Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Моисеева, Т. А. Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас? / Т. А. Моисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112159/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная работа посвящена рассмотрению психологических аспектов травм, посттравматических состояний, их субъективному восприятию и сознательному волевому регулированию собственного поведения.

Ключевые слова: травма, трансформация, стресс, посттравматический рост, кризис.

У человека есть инстинкт — избегать страданий и стараться сделать жизнь максимально комфортной и легкой. Но, как это ни парадоксально, многие исследования показали, что страдания и травмы могут иметь положительные долгосрочные последствия. Например, многие люди, пережившие тяжелую травму, становятся осознаннее и сильнее, чем были раньше. Они могут даже претерпеть внезапную и радикальную трансформацию, которая сделает жизнь более значимой и полноценной.

Действительно, исследования показывают, что от половины до одной трети всех людей переживают значительное личностное развитие после травмирующих событий, таких как тяжелая утрата, серьезная болезнь ребенка и собственное заболевание, несчастный случай или развод. Со временем они могут почувствовать новое чувство внутренней силы, уверенности и благодарности за жизнь и других людей. У них могут развиться более близкие и искренние отношения, они имеют более широкий кругозор и четкое понимание того, что важно в жизни, а что нет. На самом деле, многие люди, пережившие травму, не только демонстрируют невероятную стойкость, но и преображаются после травмирующего события. Исследования показывают, что у большинства людей, переживших травму, не развивается ПТСР, а многие даже отмечают психологический рост после своего опыта. Ричард Тедески и Лоуренс Калхун придумали термин «посттравматический рост» для обозначения этого явления, определив его как позитивное психологическое изменение, которое произошло в результате борьбы с очень сложными жизненными обстоятельствами. Психолог-когнитивист Скотт Барри Кауфман говорит о том, что такое посттравматический рост, как травматические переживания, сотрясающие основы нашего «Я», могут стать фундаментом для более осмысленной жизни и самовыражения и почему попытки подавления болезненных мыслей, эмоций и чувств укрепляют чувство бессилия и невозможности что-либо изменить, а их осознание помогает принимать неизбежные парадоксы жизни и развивать более тонкое восприятие мира. «В некотором смысле страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает значение» — Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла».

Исследователь Стив Тейлор, доктор философских наук, последние 15 лет работал психологом, за это время исследовал драматическую форму посттравматического роста, которую называл «трансформацией через потрясения». Иногда это случается с солдатами на поле боя, с узниками лагерей, находящимися на грани голодной смерти, к которым легко можно отнести В. Франкла, или с людьми, пережившими периоды тяжелой зависимости, депрессии, тяжелой утраты или болезни. Люди сообщают о чувстве, будто они обрели новую личность. Они переходят в гораздо более интенсивное и обширное осознание с сильным чувством благополучия. Мир вокруг них кажется более реальным и прекрасным. Они чувствуют себя более связанными с другими людьми и с природой.

В книге Става Тейлора «Чрезвычайные пробуждения» рассказывается о некоторых из этих случаях, чему мы можем научиться в результате этих трансформаций и как мы можем применить это к нашему личному развитию. Пример из книги: «история Адриана, который претерпел трансформацию, находясь в тюрьме в Африке. Его держали в крошечной камере 23 часа в сутки, не зная, когда его освободят. В течение бесконечных часов заключения он начал размышлять о своей жизни. В келье у него хранилась небольшая статуэтка Будды, которую он подобрал во время путешествия по Азии. В своего рода спонтанной медитативной практике он начал подолгу концентрировать свое внимание на статуэтке. В течение следующих нескольких недель Адриан начал чувствовать себя более спокойно, пока не почувствовал внезапный сдвиг: это было похоже на щелчок выключателя… Это было полное ощущение освобождения и принятия всего, что должно было произойти. Это было освобождение от вины, беспокойства, гнева. Три дня я находился в состоянии, которое лучше всего можно назвать благодатью. После этого чувство улеглось, но осталось во мне. Приведу еще один пример из этой же книги, похожий опыт произошел с женщиной по имени Ева. После 29 лет зависимости она почувствовала себя физически и эмоционально сломленной и попыталась покончить жизнь самоубийством. Она выжила, но эта встреча со смертью привела к переменам, и ее желание пить пропало. Ева чувствовала себя настолько другой, что, как она сказала мне: «Я посмотрела на себя в зеркало и понятия не имела, кто я». Несмотря на то, что поначалу Ева была немного сбита с толку своей трансформацией, она почувствовала себя освобожденной, у нее возросло осознание, а также возросло чувство благодарности за жизнь. Она больше никогда не чувствовала желания выпить и уже десять лет трезва.

Этот сдвиг часто происходит, когда человек находится в состоянии принятия. Некоторые люди могли выделить конкретный момент, когда они отпустили ситуацию или отказались от сопротивления своему затруднительному положению. В некоторых случаях они чувствовали, что у них нет другого выбора, кроме как принять свое состояние, поскольку им больше не за что цепляться или не что надеяться. Важно отметить, что в трансформации через хаос нет ничего религиозного. По сути, это психологический опыт, связанный с распадом идентичности.

На мой взгляд, это вызвано растворением психологических привязанностей, таких как надежды, мечты и амбиции, что составляет в общем картину мира человека. Эти привязанности поддерживают наше нормальное чувство идентичности. Поэтому, когда они растворяются, наша идентичность рушится. Обычно это болезненный опыт, но у некоторых людей он, кажется, позволяет проявиться новой личности. Такие глубоко укоренившиеся и последовательные изменения обычно сохраняются на неопределенный срок. Это одна из причин, почему я не верю, что этот феномен можно объяснить самообманом. Трансформация через потрясения раскрывает огромный потенциал и глубокую устойчивость людей, о которых мы обычно не подозреваем, пока не столкнемся с проблемами и кризисами. По сути, в процессе нашего разрушения, суматоха и травма также могут нас разбудить.

Литература:

  1. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. № 1. — С. 3–19.
  2. Ахмедова Х. Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни / Х. Б. Ахмедова // Вопросы психологии. — 2004. — № 3. — С. 93–103.
  3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Монография. Кострома: Авантитул, 2004. — 121с.

4. Тейлор Стив. Скачок. Психология духовного пробуждения/ Стив Тейлор// М.:София, 2017.- 440 с.

  1. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 184.
Основные термины (генерируются автоматически): посттравматический рост, жизнь, травма, трансформация, тяжелая утрата.


Похожие статьи

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Подходы к изучению специфики копинг-стратегий у подростков-сирот

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению копинг-стратегий у подростков-сирот. Анализируется влияние окружающей среды на психоэмоциональное развитие подростков-сирот, которое определяет ими выбор определенных копинг-стратегий. Каждо...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Уровень агрессии личности в наше время

В статье рассматривается проблема агрессивности в обществе. Выявление повышенного уровня враждебности, напряжения. Нестабильность эмоционального состояния из-за разных, незначительных или серьёзных разочарований.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Похожие статьи

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Подходы к изучению специфики копинг-стратегий у подростков-сирот

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению копинг-стратегий у подростков-сирот. Анализируется влияние окружающей среды на психоэмоциональное развитие подростков-сирот, которое определяет ими выбор определенных копинг-стратегий. Каждо...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Уровень агрессии личности в наше время

В статье рассматривается проблема агрессивности в обществе. Выявление повышенного уровня враждебности, напряжения. Нестабильность эмоционального состояния из-за разных, незначительных или серьёзных разочарований.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Задать вопрос