Развитие и регулирование контрактной системы в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 30.03.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Селих, В. Б. Развитие и регулирование контрактной системы в России / В. Б. Селих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112424/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается связь становления государства с управлением и регулированием государственных закупок. При этом сделаны акценты на историческое становление закупочной деятельности в России, что стало основой для формирования современной контрактной системы. В ходе проведения анализа использовались статистический и исторический методы исследования.

Ключевые слова: контракт, государственные или муниципальные нужды, регулирование закупок.

Формирование системы органов финансового управления происходило в XV–XVII вв. Первое упоминание о казначеях встречается в тексте Никоновского летописного свода 1409 года. Принципиальную реорганизацию государственного аппарата провел Иван IV. Реформа Ивана IV была продиктована именно потребностями финансового управления. На высшем уровне в тот период финансовые вопросы решались Земским собором, Боярской думой коллегиальными органами, имевшими совещательный характер. Практически финансовыми вопросами занимались все приказы. Относительно специализированным учреждением можно назвать только Приказ большой казны [11].

Регулирование закупок государственными структурами были заложены в XVII в. Уже тогда, главной целью размещения государственного заказа было сокращение затрат и противодействие нецелевому использованию средств казны, путем проведения закупок на конкурсной основе [9].

Как отмечает Кикавец В. В., генезис развития государственных закупок был связан непосредственно со становлением государства и обеспечения безопасности, т. е. обеспечения нужд царского двора и войска. Вплоть до конца XVII века отсутствовала полная система закупок [6].

Указ царя Алексея Михайловича от 7 июля 1654 года «О подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей» стал первым документом, в котором были прописаны условия поиска исполнителя подряда, его выполнения и вознаграждения.

В 1721 году Россия получила статус империи и в это же время был разработан первый механизм проведения закупок для нужд государства.

Данный документ устанавливает этапы проведения закупок — планирование, объявление закупочной процедуры, подача заявок, подведение итогов, что также характерно для современной контрактной системы.

Публикация закупок также имела место. Результаты «главныхъ» подрядов для государственного заказа размещали там же, где и объявления о закупках. В них указывали, кто на что подрядился и по каким ценам) [7].

При Екатерине II функцию проведения торгов обеспечивала Казенная палата. К поставщикам предъявлялись требования по соблюдению контрактов независимо от обстоятельств. При допущении убытков со стороны членов Казенной палаты, возмещение обеспечивалось за их счет.

Император Александр I ввел понятие «начальная цена контракта». При его правлении было принято более 170 документов, касающихся вопросов госзакупок [5].

Во время европизации Российской Империи было принято множество Указов, приказов и регламентов, устанавливающих порядок поставок провианта для государственных нужд [5].

В 1900 году было принято «Положение о подрядах и поставках», ставшее первым в новом веке и последним в царской России. Документ регламентировал несколько способов закупки: изустные торги (по своей сути, аукцион); торги посредством запечатанных объявлений; смешанные торги [7, с. 16].

После событий 1917 г. в нашей стране формирование законодательства о государственных закупках приостановилось. Централизованная экономика Советского Союза практически отказалась от конкурентных способов закупок и применяла инструменты торгов только исключительно в целях обеспечения особо важных функций государства и закупки специальной продукции.

В СССР с формированием административно-командной системы управления экономикой все поставки исполнялись на базе плановых актов, то есть имело место публично-правовое регулирование.

Только после распада СССР начнется новый виток развития законодательства о госзакупках [7, с. 16].

Основной целью закупочной политики в первые годы советской власти являлось укрепление на завоеванных позициях, сохранение целостности и формирование новых экономических отношений.

Публичный и конкурентный характер закупок для обеспечения государственных нужд стал не востребован.

В 1919–1920 гг. был издан ряд декретов, направленных на регламентацию закупок определенных видов товаров, что позволило закрепить «существенные условия закупки», а именно установить твердые цены, сроки поставки, четкие объемы заказов.

