Статья посвящена обсуждению значимости культуры для социально-экономического развития государства и особенности государственного управления в данной сфере. В частности, рассматривается российское законодательство и стратегия государственной культурной политики в России до 2030 года.
Ключевые слова: культура, государственное управление в сфере культуры, национальный проект «Культура».
Культура играет важную роль в социально-экономическом развитии государства. Государство стремится защищать и развивать культуру, так как она формирует идентичность и является нравственным ориентиром человека, определяет его место в обществе.
Государственное управление в сфере культуры имеет свои особенности, которые могут отличаться в разных странах в зависимости от их политической, экономической и культурной специфики. В России же государственное управление в сфере культуры имеет ряд особенностей. Данные особенности в том числе связаны с существующей формой административно-территориального устройства. Национальное законодательство, в соответствии с Конституцией РФ, подразделяется на федеральное законодательство РФ, законодательство субъектов РФ, а также правовые аспекты местного самоуправления. При этом на территории России действуют общая стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [1].
Для определения границ и элементов культуры в Российской федерации на законодательном уровне закреплены основные понятия в сфере культуры Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 и документом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612–1) [2, 3].
В соответствии с российским законодательством, к сферам регулируемой культурной деятельности относятся все формы народной культуры, включая фольклор, народное творчество, обычаи, памятники истории и культуры, музейное, библиотечное и архивное дело, музыку, книгоиздательство и другие виды деятельности, связанные с охраной культурного наследия [4]. Также Указом Президента РФ была проведена актуализация приоритетов в государственной культурной политики. Президент РФ указывает на необходимость упоминания темы семьи и традиционных ценностей в культурной политики. Таким образом, перечень культурных ценностей был расширен и к приоритетам культурной политики были отнесены:
— создание условий для воспитания и развития детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и защита интересов детей;
— защита традиционных семейных ценностей и института брака как союза мужчины и женщины;
— приоритетная государственная поддержка культурной деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и защиту исторической правды [2].
Законодательство в сфере культуры в России традиционно условно делят на международные соглашения (акты) и на национальное законодательство. Одним из базовых нормативных правовых актов национального законодательства в сфере культуры является документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который содержит необходимую информацию для проведения государственной культурной политики. Также важным нормативным правовым актом является подзаконный акт Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808, который содержит определения понятий сферы культуры и освещает цели и задачи, принципы культурной политики государства, а также обосновывает необходимость проведения и определения культурной политики в целом.
При этом данный Указ расширил перечень понятий, которые могут употребляться в сфере культуры. С течением времени и естественным развитием появились новые тенденции культурного развития и новые технологии в данной сфере. Таким образом, понятийный аппарат был модернизирован и были введены некоторые термины, в том числе понятия «информационная среда», «информационная грамотность» и «творческие индустрии», а также дано определение понятию и «культуры» в целом.
Международные соглашения, в свою очередь, уделяют внимание по большей части свободам и правам человека в сфере культуры [1].
В 2022 году наиболее высокий уровень выполнения плановых показателей государственных заданий установлен по услугам (работам), оказываемым (выполняемым) в нескольких сферах, в том числе в сфере «Культура, кинематография». При этом стоит отметить, что закладываемая доля расходов по направлению «Культура, кинематография» в общих расходах федерального бюджета по разделам функциональной классификации в 2022 году составляла менее 1 %. Подобная ситуация сохранилась и в федеральном бюджете на 2024 год (и плановые 2024 и 2025 гг.) (см. рис. 1) [5].
Рис. 1. Доля расходов по разделу функциональной классификации «Культура, кинематография» относительно расходов федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, млрд рублей [5]
Также в сфере культуры действует национальный проект «Культура», который делится на три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Стоит отметит, что последний проект был особо интересен в период пандемии.
Культурная сфера жизни людей в тот период сильнее всего пострадала из-за невозможности предоставления доступа к культурному продукту в связи с коронавирусными ограничениями: многие творческие мероприятия были отменены, а также закрывались музеи, театры, кинотеатры и т. д.
Непростые условия вынуждали развивать онлайн-технологии в области культуры и менять форматы посещения музеев, покупки арт-объектов на выставке, просмотра кино и т. п. В период пандемии появлялись виртуальные комнаты для просмотра и покупки арт-объектов, виртуальное посещения музеев, онлайн-лектории, онлайн-встречи с деятелями искусства, ускорение перехода кино в онлайн среду и т. п. Данные меры пользовались популярностью. Например, 27 марта 2020 года Большой театр начал трансляцию серий ранее записанных спектаклей «Золотого фонда» на официальном YouTube-канале без географических ограничений, которые после окончания трансляции были доступны еще в течение 24 часов. Статистика первых шести показов показала около 3 млн. зрителей и 134 страны, а к 13 апреля 2020 года показы собрали 6,5 млн. пользователей [6].
Таким образом, государственная культурная политика РФ является важным инструментом формирования и развития культурного пространства страны.
Литература:
- Пронин, А. А. Правовое регулирование в сфере культуры: учебник для вузов / А. А. Пронин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18200–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534521 (дата обращения: 05.03.2024).
- Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]: от 24.12.2014 N 808 (ред. от 25.01.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]: (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612–1) (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Четверова, К. С. Особенности и проблемы государственного управления в сфере культуры / К. С. Четверова // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы национальной научно-практической конференции, Воронеж, 21–30 марта 2023 года. Том Часть III. — Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2023. — С. 362–366.
- Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_2024–2026.pdf (дата обращения: 02.03.2024).
- Культура в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-culture.pdf (дата обращения: 02.03.2024).