Методика управления психоэмоциональным состоянием спортсмена посредством регулирования работы «детектора ошибок» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Фоменков, М. С. Методика управления психоэмоциональным состоянием спортсмена посредством регулирования работы «детектора ошибок» / М. С. Фоменков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 343-349. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112283/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема большинства спортсменов — повторяющиеся ошибки и психоэмоциональный страх, связанный с этим на тренировках и важных стартовым мероприятиях. Ситуация, которая стала обыденностью в спорте, когда спортсмен в прекрасной форме доходит до финала, а вот победить или показать выдающуюся игру не может. Он всякий раз повторяет одни и те же ошибки. Обыватели говорят, побеждать не научился. Как правило причину в этом видят в недостаточной физической подготовке и низкой мотивации. Что само по себе странно. Разве спортсмен, дошедший до финала, имеет низкую мотивацию? Скорее наоборот, имеет завышенные мотивационные ожидания и внутреннюю гипертрофированную ответственность, что, собственно, и сковывает спортсмена, сужает его гибкость и панорамное мышление в ходе игры. Не давая ему возможности не только специальной игровой реализации, но и творческого подхода к игре, поиск креативных решений, использование дивергентного мышления.

Если говорить о большом теннисе, то здесь, кроме физической подготовки включают довод о том, что не смог рассчитать свою энергию на турнире, перегорел на пути к финалу, недостаточно четко проработали мотивацию на победу и многое-многое другое, а причина между тем, кроется совсем в другом. Ее основа — психоэмоциональное состояние спортсмена и, в частности, не способность грамотно управлять «детектором ошибок» в головном мозге.

До сего момента нигде и никто в мире серьезно не занимался и не артикулировал данную проблему в спорте. Ошибки спортсмена, его неуверенность в себе, рефлексию, как правило списывали на недостаточную натренированность, размытую мотивацию к занятию спортом, к результату, к достижению цели, а между тем, проблема кроется совершенно в другом.

Что такое «детектор ошибок»? Как научиться управлять этим непознанным механизмом? Как преодолеть страх перед повторяющимися ошибками, которые сковывают спортсмена, сужают его операционное и панорамное мышление, вселяют страх, не позволяют гибко оценивать ситуацию.

С воздействием «детектора ошибок» на психоэмоциональное состояние человека, спортсмена я столкнулся давно, будучи сам профессиональным теннисистом и в разное время выступающий в юниорской сборной России и, играя затем в 1 дивизионе в США. Многие мои коллеги находились во власти этого невидимого эмоционального оператора. Но не понимали истинную причину, и я, к моему глубокому сожалению, раннее никогда не слышал о причинах воздействия на психику человека «детектора ошибок». Да и что это такое — «детектор ошибок» тоже не знал.

Лишь обучаясь в университете University of New Orleans в Новом Орлеане в штате Луизиана, изучая физиологию и психологию, я невольно начал осознавать истинную причину моих ошибок и страхов на корте. Я живо стал интересоваться и активно работать с этой проблемой и причинами ее вызывающими. Я подключил к исследованию этой тему университетских профильных профессоров и в короткие сроки мне удалось сделать существенный личностный прорыв в этом направлении.

Учитывая особенности воздействия на психоэмоциональное состояние спортсмена «детектора ошибок», моя игра на корте стала раскованной, я перестал фокусироваться и ожидать ошибки в технике. На место раздумьям об ошибках пришли мотивирующие мыслеобразы прекрасных розыгрышей и побед, и биохимия в организме заработала на достижение поставленных целей, что и стало проявляться прогрессом на турнирах.

Я стал играть раскованно, дерзко и креативно, а поддержка публики просто окрыляла и давала большие возможности в достижении результата, здесь уже включалась дополнительная мотивация.

Став наставником, я активно использовал свой арсенал практических и теоретических знаний в разработке методики по управлению «детектором ошибок» у спортсмена.

Как выключить «детектор ошибок» и получить результативный эффект от тренировки или состязания? Как обойти гипертрофированную опеку этого незаменимого в жизни помощника? Ведь для мастерской победы в состязании, кроме хорошей физической формы и натренированности, важно делать действия, которые выходят за границы стандартных стереотипов, отличаться новизной и смелостью решений.

Первый проигрыш спортсмена на турнире нагляден и будет похож на все последующие проигрыши. Поражение в финале соревнования, как флажок, как модель ошибки, отложенной в матрице мозга. В следующий раз дойдя до финала, мы будем обречены допустить похожие ошибки, их нам поможет сделать «заботливый» «детектор ошибок».