Продразверстка, которая представляла собой систему заготовок сельскохозяйственных продуктов, заключаясь в централизованном распределении (разверстании) между отдельными территориями России обязательных норм поставки государству продовольствия оказала негативное влияние на развитие и регулирование закупок.

Как отмечает Медякова Е. М. проблему также усугубляло исторически определенное отсутствие профессионалов, способных квалифицированно оценить риски и последствия конкретных закупочных процедур.

Впервые договор контрактации, который в отличие от современной практики, считался особенным контрактом, предназначенный для регулирования отношений по государственной закупке сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов (впервые на законодательном уровне договор контрактации был выделен в качестве самостоятельного в ГК РСФСР от 1964) [10].

С 1925 года применялись определенные шаблоны, или типовые формы подобных контрактов, с оговоренными условиями авансирования и другими юридически-экономическими конструкциями

Таким образом, закупочные действия периода становления советского государства не способствовали развитию закупочной деятельности и не имели развития в сфере регулирования закупок для нужд государства.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21.09.1935 «О признании контрактационных договоров имеющими силу закона и об ответственности за нарушение этих договоров» была установлена ответственность за нарушение условий сделки по такому договору контрактации, в том числе уголовная.

В период Великой Отечественной войны развитие института закупок было приостановлено, усугубилось плановое директивное формирование оборонного заказа [8, с. 17].

После победы в войне СССР был вынужден перестраиваться на госзакупки, осуществляемые в мирное время, не требующие такого молниеносного, быстрого выполнения. Преобладающую часть государственных закупок составляли продовольственные и сельскохозяйственные закупки. Возрастание дефицита продовольствия, грозящее массовым голодом, предотвращалось за счет закупок на Западе [3].

Несмотря на принятие таких документов, как постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1961 г. «О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов», постановление Совета Министров СССР от 4 января 1966 г. «О договорах контрактации сельскохозяйственной продукции», постановление Совмина СССР от 25.07.88 N 888 «Об утверждении положения о поставках продукции производственно-технического назначения, положения о поставках товаров народного потребления и основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций» развитие системы государственных закупок не дало желаемых результатов, и закупочная политика второй половины прошлого века вплоть до 90-х годов не исполняла свои функции эффективно.

Среди законов современной России, регулирующих деятельность системы госзакупок, необходимо выделить следующие:

— Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859–1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», в котором впервые было закреплено понятие и сущность государственного контракта.

— 13 декабря 1994 г. вступил в силу № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», устанавливавший два уровня государственных нужд — федеральные и нужды субъектов Российской Федерации. Закон предусматривал обязанность государственных заказчиков привлекать к торгам малый бизнес.

— Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» — первая реформа системы госзакупок. Установлено, что заказ на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд размещался путем проведения конкурса (торгов). Регламентом определен порядок размещения заказов на закупку продукции, осуществляемых государственными заказчиками и юридическими лицами за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, федеральных внебюджетных фонтов и внебюджетных фондов субъектов РФ.

— 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Необходимо отметить, что принятие этих документов в переходный для страны период было попыткой снижения централизма в закупках, но при этом позволило активизировать мошеннические схемы и коррупционные механизмы расходования бюджетных средств.

Вместе с тем, именно данные нормативные акты составили основу закупочной политики государства, которая стала стремительно развиваться с 2005 года по настоящее время.

Кардинальные изменения законодательства в 2005 году были обусловлены объективными причинами. Так, в 2000-е годы ощутимо выросли доходы государственного бюджета, что привело к увеличению объемов госзаказов, которые размещались федеральными и региональными органами власти [2], и, как уже было указано, стала нарастать коррупция, свидетельством которой стало увеличение доли госконтрактов, заключаемых с единственным поставщиком.

Принятие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон94-ФЗ) было целью решить проблемы, накопившиеся в сфере госзакупок.

Его принятие фактически сформировало институт госзакупок. Так, действовавшие до 2005 года нормы не ограничивали государственных заказчиков, практически не работали санкции за неисполнение положений законодательства в сфере госзаказа. Благодаря же реализации Закона 94-ФЗ в России возникло государственное регулирование госзакупок.

