Характеристика и особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 13.03.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Омельченко, Е. И. Характеристика и особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе детского сада / Е. И. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111954/ (дата обращения: 21.11.2024).



Характеристика и особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе детского сада

Омельченко Елена Ивановна, воспитатель

МБДОУ № 15 муниципального образования Ленинградский район (Краснодарский край)

В статье автор исследует значимость физического развития в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: физическое развитие, двигательный режим.

Значимость физического развития для периода дошкольного детства раскрывается в работах многих ученых (П. Ф. Лесгафт, В. Г. Алямовская, С. О. Филиппова, Э. Я. Степаненкова, Т. И. Осокина и др.). Полноценное физическое развитие, разнообразная двигательная деятельность способствуют не только укреплению и сохранению здоровья детей, но и создают благоприятные условия для развития всех познавательных процессов и субъектной позиции ребенка, открывают возможности для позитивной социализации, личностного становления, формирования инициативы и творческих способностей, в том числе и в двигательной сфере. Педагогу ДОО важно осознание необходимости повышения значимости и массовости физической культуры как составляющей здорового образа жизни. [1, с. 127]

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

При разработке рационального двигательного режима педагогу ДОО важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. [2, с. 20]

Рациональный двигательный режим в детском саду включает в себя всю динамическую деятельность детей — как специально организованную двигательную деятельность, совместную двигательную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную двигательную деятельность детей.

Организация рационального двигательного режима в ДОО возможна при условии привлечения детей к активным занятиям физическими упражнениями в различных формах, что обеспечивает наибольший педагогический и оздоровительный эффект.

Разнообразные формы занятий обладают не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одна и та же форма может быть представлена в разных классификациях в зависимости от классификационного признака.

В практике образования дошкольников целесообразно деление этих форм по признаку организации обучения и воспитания. В соответствии с этим признаком формы занятий могут быть урочными и внеурочными. [3, с. 124]

К урочным формам относят физкультурные занятия и дополнительные занятия физическими упражнениями.

К внеурочным формам относят: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; физкультурно-массовые мероприятия; индивидуальные занятия; самостоятельные занятия детей. [3, с. 125]

Каждая из перечисленных форм организации физического воспитания имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи. Игнорирование какой-либо из форм существенно обедняет процесс физического воспитания и не способствует комплексному решению физкультурно-оздоровительных задач. Рассмотрим особенности организации мероприятий двигательного режима в подготовительной к школе группе детского сада.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т. д. [4, с. 134]

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям. Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: традиционный комплекс утренней гимнастики, утренняя гимнастика в игровой форме, с использованием полосы препятствий, с включением оздоровительных пробежек, с использованием простейших тренажеров.

В подготовительной группе детского сада гимнастика проводится ежедневно в группе (в холодное время года) или на площадке. Длительность гимнастики 10–12 минут.

Основное назначение физкультминутки состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10–12 мин.), доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Физкультминутка проводятся в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы ДОО по физическому воспитанию. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания игр. [5, с. 89]

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке проводятся с детьми подготовительной группы в течение 25–30 минут.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей. На индивидуальную работу по физическому воспитанию в подготовительной группе отводится ежедневно 12–15 минут.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах с детьми подготовительной группы в течение 7–10 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера; с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Основными признаками занятия являются:

— обязательность для всех детей (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья);

— постоянный состав детей и их возрастная однородность;

— руководящая роль педагога, направленная на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

— главенствующая роль в определении содержания других форм физического воспитания. [5, с. 158].

В физкультурном занятии различают две стороны: содержание и структуру. Содержание занятия составляют: физические упражнения, перечень которых представлен в программе физического воспитания детей; деятельность детей по выполнению доступных им видов физических упражнений; деятельность педагога, направленная на организацию выполнения детьми физических упражнений.