Это как аксиома. В организме протекают одни и те же биохимические процессы, на первый взгляд, противоречивые и необъяснимые. Из памяти мозг на подсознательном уровне будет рисовать картины прошлых неудач, заботливо предупреждая о них, и все эти всплывающие образы реально сформируют биохимические процессы в организме схожими с прошлыми, в момент поражения. И тело невольно само пойдет на повторяющуюся ошибку. В добавок к этому — гиперответственность за результат, внутренний суровый критик, своего рода внутреннее критичное Я, которое будет заботливо оберегать спортсмена от повторяющихся ошибок. При этом сковывая инициативу и его творческие возможности.

Неуверенность и сомнения — как тяжкий груз лягут на желание победить или получить нужный результат. Как будто бы специально кто-то незримый, внутренний делает тебе «медвежью услугу» и под видом помочь, ведет тебя к поражению, постоянно напоминая тебе об ошибках, формируя у тебя психотип проигравшего. Это кто-то, и есть «детектор ошибок», встроенный в тебя. Как выйти за пределы матрицы?

Для этого надо понимать физиологические процессы, протекающие в организме.

Первооткрыватели феномена «детектора ошибок» были Бехтерева Н. П. и Гречин И. Б. в 1968 году. «Открытие было основано на данных о воспроизводимых изменениях медленных физиологических процессов, а именно напряжении кислорода в области хвостатых ядер и таламуса»

В 1991 году открытие Бехтеревой было доказано с использованием нейрофизиологической методики вызванных потенциалов и называлась как негативность, связанная с ошибкой. Но суть осталась прежней.

В последующем финский ученый Наатанен Р. Описал те же явления и обозначил «детектор ошибок», как «негативность рассогласования», которая проявляется как реакция на девиантный стимул «в ряду последовательно предъявляемых стандартных стимулов, то есть при рассогласовании предъявляемого стимула с планом (матрицей задания)».

Классически это популяции нейронов в головном мозге, которые реагируют селективно на ошибочное выполнение задания. За данной реакцией закрепилось название «детекция ошибок», а зоны головного мозга, где это явление было обнаружено, — «детекторами ошибок». Нейронные популяции были обнаружены в подкорковых структурах: хвостатые ядра, бледный шар, таламус, так и в коре Поля Бродмана.

«Детектор ошибок», хотим мы того или нет, работает на бессознательном уровне, благодаря ему обеспечивается устойчивое функциональное состояние головного мозга, поддерживая «правильное» поведение человека. В обыденной жизни это отлично. «Детектор ошибок» помощник человека и спасает его от многих неприятностей.

Как это работает? Вы выходите из дома, садитесь в машину, едва трогаетесь с места, как вдруг, где-то там в подсознании, как из неоткуда появилась мысль, что вы что-то забыли сделать? Выключить утюг, взять рабочие документы, или отключить воду в ванной? Вы уехали еще недалеко, возвращаетесь и… действительно в прихожей на столике лежит папка с рабочими документами, или в ванной «шумит» вода, или, не выключили утюг…

Ого! Круто! Спасибо «детектор ошибок», если бы вы знали, что это он помог вам. Физиологически правильно сделанное действие, в рамках напоминания «детектора ошибок», подкрепляется выработкой внутренних эндогенных опиатных продуктов, которые затем выполняют роль регулятора второго уровня, биохимически управляя работой адреналиновой, дофаминовой и серотониновой системы.

Но одно дело вернуться и выключить утюг или воду. И совсем другое дело подавать мяч и бесконечно ошибаться? Мозг подсказывает игроку, не надо делать хлесткий удар, лучше аккуратнее, но в корт, тогда не ошибешься и не будет аута. Игрок понимает, что аккуратнее в корт это положительный результат, но — это дать шанс противнику отразить твою атаку, а ведь хочется рисковать и подать эйс. Но «детектор ошибок» когда-то зафиксировал правильный результат, подкрепил его выработкой дофамина и серотонина и застолбил намертво в мозге. Он и теперь, подсказывая, хочет серотонин. Потому, что, если будет ошибка — выработается адреналин и норадреналин с угнетением психического состояния. А мозгу это не очень-то и нужно.

В общем-то, это неплохой механизм для человека — он контролирует нас и бережет от недоразумений. Но иногда чересчур контролирует — даже сковывает. То есть не дает придумывать что-то новое и креативное, использовать весь потенциал организма. Если вы когда-то ошиблись, детектор ошибок это запомнит. Когда вы вновь задумаете сделать что-то похожее, он вас будет останавливать и предупреждать. Просто будет снижать выработку дофамина и серотонина — гормонов радости.

