В статье автор исследует принципы выбора ключевых показателей для эффективного экономического анализа.
Ключевые слова: финансовый анализ, экономический анализ, внешний анализ.
Как известно в экономическом анализе существует большое количество различных показателей, количество показателей и подходов к ним исчисляется сотнями и тысячами. В связи с этим возникает вопрос как же выбрать необходимые показатели для анализа. Неумелое использование экономического анализа может выявить ложные тенденции и связи на предприятии с одной стороны, а с другой стороны анализ «недовыявить» определенные связи и таким образом, негативно повлияет на выбор дальнейшей стратегии предприятия. В данной работе рассмотрены проблемы методологии начальных этапов экономического анализа. Цель эссе выявить принципы выбора показателей — что делает анализ исчерпывающим, лаконичным и не содержащим ложные корреляции.
Финансовый анализ является частным случаем экономического анализа, чья суть заключается в научном обосновании принятия управленческих решений.
Принятие таких решений может быть в связи с различными задачами, соответственно существует несколько видов финансового анализа, а именно внешний анализ и внутренний, позволяющим точнее определить состояние предприятия в сфере выявления рисков и эффективностью управления ресурсами предприятия соответственно [2]. Еще одним немаловажным моментом в усложнении выбора показателей является некоторый эпистемологический анархизм присущий экономическому анализу; существует крайне большое число методик и техник проведения анализа, которые при этом не представляют единой системы, таким образом, может возникать разница в содержаниях и названиях показателей и обоснования их использования.
Как же в таком случае нам определить необходимые критерии? При рассмотрении методик нами были определены ключевые моменты в финансовом анализе. Данные принципы в целом несут скорее качественную, чем количественную характеристику показателей. Мы предлагаем использование следующих принципов в методологии.
Принцип качественности является одним из наиболее важных принципов в выборе показателя, под этим понятием мы понимаем рассмотрение показателей в связи со спецификой предприятия и отрасли в данный момент и в общих чертах. Например, для предприятий, связанных с торговлей, необходимо рассматривать показатели оборачиваемости, так как они характеризуют основную деятельность предприятия. Использование этого принципа помогает избежать проблемы ложной корреляции при случайных совпадениях показателей либо непредвиденных ситуациях вследствие использования наиболее результативных показателей.
Принцип стандартизированности, данный принцип нами понимается в необходимости использования с одной стороны широко распространенных стандартов анализа, а с другой соответствия законодательным нормам. Пример последнего мы можем наблюдать в статье 70 федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)». Данный принцип помогает упорядочивать внешний экономический анализ, а также снижает издержки, возникающие ввиду отсутствия единой терминологии.
Принцип системности, данный принцип заключается в необходимости создания переводимости данных анализа с табличного представления на графический с возможным использованием математических моделей. Данный принцип позволяет улучшить представление данных анализа и таким образом выполнить свою цель, создать обоснование для управленческого решения, лучше. Еще немаловажной причиной выбора этого фактора является необходимость в таком случае использовать соразмерные показатели и величины в анализе, что улучшает обоснование с точки зрения использования эконометрических техник [3].
Принцип актуальности , под актуальностью мы понимаем необходимость рассматривания показателей в связи с их актуальностью для стейкхолдеров. Например, при проведении финансового анализа для инвесторов в первую очередь нужно рассматривать показатели инвестиционной привлекательности. Данный принцип предотвращает от издержек недостаточности показателей ввиду «интересоцентричности» в методологии рассмотрения показателей.
В то же время, стоит отметить, что данные принципы нами были определены для углубленного уровня финансового анализа, они не отменяют обязательность отражения следующих категорий финансового состояния:
– Ликвидность;
– Оборачиваемость активов;
– Управление задолженностью;
– Рентабельность;
– И др.
Таким образом, хоть методология финансового анализа в частности и экономического анализа в целом не позволяет определить минимум числа показателей, вследствие слишком большого числа возможных целей анализа, но она позволяет сузить число рассматриваемых объектов [1,4].
Таким образом, мы можем увидеть, что в финансовом анализе, не смотря на широту используемых методов, возможно, выйти из методологического субъективизма с помощью как с одной стороны ограничивающей цели
узко направленности показателей, с другой же стороны рассматривающей так каждое направление деятельности предприятия и на основании этого создающее систему, показывающую взаимосвязь процессов на предприятии. При этом данная систематичность при, казалось бы, достаточно схожем первоначальным материалом, по крайней мере, в рамках внешнего анализа, не способна дать определенное минимальное число показателей ввиду множественности задач экономического анализа, в решении которых будет полезно использование выбранных нами принципов.
Литература:
- Groppelli, Angelico A.; Ehsan Nikbakht Finance, 4th ed. Barron's Educational Series, Inc. (2000). p. 433. ISBN 0–7641–1275–9.
- ЖУКОВСКАЯ С. Л. Принципы разработки методики экономического анализа организации, 2019 DOI: 10.24411/2411–0450–2019–10533
- Башарин Г. П. «Начала финансовой математики» // Г. П. Башарин. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 160 c
- Росс С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 720 с. — ISBN 5–93208–036–1.