Закона 94-ФЗ упорядочил и описал процедуры организации закупок, положил начало электронным процедурам, установил требования к рассмотрению и оценке заявок участников, определил порядок досудебного урегулирования конфликтных ситуаций, ввел контроль в сфере закупок [7, с. 16]. Впервые закон был направлен на информационную открытость (был создан официальный сайт для размещения информации), что позволило обеспечить доступность поставщикам со всей страны.

Несмотря на развитие института закупок благодаря Закону 94-ФЗ, закон имел ряд недостатков, которые требовали дальнейшего развития в данной области. Основными недостатками закона стали: ограниченная возможность применения «квалификационного» критерия к участникам размещения заказов; наличие универсального критерия выбора поставщика «по минимально заявленной цене», низкое качество закупаемых для государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг. Однако Закон 94-ФЗ в целом существенно сократил возможности «нецелевого освоения» бюджетных и внебюджетных средств, так как значительно повысил «прозрачность» системы размещения публичных заказов [4].

Задача о совершенствовании института закупок была поставлена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010–2012 годах».

Так, был издан и принят действующий на сегодняшний день федеральный закон от 05.04.2023 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Одной из основных причин разработки нового законодательства была необходимость регламентации всех этапов закупочной деятельности. Новая система включает в себя регулирование деятельности заказчика с момента планирования закупок и проведения конкурентных процедур до момента заключения и исполнения контрактов, а также выполнения последующего мониторинга и аудита.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что на протяжении становления государства исторически были попытки обеспечить закупку для нужд государства исходя из законодательных норм. Вместе с тем, развитие контрактной системы приходится непосредственно в настоящем, текущем времени, в условиях цифровизации, о чем свидетельствует значительное количество изменений, вносимых в Закон о контрактной системе.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». — Текст: электронный // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 24.11.2023).
  2. Аналитический вестник № 18(788). Аналитическое Управление Совета Федерации. «Закон о контрактной системе в сфере закупок: проблемы правоприменения и пути совершенствования», Москва 2021. URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/page/2/. Текст — электронный. (дата обращения: 24.11.2023).
  3. Бурмистров А. А. Государственные закупки СССР в послевоенное время // Марийский юридический вестник. 2013. № 10. — Текст: электронный //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-sssr-v-poslevoennoe-vremya (дата обращения: 24.11.2023).
  4. Долгих А. С. Достоинства и недостатки Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12–1. — Текст: электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostoynstva-i-nedostatki-federalnogo-zakona-ot-21-iyulya-2005-goda-94-fz (дата обращения: 24.11.2023).
  5. Зуева М. Н. Регулирование закупок товаров для государственных нужд: выпускная квалификационная работа. /Зуева М. Н. — Красноярск, 2018–88 с. — Текст: электронный URL: //https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/74248. (дата обращения: 24.11.2023).
  6. Кикавец, В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект / В. В. Кикавец. Монография. Изд-во ООО «Проспект», 2019. — Текст: электронный. URL: // https://www.google.ru/books/edition(дата обращения 24.11.2023).
  7. Каракбаева А. А. История развития системы государственных закупок в России // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2021г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 62–65.– Текст: непосредственный. URL: https://apni.ru/article/2535-istoriya-razvitiya-sistemi-gosudarstvennikh (дата обращения: 24.11.2023).
  8. Медякова Е. М. Эволюция государственных закупок: от Российской империи до Российской Федерации// Современные технологии управления. 2022. № 1 (97). — Текст: электронный URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-gosudarstvennyh-zakupok-ot-rossiyskoy-imperii-do-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.11.2023).
  9. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др.; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. — Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2019. — 233 с.– Текст: непосредственный.//URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/79305/1/978–5–7996–2850–5_2019.pdf(дата обращения 24.11.2023).
  10. Скяева С. Р. Особенности правового регулирования отношений контрактации и проблемы разграничения договора поставки и договора контрактации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 3. — Текст: электронный //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-otnosheniy-kontraktatsii-i-problemy-razgranicheniya-dogovora-postavki-i-dogovora-kontraktatsii (дата обращения: 24.11.2023).
  11. Ячевская С. В. Министерство финансов в системе государственного управления публичными финансами: автореф. дис.... канд. юрид. наук/ Ячевская С. В. — Москва, 2009. 22 с. — Текст: непосредственный. // URL: https://www.dissercat.com/content/ministerstvo-finansov-rossiiskoi-federatsii-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-publichny. (дата обращения 24.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): договор контрактации, закупка, нужда, закупочная деятельность, контрактная система, нужда государства, поставка продукции, поставка товаров, регулирование закупок, Россия.


