Данное исследование посвящено всестороннему анализу феномена экономических санкций как инструмента внешней политики государств. В работе рассматривается история применения наиболее значимых санкционных режимов, изучаются цели, ожидаемые результаты их введения со стороны инициаторов. Особое внимание уделяется методам оценки экономического воздействия санкций, включая экономическое моделирование, сравнительный анализ, кейс-стади, а также обобщение выводов профильных докладов международных организаций и исследовательских центров.
Ключевые слова: экономические санкции, геополитические конфликты, экономическая безопасность, международные отношения, финансовые рынки.
Недавние примеры применения экономических санкций демонстрируют различные мотивы их введения, связанные с ситуацией на Украине с 2022 года, ядерной программой Ирана, нарушениями прав человека в некоторых странах. [1] Масштабные секторальные санкции, наложенные на Россию рядом государств, призваны ограничить ее политическое влияние. Антироссийские ограничительные меры подчеркивают растущую роль санкций как инструмента геополитического противостояния в XXI веке. [2] Влияние подобных шагов на глобальную экономическую безопасность вызывает серьезные опасения у экспертного сообщества.
Экономические санкции имеют долгую историю применения в качестве внешнеполитического инструмента оказания давления на другие страны. Ретроспективный анализ наиболее значимых случаев введения ограничительных мер позволяет проследить эволюцию их целей. Так, торговое эмбарго против Кубы, наложенное США в 1962 году с целью смены политического режима на острове, по сей день остается одним из самых продолжительных санкционных режимов в новейшей истории, несмотря на неудачу в достижении первоначальных целей.
Всеобъемлющие экономические санкции ООН против режима апартеида в ЮАР в 1977–1994 годах рассматривались как средство экономического давления для его прекращения, что в итоге было достигнуто. [3] Анализ свидетельствует о том, что санкции против Ирака в 1990-е годы имели крайне негативные гуманитарные последствия, не привели к ожидаемому результату — отставке Саддама Хусейна. Комплексный характер носили санкции, введенные после российско-грузинского конфликта 2008 года США и ЕС в отношении РФ, их цели заключались в демонстрации принципиальной позиции относительно нарушения территориальной целостности Грузии.
Широкомасштабная программа односторонних экономических санкций США против Ирана с 2006 года была мотивирована стремлением не допустить развитие иранской ядерной программы, также как и последующие односторонние санкции США против КНДР. [4] Подчеркнем, что с начала XXI века санкции активно применяются в отношении субъектов, обвиняемых в распространении оружия массового уничтожения. При этом возникают сомнения относительно эффективности и целесообразности данного подхода, учитывая его потенциальные издержки для мировой экономики. [5] Таким образом, ретроспективный анализ наглядно демонстрирует многообразие целей вводимых санкций, а также неоднозначность их результатов с точки зрения достижения ожиданий стран-инициаторов.
В рамках комплексного изучения феномена экономических санкций необходимо уделить пристальное внимание методам оценки их воздействия на экономику стран, в отношении которых вводятся ограничительные меры. Данная проблематика приобретает все большую актуальность в условиях нарастающего применения санкций в современной системе международных отношений, что обусловливает повышенный интерес к ней со стороны научного сообщества, международных организаций. Один из основных инструментов анализа экономических последствий санкций заключается в построении специализированных моделей. Они позволяют количественно оценить потенциальный эффект тех или иных ограничительных мер. Наибольшее распространение получили макроэкономические модели, предназначенные для прогнозирования динамики ключевых индикаторов национальной экономики под влиянием санкций — темпов роста ВВП, уровня инфляции, безработицы, состояния платежного баланса. Активно применяются отраслевые модели для детального анализа секторальных аспектов воздействия санкций, в частности, на энергетику, финансовый сектор, транспорт и логистику.
Результаты моделирования часто существенно расходятся с фактическими данными об экономических эффектах введенных ограничений. В этой связи возрастает значимость сравнительного анализа, основанного на сопоставлении динамики макроэкономических показателей страны, подвергшейся санкциям, с контрольной группой государств со схожими стартовыми условиями, уровнем развития. Подобная методика позволяет идентифицировать специфическое влияние санкций путем исключения воздействия прочих факторов (внешних, внутренних), что повышает достоверность выводов. Сравнительный анализ открывает возможности для оценки «упущенных возможностей» вследствие введения ограничений, сопоставляя фактический с потенциальным уровнем экономического, пострадавшим от санкций.