В работе спортсмена «детектор ошибок» скорее мешает, чем помогает. Однажды сделанная ошибка тормозит весь процесс движения вперед. У вас возникают сомнения и осторожность. Это «детектор ошибок» делает нам «медвежью» услугу.

Физиологический механизм его работы заключается в постоянном мониторинге и сравнении информации о текущем состоянии с моделью, находящейся в краткосрочной или долгосрочной матрице памяти в головном мозге. Активация детектора ошибок происходит при рассогласовании деятельности с ее планом, точнее, с хранящейся в мозгу матрицей. При этом у человека возникает чувство дискомфорта, ощущение, что он что-то забыл, или определенная реакция на неверное поведение. Как результат, бессознательный механизм детекции ошибок повышает качество выполнения рутинных действий и поддерживает верную модель поведения у человека в повседневной жизни. В спорте, а особенно в большом теннисе все значительно сложнее.

Для побед требуется не просто выполнение рутинных действий, а проявление творчества, инициативы, пластичности мышления, а детектор ошибок в данном случае антагонист пластичного мышления.

Чтобы изучить и понять механизм воздействия на спортсмена «детектора ошибок» в теннисном клубе Birchwood Racquet Club, которым я руковожу уже второй год, мы с коллегами решили первостепенно исследовать факторы, влияющие на результативную игру спортсмена, на тормозящие триггеры в ходе тренировок и состязаний участников нашего клуба.

На первом этапе мы исследовали побудительные мотивы спортсменов к занятию спортом, чтобы затем проанализировать и понять причины повторяющихся ошибок, страха и неуверенной игры.

Мною, совместно с командой тренеров и специалистов психологов было проведено исследование среди членов клуба в возрастных категориях до 12 лет — 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), 12–14 лет — 20 человек (13 мальчиков и 7 девочек) и 14–16 лет — 15 человек (7 юношей и 8 девушек) с целью исследовать побудительные мотивы к занятиям большим теннисом и причины мешающие игрокам выступать результативно.

Исследование проводилось по классическим методикам

– «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан)

– «Мотивы занятий спортом» (А. В. Шаболтас).

– Систематизация и обработка материала проводилась по критериям U — Манна-Уитни. (Mann–Whitney U test )

Результаты исследования показали, что в возраст до 12 лет доминирующим фактором является аспект внутренней мотивации.

Из внешних форм мотивации выделяется мотивация, базирующаяся на механизме интроекции, которая зависит от личной ответственности. Желание оправдать ожидания родителей и тренера. При этом у этой возрастной категории актуализирована жажда познания

В возрастной категории 12–14 лет проявляется снижение автономной мотивации, но доминирует комплекс социальных и эмоциональных мотивов, а также мотив достижения успеха.

В возрастной категории 14–16 лет важным оказалось сама игра, приобретение опыта, спортсмены добросовестно относятся к тренировкам, живо реагируют на рекомендации наставников. Появляется мотив материального вознаграждения ближе к 16 годам. Обостряется чувство вины, связанное с собственной самооценкой и результатами

Для 14–16 летних теннисистов стимулирующей является сама игра, их игровой опыт (внутренняя мотивация к познанию и стимуляции). Они ответственные и добросовестные, для них значима работа тренера. Общее снижение автономной мотивации у старших подростков в возрасте от 14 до 16 лет и увеличение контролируемой мотивации обусловливают наличием внешних вознаграждений

Анализ результатов исследования продемонстрировал:

– 55 % респондентов ориентированы на успех

– 25 % респондентов с размытыми мотивационными полюсами

– 20 % респондентов находятся в сегменте боязни неудач

При этом:

– 42 % респондентов составляют группу с повышенной потребностью в достижениях

– 33 % респонденты, имеющие средний уровень потребности в достижении

– 25 % респондентов имеют низкую потребность в достижении

Как следует из результатов исследования, тормозящих факторов, связанных с отсутствием мотива к занятиям у респондентов нет.

При этом данное исследование интерполировали на статистику по успешности выступлений игроков на внеклубных турнирах. На момент исследования 20 % игроков были лидерами и имели статистику 80 % /20 % — побед/поражений, среди 35 % игроков победы и поражения распределялись как 50 % на 50 %, оставшиеся игроки имели менее 50 % побед.