Ключевые слова

государственные или муниципальные нужды, контракт, регулирование закупок

Похожие статьи

История развития государственного заказа в Российской Федерации

В статье рассматривается процесс развития российского законодательства в области государственных закупок с 1992 г. и проводится его теоретический анализ, в том числе с приведением позиций различных авторов по рассматриваемому вопросу. На основании да...

Нормативно-правовые основы логистики в России: состояние и проблемы

В статье подчеркивается роль логистики в развитии национальной экономики, отмечается важность формирования специальной правовой базы в этой сфере. На основе научного обзора системы нормативно-правового обеспечения логистической деятельности в России ...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Информационные технологии и уголовный процесс

В статье рассматриваются некоторые проблемы уголовного процесса, связанные с информационными технологиями. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в уголовном процессе при использовании информационных технологий. Предмет...

Государственная служба как механизм государственного управления

Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...

Правовые основы государственной гражданской службы в Российской Федерации в историческом аспекте

В данной статье исследуется институт государственной гражданской службы. Рассматриваются правовые основы государственной гражданской службы, начиная от становления централизованного Московского государства до сегодняшних дней. Целью исследования явля...

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

К вопросу об анализе функционала государственных органов управления в строительной отрасли на современном этапе

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Советская система образования: эффективность и преимущества

В статье рассматривается советская система образования, ее истоки и последующее совершенствование исходя из поставленных государством задач. Целью исследования является комплексный анализ политики государства в образовательной сфере, анализируются пр...

Применение современных технологий в судебно-экспертной деятельности России

Исследование посвящено анализу применения современных технологий в судебно-экспертной деятельности. Так, дается общая характеристика современного влияния на данную сферу, в том числе в связи с развитием технологий. Оценивается историческая ретроспект...

Похожие статьи

История развития государственного заказа в Российской Федерации

В статье рассматривается процесс развития российского законодательства в области государственных закупок с 1992 г. и проводится его теоретический анализ, в том числе с приведением позиций различных авторов по рассматриваемому вопросу. На основании да...

Нормативно-правовые основы логистики в России: состояние и проблемы

В статье подчеркивается роль логистики в развитии национальной экономики, отмечается важность формирования специальной правовой базы в этой сфере. На основе научного обзора системы нормативно-правового обеспечения логистической деятельности в России ...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Информационные технологии и уголовный процесс

В статье рассматриваются некоторые проблемы уголовного процесса, связанные с информационными технологиями. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в уголовном процессе при использовании информационных технологий. Предмет...

Государственная служба как механизм государственного управления

Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...

Правовые основы государственной гражданской службы в Российской Федерации в историческом аспекте

В данной статье исследуется институт государственной гражданской службы. Рассматриваются правовые основы государственной гражданской службы, начиная от становления централизованного Московского государства до сегодняшних дней. Целью исследования явля...

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

К вопросу об анализе функционала государственных органов управления в строительной отрасли на современном этапе

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Советская система образования: эффективность и преимущества

В статье рассматривается советская система образования, ее истоки и последующее совершенствование исходя из поставленных государством задач. Целью исследования является комплексный анализ политики государства в образовательной сфере, анализируются пр...

Применение современных технологий в судебно-экспертной деятельности России

Исследование посвящено анализу применения современных технологий в судебно-экспертной деятельности. Так, дается общая характеристика современного влияния на данную сферу, в том числе в связи с развитием технологий. Оценивается историческая ретроспект...

Задать вопрос