
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что одним из главных инструментов обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников прокуратуры является закрепление в уголовном законе ответственности за покушение на жизнь, здоровье и имущество сотрудников прокуратуры.
Помимо ФЗ и должностных инструкций повсеместно сотрудники Прокуратуры РФ должны изучать методические материалы по обеспечению безопасности от посягательств как на себя, так и на своих близких. В контексте вышесказанного необходимо отметить, что сотрудники на постоянной основе проходят обучение, в том числе и достаточно часто применимы курсы повышения квалификации работников, переподготовка кадров, а также постановка работников в резерв для повышения в должности.
Исходя из вышесказанного, мы полагаем возможным усовершенствование обеспечения личной безопасности работников прокуратуры следующими положениями:
Рецепция иностранного опыта в предотвращении и недопущении посягательств на сотрудников прокуратуры (практический опыт, методика защиты и т. д.);
Повсеместное проведение ведомственных мероприятий по физ. подготовке сотрудников, допустимо говорить о квартальных мероприятиях (стрельба в тире, рукопашный бой с привлечением специалистов из спец. подразделение ОВД);
Руководящие должностные лица органов прокуратуры должны повсеместно направлять на обучение и повышение квалификации сотрудников, проводить тестирования и контроль знаний в области личной безопасности;
Усиление ведомственного контроля за любыми высказываниями, действиями, которые направлены на посягательство сотрудников прокуратуры.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст непосредственный.
- «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1 Федеральный закон от 17.01.1992 (ред. от 12.03.2024). — Текст непосредственный.
- «Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.1996 (ред. от 01.04.2024). — Текст непосредственный.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» № 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 06.04.2024). — Текст непосредственный.
- «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» № 45-ФЗ от 20.04.1995 (в ред. от 15.12.2023). — Текст непосредственный.
- Порядок выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 в ред. от 14. 04. 2022). — Текст непосредственный.
- «Об утверждении Инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему в органах прокуратуры Российской Федерации» Приказ Генпрокуратуры России № 296 от 12.09.2011. — Текст непосредственный.
- «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 830 от 27 ноября 2019 г. — Текст непосредственный.
- Свечников Н. И. Личная профессиональная безопасность сотрудников органов прокуратуры / Н. И. Свечников // научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 2. — С. 30. — Текст непосредственный.
- Агаев Г. А., Пуйдак Е. И. Уголовное право и уголовный процесс / Г. А. Агаев, Е. И. Пуйдак // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 4 (76). — С. 90. — Текст непосредственный.
- Левченко А. А., Калинин С. В. Зарубежный опыт подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных задач / А. А. Левченко, С. В. Калинин // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 1 (86). — С. 63. — Текст непосредственный.
- Федулов Б. А., Морозов В. А., Левченко А. А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции / Б. А. Федулов, и др. // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2018. — № 3 (74). — С. 47. — Текст непосредственный.