Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Гудема, О. Г. Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения / О. Г. Гудема. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 210-215. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112319/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь включена во все проявления жизнедеятельности человека. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников. О важности и красоте речи говорили многое умы прошлого — немецкий философ Г.Гегель «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», последний царь всея Руси Петр I «Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого».

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его мышления, логики, творческого потенциала и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Время неумолимо бежит, дошкольник готовится к поступлению в школу и вырисовывается тенденция «срочно занимаемся подготовкой к школе: тренируем память, решаем логические задачи, занимаемся постановкой звуков. В свою очередь современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Понимая материал, учащиеся затрудняются в построении конструкции своего ответа. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Особенно ярко это проявляется при написании учениками изложений и сочинений.

Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов. Из этого следует- формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Она осуществляется в двух основных формах — диалог и монолог.

Диалог — это форма связной речи, при которой происходит обмен(чередование) репликами (высказываний) между двумя или более людьми. Чтобы понять результаты наблюдения, проведенные в группа детей от 3-х до 6-и лет и выделить некоторые особенности диалога со взрослым в ситуациях нестимулированного общения надо познакомиться со структурой диалога:

  1. «вопрос — ответ» (вопросы, чтобы запросить информацию — Реплики-ответы, чтобы выдать информацию)
  2. «сообщение — реакция на сообщение» (реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией — Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению)
  3. «побуждение — реакция на побуждение»

Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника — реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали (может быть словесное или молчаливое, либо отказ от выполнения действия).

На I-низком уровне дети употребляют краткие, эллиптичные реплики-реакции. В беседе с детьми 3–4 лет инициатором всегда выступает взрослый; ребенок исполняет пассивную роль «ответчика» на речевые стимулы взрослого, поэтому диалоги принимают вид беседы или расспроса с односторонней инициативой со стороны взрослого. Структура макродиалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики-реакции детей в диалоге краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник (реплики-реакции, типа: «да», «нет», «давай», «не надо», «не знаю», «мяч» и др.) В беседу со взрослым дети 3–4 лет вступают охотно, но после 2–3 вопросов, побуждающих к речевому высказыванию, теряют интерес к беседе, отвлекаются и отказываются разговаривать.

На II-среднем уровне — они становятся распространенными, тем самым наполняя диалог дополнительной информацией. Приглашение к беседе у детей 4–5 лет не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Дети не просто слушают реплики взрослого и отвечают на них, но и сами пытаются поддерживать разговор в меру своих возможностей. Реплики детей, как правило, — сообщения о том, что недавно случилось. Беседы в пределах одной темы непродолжительны, поскольку, сообщив информацию, ребенок тут же теряет к ней интерес, переключаясь на другую тему. По этой причине, а также из-за ограниченного количества реплик-стимулов дети 4–5 лет испытывают трудности в поддержании беседы. Структура микродиалогов состоит, в среднем, из 3–4 дву- и трехчленных диалогических единств (реплик-реакций, представляющих собой распространенное предложение, содержат достаточный объем информации для поддержания беседы, поскольку несут в себе определенное сообщение («А у меня есть гитара» — Кирилл Б. 4 г. 3 м.), дополняют сказанное («У меня тоже был котенок. Он убежал потом» — Катя К. 5 л.), уточняют что-либо («Купи мяч. Только не такой маленький, а большой такой» — Лена С. 5 л. 7 м.), объясняют («Я умею листик. Вот так, палочка, потом вот так» — Аня Б. 4 г. 3 м.) или обосновывают свой ответ («Дождь не будет идти. Сегодня ветер» — Стасик М. 5 л.). Они не являются репликами-стимулами, поскольку не побуждают собеседника непосредственно к речевому действию. Однако дают ему возможность при желании использовать полученную информацию для продолжения микродиалога. Такие распространенные реплики-реакции (сообщения, дополнения, объяснения, обоснования, несогласия и т. д.) являются переходным звеном от кратких, эллиптичных реплик к репликам-стимулам.

На III-высоком уровне — появляются реплики-стимулы, которые способствуют увеличению диалогических единств в микродиалогах и проявлению инициативы ребенка в беседе. В беседе со взрослым дети 5–6 лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения. Появляются инициативные обращения к взрослым во время беседы: «А рассказать вам?", «А знаете что?". Ребенок может спрашивать, рассказывать сам, выбирая для этого более сложные или сокровенные темы. Структура микродиалогов включает в себя, в среднем, 4–7 диалогических единств. Дети 5–6 лет используют различные виды реплик, в том числе и побуждающие собеседника к речи.

Практика показывает, что самостоятельно, без специального обучения, дети не могут овладеть таким сложным видами речевой деятельности как монолог и диалог.

Первый этап: использования игр и игровых приемов Заимствование готовых диалогических реплик в различных литературных произведениях. Дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогических пар: побуждение — реакция на побуждение; вопрос — ответ; сообщение — реакция на сообщение; обыгрывание детьми коротких фольклорных миниатюр Литературные произведения и диалоги в них должны быть доступны, понятны, знакомы. Чуковский «Телефон» (У меня зазвонил телефон…), сказка «Гуси-лебеди».

Второй этап: используются игры, в которых дети оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными) Для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих подходят такие виды театральных игр, как 1)пересказ по ролям, 2) инсценирование прозаических литературных произведений 3)режиссерские игры по мотивам произведений. Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются (сказка «Лиса и рак»). На данном этапе можно учить детей вести диалог по телефону: игры с телефоном, в них педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и мн. др. Обыгрывая ситуации, дети знакомятся с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

Третий этап: используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами) Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова» и др. Игра «Турнир знатоков» — одна команда формулирует вопрос, а другая отвечает — по разным темам программы: «Экзотические животные» и др. Игры «Кто кого запутает», «Небылицы», «Ошибки» провоцируют столкновение мнений детей В играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др. закрепляются умения формулировать побуждения и вежливо реагировать на них.

