Зубной смычный ряд [д, тh, тт, тl] в лезгинском, [д, тh, тl] в рутульском и альвеолярный ряд [d, th] в английском языках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Пиругланова, Д. Д. Зубной смычный ряд [д, тh, тт, тl] в лезгинском, [д, тh, тl] в рутульском и альвеолярный ряд [d, th] в английском языках / Д. Д. Пиругланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 343-344. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112505/ (дата обращения: 17.12.2024).



В консонантной системе лезгинского литературного языка представлены шумные, сонорные, аффрикаты и спиранты. По способу образования различают смычные, аффрикаты и спиранты. В зависимости от места образования выделяют губные, переднеязычные, заднеязычные, увулярные и ларингальные. Увулярные и ларингальные не имеют ряд фарингализованных. Также представлены лабиализованные согласные, которые отличаются от соотносимых с ними фонем дополнительной губной артикуляцией. Смычные согласные представляют четверичный ряд, состоящий из звонкого, придыхательного, непридыхательного, смычно-гортанного. Спиранты образуют два ряда: звонкий и глухой.

В лезгинском литературном языке представлены следующие согласные:

— смычные: б, п h , пп, пl; д, т h , тт, тl; г, к h , кк, кl; дз,ц, цц, цl; дж, ч, чч, чl;къ, хъ, кь; ъ.

— спиранты: в, ф; з, с; ж, ш; гъ, х; гь; хь.

— сонорные: м, н, р, л.

— полугласный: й.

В работе П. К. Услара «Кюринский язык» (1896) дана следующая схема согласных:

— смычные : б, п h , пп, пl; д, т h , тт, тl; г, к h , кк, кl; дз, ц, цц, цl; дж, ч, чч, чl; къ, хъ, кь; ъ.

— спиранты: в, ф; з, с; ж, ш; гъ, х; гь; гг, хь; гl, хl.

— сонорные: м, н, р, л.

— полугласные : w(в), й.

В данной статье мы рассмотрим зубной смычный ряд [д, т h , тт, тl] в лезгинском, [д, т h , тl] в рутульском и альвеолярный ряд [d, t h ] в английском языках.

Зубные смычные лезгинского языка образуют четверичный ряд: д, т h , тт, тl . Артикулируются передней частью спинки языка, которая образует смычку с верхними зубами. Кончик языка опущен и касается нижних зубов. Струя воздуха, идущая из лёгких, разрывает преграду и мгновенным толчком отводит переднюю часть спинки языка от передних зубов. При образовании абруптивного тl , одновременно с разрывом преграды, созданной между передней частью спинки языка и передними зубами, происходит раскрытие преграды в гортани. д — встречается во всех позициях слова: дад «вкус», далу «спина», дуьгуь «рис», диде «мать», далдам «барабан», яд «вода», кьуьд «зима», вад «пять».Звук д никогда не встречается в исконных словах в ударном слоге перед узкими гласными; конечный д в односложных заимствованных словах при словообразовании в положении между гласными — оглушается и переходит в соответствующий глухой непридыхательный смычный тт : гад > гаттар «лето», рад > раттар «кишка», мед > меттер «патока» [Талибов 1980: 48].

т h — т h аз «саженец», т h ахсир «вина», хат h «бусинка», тат h аб хьун «остудиться», хурт h «пена», къат h «слой», лит h «войлок». тт — функционирует в начальной позиции, в середине слова — только в интервокальной позиции: ттам «лес», ттум «хвост», гаттуз «летом»; а также между одним из спирантов и между гласными звуками: эхттилат «беседа», гьафтте «неделя», дусттагъ «тюрьма» [Талибов 1980: 48]. тl — представлен во всех позициях слова: тlал «боль», тlиб «сова», тlампl «щелчок», кутlун «гнить», атlун «отрезать», ветl «муха», ктlай «гнилой», кьатl «кусок». Сравните дифференцированное употребление д — т h — тт — тl : дар «узкий» — т h ар «тара (музыкальный инструмент)» — ттар «дерево», дам «вена» — т h ам «лес» — тlама «шашка» и т. д.

Зубные смычные в рутульском языке образуют троичный ряд: д, т h , тl . Функциональная нагрузка д по сравнению с т, тl значительно больше.

Сравните: д — может находиться в любой позиции: дух «сын», хыдыл «внук», руд «кишка», худ «кулак». т тай «вьюк», мытыл «козленок», ит «мед». тl — тlили «палец», тlитl «сосок», кантl «нож».

Сравните дистинктивное противопоставление д — т h — тl : дур «имя»// «ложка» — тур «сабля» — тlур «прыщ»// «сучок», дадал «петух» - тlатlал «посох», дай «жеребенок» - тай «вьюк» — тlымыл «виноград», дид «отец» — тlитl «сосок».

