В статье автор рассказывает об опыте использования образовательного канала для формирования образовательной среды, более успешного усвоения учебного предмета.
Ключевые слова: образовательный канал, ролик, проект.
Как сделать так, чтобы дети лучше понимали сложные правила и теоретический материал на уроках русского языка и литературы? Перевести их на доступный детский язык! Предполагаю, что правила, которые учащиеся поняли сами и смогли объяснить другим детям, усваиваются намного лучше, чем правило из учебника.
Совместно с учащимися школы был разработан проект по созданию образовательного канала, на котором в качестве учителей будут выступать сами ученики, а в качестве подписчиков — их одноклассники и дети, которые нуждаются в простом и доступном объяснении теоретического материала.
Цель проекта : создать школьный образовательный канал для формирования развивающей образовательной среды в школе, привлечь как можно больше ребят к участию в создании образовательных роликов.
Задачи:
— изучить информационную среду в интернете: познакомиться с существующими образовательными каналами, образовательными роликами;
— изучить, систематизировать и отобрать необходимый теоретический материал для создания образовательных роликов;
— протестировать технологию работы с правилами и лингвистическими терминами с помощью образовательного видеоролика;
— создать школьный образовательный канал.
Для планирования работы расписали последовательность действий и этапы:
- Сформулировать проблему.
- Распределить обязанности в рабочей группе.
- Выяснить образовательные потребности одноклассников.
- Создать входное тестирование, обработать результат.
- Изучит и отобрать необходимый теоретический материал для создания обучающего ролика.
- Составить техническое задание: выбрать способ объяснения теоретического материала, место для записи видеоролика, технические средства для записи и обработки.
- Записать пилотный ролик.
- Создать канал.
- Поделиться ссылкой на канал с одноклассниками, провести тестирование после просмотра обучающего ролика и обработать результаты.
- Оформить проект.
Рис. 1. План работы над проектом
Предметом исследования выступили образовательные потребности учащихся 6-х классов. Чтобы выяснить, какие образовательные потребности испытывают учащиеся, мы провели анкетирование в Google Form.
На основании запросов был создан образовательный ролик, в котором раскрывалось содержание тропа эпитет. Ролик был опубликован на публичном канале «Нескучные правила», который создали в кроссплатформенной системе Telegram (ссылка на канал: https://t.me/neskuchniepravila)
Рис. 2. Скриншот страницы
Telegram позволяет проводить опросы и исследования. Опросы помогают нам выявить потребности аудитории, провести анонимное голосование. На основании запросов участников канала планировали работу по подготовке образовательных роликов.
Тестировали результативность работы на учащихся 6-х классов МБОУ СОШ рп. Корфовский. Проводили два тестирования. Первое прошло до выхода образовательного ролика, второе после просмотра.
Тестирование показало, что около 80 % опрошенных смогли подобрать определение к термину «эпитет», найти эпитет смогли в одном случае — 78 %, в другом — 50 %. Проведенное исследование показало положительную динамику правильных ответов по сравнению с первым анкетированием.
Были смонтированы и опубликованы и другие образовательные ролики. Например, «Литота и гипербола», «Чередование гласных И и Е в корнях бир-бер, пир-пер, тир-тер, мир-мер, дир-дер» и др. После каждой публикации получали обратную связь от подписчиков. Анкетирование, размещенное на канале «Нескучные правила» тоже показал положительный результат: для 38 % опрошенных ролики были полезными, 61 % от числа проголосовавших в опросе впервые узнали, что такое литота и гипербола, 16 % — вспомнили понятия, изученные ранее, 27 % — готовы были рекомендовать ролики друзьям.
В ходе проведенного исследования была выявлена положительная динамика формирования знаний обучающихся 6-х классов с помощью образовательно канала. Ребятам понравилась идея создать школьный образовательный канал, появились желающие участвовать в дальнейшем развитии и наполнении канала. Кроме того, стоит отметить, что у канала «Нескучные правила» появились подписчики не только из числа обучающихся МБОУ СОШ рп. Корфовский. К работе с образовательным каналом подключились учащиеся других классов.
Литература:
- Азарова Н. М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Ч.1. М.: Издательство МПГУ «Прометей», 1995.-504 с.
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. пособие для учащихся 10–11 классов школ, гимназий и лицеев гумат. направленности.-М.: Просвещение, 1995.-336 с.
- Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5–7 кл./ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. — М.: Просвещение, 1991. -222с.