В ходе индивидуальных интервью с игроками клуба выяснилось, что основная причина поражений по их оценке — завышенные ожидания результата, недооценка мастерства противника, гипертрофированная ответственность за результат, высокая интроекция у детей до 12 лет, как следствие внутренняя боязнь совершить ошибку и не оправдать ожидаемый результат.

Работа с мотивационными ожиданиями, конечно, может дать определенный результат и позволит снять тревожность и подсознательный страх, но этот результат будет не устойчивый и не приведет к исключению ошибок, запрограммированных на уровне «детектора ошибок».

Как известно, работая на бессознательном уровне, «детектор ошибок» запоминает чаще всего повторяющиеся яркие события и действия. Это и сохраняется в мозге, подобно некоей условной модели и стандарта, но именно это и подталкивает нас к повторяющимся ошибкам, и тормозит в нас нашу гениальную игру. Как управлять «детектором ошибок» и направить всю его мощь на достижение заданного результата, как обмануть «детектор ошибок»?

Выбирая возможные комплексные варианты и способы решения проблемы, мы пришли к заключению, что с одной стороны, психика спортсмена в 12, 14, 16 лет весьма неустойчива и подвижна. В этом возрасте тяжело добиться постоянства и уравновешенности. Но, что важно, тренировать психику, как мышцы, игровую технику надо с раннего возраста. Отличный результат можно получить при комплексной и систематической тренировке спортсменом устойчивого психоэмоционального состояния и способности управлять «детектором ошибок»

Мною была предложена методика, позволяющая с помощью аффирмаций, физических упражнения, медитации, йоги и пластичного мышления влиять на психоэмоциональное поведение спортсмена, снижать тревожность и страх, как во время тренировок, так и во время соревнований, управлять «детектором» ошибок и показывать стабильный результат с прогрессированием.

Основные направления в работе

  1. Воздействие на спортсмена посредством положительно сформулированных аффирмаций, под конкретный результат.

Для формирования эмоционально и положительно сформулированных аффирмаций был взят за основу подход: «Нет не отрицательного результата, не положительного, есть только обратная связь, показывающая нам точки приложения сил для достижения цели». Проигрыш, это не отрицательный результат, а обратная связь. Которая подвергается анализу и корректировке. Победа — это не положительный результат, а всего лишь обратная связь, для анализа и корректировки последующих действий. В дальнейшем на базе этого постулата индивидуально для каждого спортсмена были сформулированы и получали свое дальнейшее развитие аффирмации, открывающие возможностный потенциал конкретного игрока.

  1. Медитация с упражнениями на дыхание для формирования устойчивого восприятия внешних и внутренних воздействий, уверенности и способности решать стандартные и нестандартные задачи. Включение в медитативный процесс когерентного дыхания. Это позволяет балансировать симпатическую реакцию на стресс, повышать парасимпатическую активность и понижать симпатическую активность. Эта техника позволяет повышать содержание гамма-аминомасляной кислоты, существенно снижать аллостатическую нагрузку, регулировать сердечный ритм.
  2. Из диалогового лексикона тренеров и родителей было исключено использование слов: «Должен, обязан, надо и т. д». эти слова заменили словами: «Можешь, все в твоих силах, руках, все в твоей власти». «Это тебе по силам»
  3. В тренировочный процесс включили упражнения на формирование пластичного (дивергентного) мышления и разработали рекомендации игрокам

Как формировать пластичное мышление?

– Научитесь отказываться от стереотипов. Детектор ошибок можно «переучивать». К примеру, вам нужно найти решение какой-либо задачи или вопроса. Так вот первые три ассоциации или кажущегося решения всегда будут самыми распространенными и банальными. Ищите еще, после начнут появляться необычные и креативные решения.

– Решайте необычные задачки. Следите за тем как вы ее решаете, какой вариант решения выбираете. Старайтесь не применять привычные логичные алгоритмы. Попробуйте решить задачу алогичным способом. Фантазируйте и пробуйте.

– Не пренебрегайте внезапными мыслями, появившимися как бы, из ниоткуда. Иногда подсознание подкидывает нам фантастические идеи. Учитесь разглядеть их, тренируйте интуицию

– Играйте в ассоциации. Выберите объект или явление и придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Упражняйтесь один или с друзьями, усложняйте исходные параметры.

– Придумывайте новое применение вещам. Или что можно сделать с предметом, помимо его функционального применения.

