В статье обобщены сведения о теневых аспектах деятельности блогеров. Охарактеризованы негативные последствия теневой деятельности блогеров. Определены приоритеты в развитии данной сферы в России.
Ключевые слова: блогеры, теневая экономика, теневая деятельность, налоги.
В современном информационном мире общество постоянно преобразуется. Люди своей ежедневной практикой, особенно в информационном пространстве, создают совершенно новые тенденции развития общества. Основной причиной таких изменений является появление социальных сетей. Данное явление на современном этапе развития общества сопровождает человека практически на протяжении всей его жизни. Одной особенностью такого явления стало её огромное влияние на экономическую сферу. Так оно затронуло рынок труда и стало предпосылкой к появлению нового вида деятельности — «блогерство».
Супхапхан-Ковалева В. К. определяет «блогерство» как «вид деятельности, при котором человек, владеющий собственным блогом, создает свой уникальный контент» [7, с. 178]. Е. В. Панкратова, Е. В. Тенчова понимают под блогерством «процесс содержательного наполнения собственного сайта (иначе — блога), вид деятельности, при котором человек, владеющий собственным блогом, создает свой уникальный контент» [3, с. 126].
Сегодня популярными интернет-площадками для данного вида деятельности являются Instagram, Вконтакте, Youtube, Facebook* и Telegram.
Блогерство, как и многие другие виды экономической деятельности, приносит человеку доход. Он, в свою очередь, зависит от количества людей (аудитории) и непосредственной вовлеченности этой же аудитории в блог. Общими источниками дохода от блогерства для разных интернет-площадок являются: во-первых, интегрированная реклама. Именно она является основной частью дохода блогеров. Зачастую, она представляет собой коллаборацию с брендами или другими блогерами. Первые получают деньги, а вторые в свою очередь увеличение собственной аудитории. Во-вторых, курсы и вебинары. Такой источник дохода возможен, если блогер является профессионалом в каком-то вопросе или же он смог убедить собственную аудиторию, что является таковым. Данный источник дохода имеет значительный разброс в ценах, которые могут начинаться от 1 тысячи рублей до 100 тысяч в месяц. Например, средняя цена курса ораторского мастерства составляет 9 тысяч рублей, а фитнес-курса 5 тысяч.
На сегодняшний день остаётся открытым вопрос о теневой занятости блогеров. «Теневая занятость может быть рассмотрена как любая экономическая активность, вовлекающая доход или обмен товарами и услугами, о которых не сообщается правительству» [1, с. 102]. Блогерство стало объектом постоянных дискуссий в области размеров доходов, уплаты налогов блогерами и их экономической деятельности.
Как отмечается в исследованиях, ежемесячный доход российских блогеров за второй квартал 2023 год вырос на 27 % (с 12,4 тыс. руб.) по сравнению с первым кварталом 2022 года и более чем на 30 % по сравнению с 2021 годом (12,1 тыс. руб.) [2].
До сих пор правовой статус блогеров остаётся открытым вопросом, что ставит вопрос о легализации данной профессии. К примеру, 1 августа 2017 года Роскомнадзор прекратил вести реестр блогеров [6]. Государство заинтересовано в том, чтобы формализовать блогерство [4]. Внимание налоговой службы, в большей частности, привлекают закономерно блогеры с заметными объемами доходов.
Дробление бизнеса — распространенная проблема теневой деятельности блогеров. «Это деление компании и искусственное распределение выручки между взаимозависимыми лицами для получения необоснованной налоговой выгоды» [5]. Целью данного способа является экономия на уплате налогов при спецрежиме и получения налоговых льгот. Блогер являющийся владельцем бизнеса может совершить его дробление, признаками чего станет: перевод сотрудников без изменения их задач и рабочих мест в новые компании, общие поставщики и покупатели, помещения, сайты, контактные телефоны и это только некоторые из признаков.
Долгое время сфера блогеров оставалась вне внимания налоговых органов, и это привело к тому, что доходы, получаемые блогерами, не находились под отчётом фискальных органов.
В России сейчас не существует отдельного законодательства для регулирования доходов блогеров и уплаты по ним налогов, однако обязанность их уплаты для всех граждан закреплена в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и подтверждается письмом Минфина России от 20.08.2018 № 03–04–05/58764. За уклонение от уплаты налогов, в том числе путем дробления бизнеса предусмотрена юридическая ответственность, в том числе уголовная.
Как правило, аккаунты блогеров не имеют юридического закрепления за определёнными людьми, следовательно и легализации рекламной деятельности так же не существует, как и налога на прибыль от неё.
Другой проблемой, связанной с теневой деятельностью блогеров можно назвать распространение информации о социально деструктивных видах деятельности, например, оказание букмекерских услуг с предоставлением 100 % выигрышной ставки.
На сегодняшний момент для решения проблем теневой занятости блогеров можно предложить следующие пути их устранения. Во-первых, проведение образовательных программ и консультаций для блогеров о процессе регистрации и уплаты налогов может помочь им осознать важность соблюдения законодательства. Во-вторых, поддержка и стимулирование. Государство может предоставлять блогерам различные стимулы и поддержку с целью вывода их из тени. В-третьих, важно проводить контроль за теневой деятельностью блогеров и принимать комплексные меры по профилактике и противодействию данной деятельности.
Таким образом, блогерство можно назвать относительно сложным объектом регулирования. Полагаем целесообразным разработку институтов, специально регламентирующих блогерскую деятельность, которая является по сути одной из разновидностей производства, распространения и предоставления информации. При этом избыточное регулирование и контроль в данной сфере может оказать негативное влияние на конкурентную среду и качество продуцируемой блогерами информации, что повышает риски изменения моделей потребления такой информации российскими пользователями сети Интернет, в том числе путем переориентации на использование информационных продуктов зарубежных блогеров.
Литература:
- Белов, Е. А. Феномен теневой занятости населения в контексте некоторых научных подходов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2010. — № 1. — С. 101–108.
- Доходы русскоязычных блогеров выросли, несмотря на политику и новый закон. Почему рекламодатели вновь тратят на продвижение через лидеров мнений [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/04/2023/643e54649a7947142b896cc9 (дата обращения: 19.02.2024).
- Панкратова Е. В., Тенчова Е. В. Социологический анализ блогерства как нового канала социальной мобильности // Социальные науки. — Нижний Новгород: Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2023. — С. 125–131.
4. Путин допустил, что блогеров обяжут платить налоги [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20180607/1522256657.html?in=t (дата обращения: 19.02.2024)
- Риски дробления бизнеса на несколько компаний [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/399i22 (дата обращения: 19.02.2024)
- Роскомнадзор прекращает вести реестр блогеров [Электронный ресурс] URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news48342.htm (дата обращения: 19.02.2024)
- Супхапхан-Ковалева В. К. Особенности теневой занятости блогеров // Экономика и социум. — 2019. — № 8. — С. 177–182.
Instagram и Facebook, продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.