Альвеолярные смычные английского языка: d, t h. Артикуляция [d], [t] производится прикосновением кончика языка к альвеолам верхних зубов. Голосовые связки не вибрируют при произнесении [t], в отличие от [d]. Мягкое нёбо поднято. [t] сопровождается придыханием, [d] звучит звонко. Перед ударным гласным звук [t] произносится c аспирацией, которая ослабляется после ударного гласного и может исчезнуть после звука [s] и на конце слова, например: tea [ t hi:] «чай» — auntie [a:nthi:] «тётушка» — star [sta:] «звезда» — aunt [a:nt] «тётя».

Фонема [d] озвончается в интервокальном положении и между двумя звонкими звуками: ready [ redi] «готовый, податливый», my dog [mai dg] «моя собака», maiden [ meidn] «незамужняя», candle [ k æ ndl] «свеча»; в начальных и конечных положениях и после глухих согласных [d] частично теряет звонкость: deed [di:d] «подвиг, поступок», god [gd] «бог, божество», this dog [ ð is dg] «эта собака», could write [kud rait] «мог написать», birthday [′bз: ð dei] «день рождение» [Лебединская 1978: 41–44]. d — широко употребляется, в слове может находиться в любой позиции: drew «роса», dawn «рассвет, утренняя заря», dub «обрубать», ladle «ковш, черпак», leader «лидер, вождь», rider «наездник, всадница», descend «спускаться», road «дорога».

t h — также часто встречается: t h op «верхушка», t h amer «укротитель, дрессировщик», attract «привлекать», water «вода», steep «чрезмерный, неравномерно высокий (о требованиях, ценах)», foot «ступня, нога», spit «слюна», cart «тележка». Далее сравните дистинктивное противопоставление [d] — [t]: do [du:] «делать» — thoo [thu:] «тоже, также», drain [drein] «глоток, водосток» — train [trein] «тренироваться», seеd [si:d] «зерно, семя» — seat [si:t] «место».

Литература:

  1. Бурая Е. А., Галочкина И. Е., Шевченко Т. И. Фонетика современного английского языка. М., изд. «Академия», 2008.
  2. Гайдаров Р. И. Фонетика лезгинского языка. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. (на лезг.яз.).
  3. Гигинейшвили. Б. К. Сравнительная фонетика дагестанских языков. Тбилиси, 1977.
  4. Голубев А. П., Смирнова И. Б. Сравнительная фонетика английского, немецкого и французского языков. М., изд. «Академия», 2005.
  5. Гюльмагомедов А. Г. Сопоставительное изучение фонетики русского и лезгинского языков. Махачкала: Дагучпедгиз, 1985.
  6. Жирков Л. И. Грамматика лезгинского языка. Махачкала, 1941.
  7. Ибрагимов. Г. Х. Цахурский язык. М., изд. «Наука», 1990.
  8. Ибрагимов. Г. Х. Рутульский язык. М., изд. «Наука», 1978.
  9. Леонтьева С. Ф. Теоретическая фонетика английского языка. М., изд. «Высшая школа», 1980. (на англ. яз.).
  10. Талибов Б. Б. Сравнительная фонетика лезгинских языков. М., изд. «Наука», 1980.
  11. Vassiliev V. A. English Phonetics. A Theoretical Cours. M., 1970.
Основные термины (генерируются автоматически): смычный, английский язык, гласный, звук, зуб, лезгинский литературный язык, позиция слова, спинка языка, спирант, четверичный ряд.


Похожие статьи

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях

Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В»

Сложноподчиненные предложения, оформленные персидским союзом ‘дар хали ке’ (в то время как), его многозначность и уступительное значение

Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож- (план-конспект урока русского языка в 5-м классе)

Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях

Синтаксически связанная конструкция английского языка «sit [stand, lie] + and + V»: структурный и семантический аспекты

Соматические фразеологизмы с компонентом «рука» / «mano» в русском и испанском языках

Образный профиль лексем «мышь», «mouse», «maus», «souris» с позиций ономасиологии

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ»

Реализация модально-эмотивного значения глаголов “can” и “may” в романе С. Моэма «Луна и грош»

Похожие статьи

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях

Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В»

Сложноподчиненные предложения, оформленные персидским союзом ‘дар хали ке’ (в то время как), его многозначность и уступительное значение

Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож- (план-конспект урока русского языка в 5-м классе)

Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях

Синтаксически связанная конструкция английского языка «sit [stand, lie] + and + V»: структурный и семантический аспекты

Соматические фразеологизмы с компонентом «рука» / «mano» в русском и испанском языках

Образный профиль лексем «мышь», «mouse», «maus», «souris» с позиций ономасиологии

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ»

Реализация модально-эмотивного значения глаголов “can” и “may” в романе С. Моэма «Луна и грош»

Задать вопрос