  1. На начальном этапе тренировок и по завершении тренировок 10–20 минутная музыкальная пауза. Плейлист подбирается индивидуально в зависимости от задач, стоящих перед спортсменом.

Некоторые рекомендаций по использованию музыкального ресурса.

Отвлекающая музыка. Она прекрасно работает на то, чтобы переключить внимание спортсмена от беспокоящих его томительных предстартовых ожиданий и сформировать у него позитивные или нейтральные мысли, ассоциативно не связанные с ожидаемым мероприятием.

При подборе репертуара с каждым спортсменом проводится индивидуальная работа. Учитываются все психоэмоциональные особенности личности. Важно вместе со спортсменом, принимая во внимание особенности его характера, темперамент, найти ту музыку, которая побуждала бы к положительно-оптимистическим переживаниям. Музыку, которая привлекала бы внимание и вытесняла из сознания тягостные минуты ожидания.

Для выбора отвлекающей музыки вполне подойдут произведения диаметрально противоположные психоэмоциональному состоянию спортсмена. Это музыка как правило, вариативна, оригинальна, динамична, с необычными аранжировками, с амплитудным звучанием.

По длительности сеанс 10–25минут

Расслабляющая музыка. Способствует и стимулирует мышечное расслабление, при котором нервные импульсы работают двунаправленно, как от мозга к мышцам, так и от мышц к мозгу, что способствует быстрой релаксации. При этом мозг максимально расслабляется и успокаивается центральная нервная система, а это оптимальное состояние для восстановления и отдыха.

Подборка релакс музыки довольна обширна. Она должна состоять из лирических произведений спокойного темпа, не громкая по звучанию, с нежной, связанно льющейся музыкой, вызывающей расслабление мышц организма, спокойствия и умиротворенности.

Время прослушивания расслабляющей музыки 10–25 минут.

Вдохновляющая музыка. Она решает задачу — создать психоэмоциональный настрой на заданный результат в предстоящем соревновании, пробудить у спортсмена уверенность в себе с минимальной затратой психоэмоциональной энергии, добиться максимально возможного результата. В моем плейлисте вдохновляющей музыки были произведения Рахманинова, его 2 — й концерт для фортепьяно с оркестром, Моцарта, Баха, Бетховена и современных исполнителей.

Продолжительность сеанса вдохновляющей музыки 10–25 минут. и он должен заканчиваться за 30–40 минут до начала игры

Я убежденный сторонник того, что специально подобранная музыка повышает эмоциональность, создает положительный фон настроения, позитивно сказывается на результативности спортсмена, как во время тренировочного процесса, так и в турнирные соревновательные периоды.

  1. Образное формирование своего будущего желаемого состояния в виде мыслеобраза, как элемент медитации. Правильно сформированный мыслеобраз своего будущего, позволяет осязать его, представлять ярко и чувственно. Тогда мобилизуется биохимия организма и мозга, включается процесс выработки гормонов под созданный мыслеобраз, который создает предпосылки к достижению поставленных рубежей.

Результат:

Применяя в тренировочном процессе методику по формированию у спортсменов компетенций по регулированию психоэмоционального состояния, посредством управления «детектором ошибок» в течении полугодового цикла тренировок показал следующие результаты

Основной побудительный мотив

Контроль

После 6 месяцев тренировок по методике

Ориентированы на успех

55 %

79 %

Размытые мотивационные полюсы

25 %

21 %

Боязнь неудач

20 %

0 %

Используя предложенную методику, получилось эффективно решить проблему фокусировки мотивации спортсмена на успех, снять тревожные состояния и состояние неопределенности.

Также повысить результативность выступлений на вне клубовых выездных соревнованиях

На старте исследования статистика по вне клубных соревнований (контроль):

– 20 % игроков лидеры и имели статистику 80 % /20 % — побед/поражений,

– 35 % игроков победы и поражения распределялись как 50 % на 50 %,

– 45 % игроки имели менее 50 % побед.

– По прошествии 6-месячного тренировочного цикла с использованием предложенной методики статистика выглядит так:

– 43 % игроков лидеры и имели статистику 80 % /20 % — побед/поражений,

– 32 % игроков победы и поражения распределялись как 50 % на 50 %,

– 25 % игроки имели менее 50 % побед.

Выводы:

Исследование и практический опыт показывает существенное влияние на результативность спортсмена воздействие «детектора ошибок» в головном мозге, задающий определенную бессознательную модель поведения, связанную с осторожностью, неуверенностью, страхами различных уровней, в следствии с этим снижение мотивационных факторов.