Изучение отдельных кейсов компаний, наиболее существенно затронутых санкциями, позволяет выявить специфику трансмиссионных механизмов распространения негативных шоков, реакцию хозяйствующих субъектов на введенные ограничения. Детальный анализ конкретных ситуаций способствует более глубокому пониманию микроэкономических эффектов санкций. Ценным источником аналитических выводов становятся регулярно публикуемые доклады, посвященные проблематике экономических санкций, исследовательских центров. Обобщение содержащихся в них сведений служит важной информационной основой для дальнейшего углубленного изучения феномена санкций, его многоаспектного влияния на глобальные экономические процессы. Именно комплексное использование всех перечисленных методологических подходов создает необходимые предпосылки для получения максимально достоверных оценок экономических последствий применения санкционных режимов в современном мире.
Комплексный анализ последствий применения санкций невозможен без оценки их влияния как на экономики стран-целей, так и на мировую экономику в целом. Необходимо учитывать, что санкции нередко имеют как запланированные, так и непреднамеренные побочные эффекты, способные оказывать серьезное дестабилизирующее воздействие. [6] Ретроспективный анализ свидетельствует о существенных макроэкономических издержках для стран, подвергшихся санкционному давлению, вызванных сокращением внешней торговли, ограничением доступа к иностранным инвестициям, ослаблением курса национальной валюты, обесценением резервных активов.
Санкции приводят к снижению располагаемых доходов населения, оказывая дефляционное воздействие на экономику. В долгосрочном периоде возможна деградация производственного потенциала, ухудшение перспектив роста в отдельных отраслях вследствие разрыва кооперационных связей с зарубежными партнерами. Негативные последствия санкционного режима распространяются на мировую экономику в целом. [7] Ограничения в торгово-инвестиционном сотрудничестве приводят к ослаблению взаимосвязей между национальными рынками, разрушению производственных цепочек добавленной стоимости, что ведет к снижению эффективности глобального распределения ресурсов, темпов роста выпуска. Нарушение нормального функционирования глобальных рынков топливно-энергетических ресурсов способствует их дестабилизации, усилению волатильности цен, порождая дополнительные инфляционные риски.
Что касается эффективности санкций в достижении поставленных целей, то существуют сомнения относительно их способности добиться желаемых политических результатов. Многочисленные кейсы наглядно демонстрируют, что санкции зачастую вызывают лишь обратную реакцию стран-объектов в виде стремления к дальнейшей самоизоляции, игнорированию требований инициаторов ограничений. Санкции редко достигают своих экономических целей, так как страны находят возможности для переориентации торговых потоков, а значительная часть их издержек перекладывается на экономики стран-инициаторов санкций.
В целях минимизации негативного влияния санкций на глобальную экономику приоритетное значение должно отводиться поиску дипломатических путей урегулирования конфликтных ситуаций. При этом оправданным представляется следование принципам сфокусированности санкционного давления исключительно в качестве временной меры, а не стратегии продолжительного воздействия. Необходимо содействовать активизации переговорного процесса между вовлеченными сторонами при посредничестве авторитетных международных организаций с целью скорейшего снятия ограничений. Применение комплекса перечисленных мер будет способствовать локализации санкционных рисков, предотвратит их перерастание в системные угрозы для глобальных хозяйственных связей.
Литература:
- Джураев А. Д., Скляр В. Д., Янковский П. С. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — №. 6–1. — С. 133–136.
- Ушкалова Д. И. Антироссийские санкции и экспорт России в 2022 г.: риски и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2022. — №. 6. — С. 34–51.
- Григорян Г. Р. Результативность применения экономических санкций против режима апартеида в ЮАР // Ученые записки Института Африки РАН. — 2020. — №. 1. — С. 48–58.
- Родригес Х. Л. Ужесточение эмбарго и роль пандемии коронавируса в мировом экономическом кризисе: последствия для Кубы // Ибероамериканские тетради. — 2021. — Т. 8. — №. 4. — С. 9–24.
- Харламов А. В. Санкции как фактор усиления нестабильности современной мировой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. — 2022. — №. 2. — С. 18–23.
- Тимофеев И. Н. Сомнительная эффективность? Санкции против россии до и после февраля // Россия в глобальной политике. — 2022. — Т. 20. — №. 4 (116). — С. 136–152.
- Аганбегян А. Г. О мерах по смягчению социально-экономических последствий от санкций, принятых «недружественными» странами против России в 2022 г // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. СЮ Витте. — 2022. — Т. 1. — №. 2. — С. 36–56.