Физкультурное занятие принято делить на три части: подготовительную, основную и заключительную. Решая свои частные задачи, каждая из частей занятия служит эффективному достижению конечного результата занятия в целом. [5, с. 160]

Занятия в детском саду с воспитанниками подготовительной группы по большей части носят характер систематизации и обобщения всего того, чтобы было изучено за период дошкольного образования. Исключением из этой тенденции являются занятия физической культурой, которые в подготовительной группе направлены на продолжение работы по расширению спектра физических умений и навыков детей, а также на воспитание понимания ценности и важности здорового образа жизни.

В подготовительной группе занятия физкультурой традиционно носят интегрированных характер, так как дети владеют достаточным набором навыков выполнения упражнений разного вида, и помогают осуществить задачи разных направлений образования (социально-коммуникативного, познавательного и пр.).Это значит, что педагог может смело включать любую их комбинацию в занятие, которое может проводиться как в помещении (2 раза в неделю), так и на улице (1 раз в неделю при хорошей погоде), а это, в свою очередь, способствует реализации целей интеграции учебно-воспитательных областей. Продолжительность занятий — 30–35 мин. [4, с. 135]

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Самостоятельная деятельность в подготовительной группе осуществляется ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, ее продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми подготовительной группы следует проводить 2–3 праздника на воздухе и в зале, досуги проводятся 1 раз в месяц, дни здоровья проводятся один раз в квартал. [6, с. 11]

В двигательном режиме старших дошкольников следует предусмотреть совместную физкультурно-оздоровительную работу детского сада и семьи. Родителей необходимо познакомить с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировать о состоянии здоровья и физическом развитии, а так же об уровне двигательной подготовленности их ребенка, привлекать родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Оценка эффективности организации двигательного режима и всех форм оздоровительно-воспитательной деятельности в подготовительной группе, оценивается с помощью следующих критериев:

  1. Все физкультурные мероприятия (двигательный режим) должны составлять 50–60 % периода бодрствования.
  2. Разученные движения для закрепления и совершенствования переносятся в повседневные формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры и гимнастика пробуждения с закаливающими процедурами, физкультминутки, динамический час, занятия по интересам.
  3. Физические досуги и праздники повышают интерес к физическим упражнениям. При этом используется соревновательный метод, который является средством повышения двигательной активности.
  4. Самостоятельная двигательная деятельность является критерием, определяющим степени овладения двигательными умениями. Если дети легко, свободно и творчески используют движения, значит, они в полной мере освоили их в организованных формах работы.
  5. С детьми, отстающими в двигательном развитии, систематически проводится коррекционная, дифференцированная и индивидуальная работа. [7, с. 57]

Таким образом, формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Воспитатель подготовительной группы должен уделять достаточно времени организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, используя возможности физкультурных занятий, физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий, самостоятельных занятий дошкольников. Педагог несет ответственность за качество образовательного процесса.

Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Рационально организованный двигательный режим создает основу не только для удовлетворения естественной потребности детей в движении, но и способствуют своевременному овладению двигательными навыками и умениями, готовит ребят к более сложным заданиям на последующих этапах в начальной школе.

Литература:

  1. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе /В. И. Ревякина// Вестник ТГПУ, 2014. — Выпуск 1 (142). — С. 127.
  2. Жербанова Л. И. Рациональная организация двигательного режима в ДОУ — основа здоровья дошкольников /Л. И. Жербанова //Образование в Кировской области, 2016. — № 2. — С. 20.
  3. Физическое воспитание и развитие дошкольников /С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.; под ред. С. О. Филипповой. — М.: Академия, 2007. — 124–125 с.
  4. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания /Э. Я. Степаненкова. — М.: Воспитание дошкольника, 2005. — 134–135 с.
  5. Шебеко В. П. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В. Н. Шебеко. — Минск: Выш. шк., 2010. — 89,158–160 с.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 11 с.
  7. Аслаханов С. М. Здоровье. Примерная программа физического развития дошкольников /Авт. сост. С. М. Аслаханов. — М.: Парнас, 2016. — 57 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовительная группа, физическое воспитание, двигательная активность, двигательный режим, детский сад, ребенок, утренняя гимнастика, физическое развитие, занятие, индивидуальная работа.


Похожие статьи

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Похожие статьи

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Задать вопрос