Разработанная мною методика управления психоэмоциональным состоянием посредством регулирования работы «детектора ошибок» наглядно демонстрирует положительный результат и эффект от ее применения на спортсменах в возрастных категориях 12–16 лет.

Литература:

  1. Grigor'eva, O. V. Success factors in tennis / O. V. Grigor'eva // psihologicheskie nauki. Oktyabr', 2012. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://research-journal.org/psycology/faktory-uspeshnosti-v-bolshom-tennise
  2. Zernova, T. I. Features of self-determination motivation, self-regulation and socialization in sports activities / T. I. Zernova // Vestnik AGU. — 2016. — Vypusk 4 (188)
  3. Il'inskij, S. I. Features of motivation of athletes in various sports / S. I. Il'inskij // Vestik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya». — 2013. — № 1 (13).
  4. Kuz'min, M. A. Motivation for sports activities in various sports / M. A. Kuz'min // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. — 2012. — № 2 (84).
  5. Mann H. B., Whitney D. R. On a test of whether one of two random variables is stochastically larger than the other. // Annals of Mathematical Statistics. — 1947. — № 18. — P. 50–60.
  6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2002.
  7. Deci E. L., Ryan R. M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. № 4.
  8. Duda J. L., Balaguer I. Coach-created motivational climate // Social Psychology in Sport / Eds. S. Jowette, D. Lavallee. Champaign: Human Kinetics, 2007
  9. Gledhill A., Harwood C., Forsdyke D. Psychosocial factors associated with talent development in football: a systematic review // Psychology of Sport and Exercise. 2017. Vol. 31.
  10. Keatlholetswe L., Malete L. Coaching Efficacy, Player Perceptions of Coaches’ Leadership Styles, and Team Performance in Premier League Soccer // Research Quarterly for Exercise and Sport. 2019. Vol. 90. № 1.
  11. Legg E. The purpose of sport: perspectives of players, coaches, parents, and administrators // Managing Sport and Leisure. 2021. Vol. 26. № 1–2.
  12. Parental and coach support or pressure on psychosocial outcomes of paediatric athletes in soccer / Y. Ommundsen, G. C. Roberts, P. N. Lemyre, B. W. Miller // Clinical Journal of Sports Medicine. 2006. Vol. 16. № 6
  13. Perera H. Does the coach leadership behavior mediate the influence of factors affecting coach leadership behavioral styles on team success? // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2019. Vol. 7. № 3
  14. Sapieja K. M., Dunn J. G. H., Holt N. L. Perfectionism and perceptions of parenting 15 styles in male youth soccer // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2011. Vol. 33. № 1
  15. Sulistiyono S., Agus K., Sapta K. Improving Skills and Character Youth Football Player through Games Experience Coaching Model // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2021. Vol. 9. № 2
  16. The motivational atmosphere in youth sport: Coach, parent, and peer influences on motivation in specializing sport participants / R. Keegan, C. M. Spray, C. G. Harwood, D. Lavallee // Journal of Applied Sport Psychology. 2010. Vol. 22. № 1.
  17. Zuber C., Zibung M., Conzelmann A. Motivational patterns as an instrument for predicting success in promising young football players // Journal of Sports Sciences. 2015. Vol. 33. № 2
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, ошибка, спортсмен, возрастная категория, детектор ошибок, игрок победы, обратная связь, пластичное мышление, положительный результат, тренировочный процесс.


Похожие статьи

Повышение валидности и надёжности психологических опросников за счет оценки психоэмоциональной реакции

Методика проработки травматического опыта в аутогенном состоянии «Шахты памяти»

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки к внедрению методики «Кроссфит» на занятиях по физической культуре в медицинском вузе

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Аппаратно-программный комплекс по определению индивидуального режима двигательной активности на основе комплексной оценки вегетативного гомеостаза

Экспериментальная оценка педагогической системы готовности сотрудников организации к управлению конфликтом в процессе корпоративного образования

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Похожие статьи

Повышение валидности и надёжности психологических опросников за счет оценки психоэмоциональной реакции

Методика проработки травматического опыта в аутогенном состоянии «Шахты памяти»

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки к внедрению методики «Кроссфит» на занятиях по физической культуре в медицинском вузе

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Аппаратно-программный комплекс по определению индивидуального режима двигательной активности на основе комплексной оценки вегетативного гомеостаза

Экспериментальная оценка педагогической системы готовности сотрудников организации к управлению конфликтом в процессе корпоративного образования

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Задать вопрос