Большое внимание он уделял воспитанию речевого этикета у подрастающего поколения. Используя подражательность детской речи, их следует научить «тем тропам и фигурам (словам и словосочетаниям), которые встречаются в домашней речи».... К ним Я. А. Коменский относил формы общественного обращения, приветствия, ответы на них, скромные просьбы, если в чем-то нуждаешься, благодарность за оказанную услугу с приличными поклонами и целованием руки. Развивая умение говорить, необходимо, по его словам, приучить детей «не болтать постоянно,... а разумно молчать, когда того требует дело, когда говорят другие, когда присутствует кто-либо из почтенных лиц. Практическое задание «На что обиделась мама?»

Связующим моментом перехода диалогической речи в монологическую является беседа.

Монологическая речь — Более сложный вид связной речи, т. к. речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования, умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно . Связующим моментом перехода диалогической речи в монологическую является беседа.

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. Вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.

В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения.

Готовясь к проведению беседы взрослый должен выбрать тему, продумать структуры предстоящей беседы, приготовить при необходимости вспомогательный материал. Необходимо хорошо знать и ориентироваться в материале, уметь импровизировать, поддерживать у детей интерес к разговору.

В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание

Начало беседы . Цель его — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.

Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми Названия частей беседы детям не сообщаются

Конец беседы краток по времени , подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.

Монологическая речь начинает формироваться в 5-ти летнем возрасте, именно с этого момента мы проводим целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи среди которых различают пересказ и рассказ.

По отношению к рассказу, пересказ является более простой формой монологической речи. Пересказ — это связное изложение прослушанного художественного произведения. Рассказ — это самостоятельное описание какого-либо факта, события, явления, предмета.

Существует разные виды пересказа

  1. Подробный или близкий к тексту
  2. Краткий или сжатый
  3. Выборочный
  4. С перестройкой текста
  5. С творческими дополнениями .

Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста.

Пересказ.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.

Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу

Краткий пересказ .

Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

Большинство ребят 1–2-х классов предпочитают пересказывать произведение близко к тексту, просто запоминая текст, насколько им позволяют их индивидуальные возможности. В этом возрасте изучаются произведения небольшого объема, и у ребят почти не возникает проблем с их пересказом. Эти проблемы появляются позже, в 3–4-х классах, когда в работе по учебной программе используются объемные произведения, и просто эксплуатацией памяти уже не обойтись. Заметим здесь, что «поздно искать ложку», когда «обед» уже начался... Поэтому здесь может быть полезен опыт пропедевтической работы по знакомству учащихся 1–2-х классов с кратким пересказом.

Правильнее начинать знакомство с кратким пересказом, когда читатели уже научились осознанно выделять смысловые части и составлять план текста. Для первой работы лучше взять произведение большого объема, но доступного содержания (лучший вариант — это сказки). Например, хорошо знакомая и входящая во многие учебники по литературному чтению сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Для выполнения краткого пересказа учащимся предлагается готовый алгоритм, который впоследствии попадает в рабочую тетрадь как памятка.

«Учимся кратко пересказывать текст»

1) Записываем план произведения.

2) На каждый пункт плана говорим 2–3 предложения , связывая их между собой.

3) Рассказываем только самое главное : кто? что сделал? почему?

4) Рассказываем своими словами . (Авторских слов слишком много, трудно запомнить).

5) Помним! Герои не разговаривают. (Не используется прямая речь, реплики героев. Для того чтобы сжать, сократить объем диалоги героев заменяются косвенной речью — повествованием, сообщающим тему диалога).

Кто-то, может быть, посчитает эту работу слишком громоздкой и кропотливой... Возможно. Но только в первый раз, в дальнейшем эта «осознанная кропотливость» окупается сторицей.

Выборочный пересказ .

Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

Творческое рассказывание .

Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

Рассказ — это самостоятельное описание какого-либо факта, события, явления, предмета.

Составление описательного рассказа.

Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов. Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.

В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

— она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;

— сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

— на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

— она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.

Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

— рассказ о дне, проведенном в детском саду;

— рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);

— рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.

В развитии связанной монологической речи важнейший фактор — обучение, в диалогической — непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы — бытовое общение, игровые действия, выполнение заданий, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых и детей дает отличный результат в процессе развития связной речи. Овладевая связной речью, ребенок идет от части к целому: от отдельных слов, через словосочетания к простой фразе и сложному предложению. Для того чтобы речь дошкольника приобрела все свои качества, надо прожить вместе с ним этот нелегкий, но такой интересный период — дошкольный период развития речи. В наших силах сделать его не проблемным и радостным.

В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность. Для того чтобы речь дошкольника приобрела все свои качества, надо прожить вместе с ним этот нелегкий, но такой интересный период — дошкольный период развития речи. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, получайте удовольствие от процесса общения. В наших силах сделать его не проблемным и радостным.

Литература:

  1. Глухов В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР -М.: АРКТИ, 2010.
  2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений\ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение.
  3. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 28–34.
  4. Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 9. — С. 10–13.
  5. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1974. — 256с.
  6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  7. Ушакова, О.С.. Методика развития речи детей дошкольного возраста О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.– М.: «Владос», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, беседа, рассказ, игра, краткий пересказ, монологическая речь, составление рассказа, взрослый, диалог.


Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Методы и приемы стимулирования мышления как главное условие активизации учения в практике школьного обучения

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Методы и приемы стимулирования мышления как главное условие активизации учения в практике школьного обучения

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Задать вопрос