Автор: Бобер Екатерина Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Бобер Е. А. Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 527-529.

Эффективность профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа в условиях образовательного процесса целиком и полностью зависит от умения преподавателя моделировать педагогический процесс и создавать благоприятные условия для успешного освоения системы научных знаний, овладения практическими умениями и навыками, становления профессиональных ценностных ориентаций так необходимых в будущей профессиональной деятельности. Мы считаем, что образовательный процесс можно изменить, переконструировать, построив модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе.

Обращение к научным исследованиям показало, что под моделью (от лат.modulus) обычно понимается некий эталон, стандарт, образец, с которым сравнивают реальные объекты [4].

В нашей работе построение модели выступает значимым этапом направлено на достижения общей цели исследования — становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. Эффективность становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе связывается нами с успешностью реализации предлагаемой модели в образовательном процессе медицинского колледжа.

Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа — это прогностическое видение будущих результатов. Моделирование — это «один из теоретических методов, который подразумевает построение и изучение моделей каких-либо явлений, процессов, систем», «является эффективным путем исследования сложных систем» [1, с. 21–26].

Анализ литературы по интересующей нас проблеме и исследования в области теории и методики обучения и воспитания, позволили разработать модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, включающую целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты [2,3]. Все элементы модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе связаны между собой и образуют единство и целостность.

Основополагающим компонентом нашей модели является целевой компонент, который предусматривает, что в образовательном процессе у студентов медицинского колледжа будет происходить становление профессиональных ценностных ориентаций.

Следует отметить, что профессиональные ценностные ориентации в структуре личности будущего медицинского работника среднего звена играют важную роль, и в тоже время определяют успешность будущей трудовой деятельности и формируют определенный тип среднего медицинского работника.

Следующий компонент, представленный в нашей модели — это содержательный компонент, который отражает систему принципов и функций, обеспечивающих становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. К числу таких принципов, определяющих характер образовательного процесса в соответствии с поставленной нами целью, мы относим следующие: принцип системности, принцип профессиональной направленности образовательного процесса, принцип целостности образовательного процесса, принцип гуманизации.

Важной составляющей содержательного компонента модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе являются профессиональные ценностные ориентации: уважение к человеку, его жизни, милосердие и сострадание, гуманность, общечеловечность, толерантность, доброжелательность, гибкость, исполнительность, добросовестность. Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа ориентируют их на профессиональное выполнение своей будущей профессиональной деятельности, соблюдение определенных профессиональных обязанностей, а также проясняют сам смысл профессии медицинского работника, определяют ее характер и желаемый результат.

Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа, так необходимые для выполнения профессиональных обязанностей, не приобретаются ими с рождения. Они могут быть сформированы в процессе организованного обучения в условиях профессионально ориентированной среды. Поэтому в модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе мы включили процессуальный компонент. Процессуальный компонент модели включает педагогические условия становления профессиональных ценностных ориентаций, способствующие повышению уровня их профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности. Педагогические условия становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе являются системообразующим компонентом составленной модели:

  • гуманизация образовательного процесса, который предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарных дисциплин;

  • включение в содержание обучения ценностно-ориентированных текстов и дидактических материалов, ситуационных задач, связанных с профессиональной деятельностью студентов медицинского колледжа, ориентированных на становление профессиональных ценностных ориентаций;

  • вовлечение студентов медицинского колледжа во внеурочную воспитательную деятельность, которая создает необходимость акцентирования внимания на профессиональных ценностных ориентациях и осознании будущей профессиональной деятельности студентов.

Результативно-оценочный компонент, предложенной нами модели характеризует результат процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. Результативно-оценочный компонент предполагает отслеживание эффективности становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, выяснение причин неудач, что позволяет более осмысленно проектировать дальнейшую деятельность, правильно отбирать содержание обучения.

Графически модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе может быть представлена следующим образом (рисунок 1.).

В заключение следует отметить, что логика становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе проявляется в поэтапной организации деятельности педагога, стремящегося реализовать избранную цель описываемой модели. Каждый этап предполагает завершенность решения характерных именно для него задач. Апробация модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, а также ее эффективность определяется педагогическими условиями.


Литература:

  1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность/А. Н. Дахин// Педагогика, 2003. — № 4, С. 21–26.

  2. Педагогика профессионального образования/ Под. ред. В. А. Сластенина. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008–368 с.

  3. Пшеничная Л. Ф. Педагогика в сестринском деле/Л. Ф. Пшеничная// Ростов н/Д.: Феникс — 2002. — 356 с.

  4. Словарь — справочник по педагогике/ Под. ред. В. А. Межерикова. — М., 2004. — 448 с.


Основные термины (генерируются автоматически): профессиональных ценностных ориентаций, студентов медицинского колледжа, ценностных ориентаций студентов, ориентаций студентов медицинского, становления профессиональных ценностных, образовательном процессе, модель становления профессиональных, становление профессиональных ценностных, модели становления профессиональных, становлении профессиональных ценностных, подготовки студентов медицинского, процесса становления профессиональных, будущей профессиональной деятельности, ориентации студентов медицинского, ценностных ориентаций старших, образовательном процессе медицинского, медицинского работника, условия становления профессиональных, становлению профессиональных ценностных, профессиональных ценностных ориентациях.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос