Автор: Хожиева Зулфия Уктамовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Хожиева З. У. Решение проблемы идеи гуманизации дидактических отношений между учителем и учащимися в творчестве Хусейна Кошифи // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 620-623.

Данная статья посвящена о значении творчества Хусейна Ваиз Кошифи в гуманизации дидактических отношений. В статье также рассказывается, как можно использовать идеи суфизма в современном образовании.

Ключевые слова: гуманизация, дидактические отношения, классическая педагогика Средних веков Востока, суфизм, тарикат, наставник, Шейх, ученик.


Человек от рождения до самой смерти живёт в окружении разных социальных отношений и именно в результате этих социальных отношений у человека формируется субъективные отношении ко всем сторонам действительности. Отношений к себе и к миру составляет характеристику личности, который является важнее, даже чем таких личных качеств, как, например, характер, темперамент, способность и т. д. В. Н. Мясишев, один из ученых, который впервые внес в науке такого понятия, как «концепция отношений». Так, например, увлеченный «теорией отношений» В. Н. Мясищев определял личность как «ансамбль отношений», он утрачивал перспективу изучить своеобразную и неисполнимую этим «ансамблем» «симфонию» развития личности. [2]

Среди социальных отношений самым древним и постоянным является дидактическое отношение. Потому, как сказал Ибн Сина (Авиценна): «человек со всей своей сущностью всегда стремится к совершенстве». [1, 89] А стремление к совершенству и есть комплексный дидактический процесс, который, конечно же, осуществляется через дидактических отношений.

Сегодня во всем мире учёные ведут серьёзные исследования по созданию новой системы дидактических отношений. Вместе с тем, в сфере образования день за днем растет объем новизны. Конечно же, этот процесс заставляет педагогов, занимающих делом обучения и воспитания, постоянно постараться повышать качеству своей деятельности, а так же требует от них большого труда, профессионализма в высшем уровне и устойчивых личных качеств. Самое главное, сегодня от педагогов требуется гуманистического отношения и к себе, и к своей профессии, и к объекту своей профессии, и к средствам воздействия. В таких сложных условиях нам не помешало, обратиться к богатым опытам наших отцов и дедов, классиков педагогики, подбирать из них самых подходящих для учебно-воспитательной работы. Это требует от нас серьезного, критическо-анализного исследования.

Один из таких классиков Средних веков восточной педагогики является учёный, мыслитель Хусейн Ваиз Кошифи.

Во второй половине XV века в Хорасане собрались вокруг Алишера Наваи многие ученые и мудрецы, среди которых был и Камалиддин Хусейн Ваиз Кошифи. Он родился примерно в 1440 году городе Сабзавор Хорасанского вилаята (области). О его родителей и о его детстве пока нет никаких информации.

Камалиддин Хусейн — это его имя и отчество, Ваиз (арабс. оратор) — прозвище, Кошифи (от арабского — изобретатель) — его литературное прозвище.

В гиратских медресах Хусей Ваиз Кошифи работал мудеррисом (учителем) и учил учеников. А в Хорасане он читал лекции об исламской нравственности, тем и прославился как мастером «вазъ» (речи). Среди народа о нем есть многие легенды.

Вот, например, один из них: «Однажды посланники Хорасанского правителя просили Кошифи читать лекцию в сарайе. Он сказал: «Дайте мне десять дней для подготовки, лишь потом я могу идти читать лекцию». Через десять дней люди правителя опять пришли за Кошифи. А он ничего не сказав, вышел из своего худжра (комнаты) и пошел к большому полю, там, в середине поля росло большое дерево и на нем всегда был много разных птиц. Он подошел к дереву и, когда поднял руку, все птицы улетели. Кошифи обернулся к посланникам правителя и сказал: «Я пока не готов, дайте мне ещё месяц». Через месяц опять пришли люди из сарая. Кошифи опять вышел из комнаты и пошел к тому дереву, на котором всегда сидел много птиц. В этот раз, когда он поднимал руку, все птицы замерли и никуда не улетели. Тогда Кошифи сказал: «Вот, теперь я могу пойти читать лекцию», — и пошел в сарай».

Это свидетельствует о том, что Кошифи действительно был прославленным оратором своего времени, и он очень серьёзно относился к подготовке на лекцию. Он даже написал отдельные трактаты о том, как надо подготовиться к лекциям, какими качествами должен владеть ваиз (оратор). Один из таких произведений Хусейна Кошифи называется «Футувватномаи Султоний», что в переводе означает «Царство молодости». В этом произведение рассказывается об идеях и заветах членов «футувват» (от арабского термин «фатий» означает «молодой парень»). «Футувватномаи Султоний» состоится из введения, 12 глав и заключения. Это произведение Кошифи в медресах Гирата и в других городах средневекового Востока применялось как учебник. В своем произведение автор излагает все, к чему учил его жизнь, а так же об истинных человеческих качествах, как справедливость, честолюбие, добродушие, любовь к своему народу, самое главное, о чем мы и хотим подробно остановиться, об отношениях между учителем-наставником и учеником, которые и по сей день являются очень актуальными.

Тут спрашивается: «Так почему же мы обсуждаем вопрос не о тех, кто работает сегодня в образовательных учреждениях, а именно о тех, кого называем Духовным наставником (о совершенном человеке)?» «Что же общего между понятиями «в тарикате есть потребность к Пиру (Духовному Наставнику)» и «гуманизации дидактических отношений»?».

Дело в том, что в эпохе Восточного Ренессанса этот же суфийский тарикат, его идеи и средством внедрение этих идей в реальной жизни появились и прославились во всем мире такие знаменитые ученые философы, как Абу Хамид ал-Газали, Абул Маджид Мадждуд ибн Адам Санайи, Фарид аддин Аттар, Джалаладдин Мохаммад Руми, Нураддин Абдурахман ибн Низамаддин Ахмад ибн Шамсаддин Джами, Низамаддин Мир Алишер Навои-Фани, Шейх Бахаваддин Мохаммад ибн Бурханаддин Мохаммад ал-Бухари Накшбанд, Сухраварди Мактул, Ибн 'Араби, Ибн ал-Фарид.

Мы поставили перед собой такую задачу: Как можно использовать идеи выше указанных великих ученых и мыслителей при гуманизации дидактических отношений между учителем и учеником? И хотим ответить на этот вопрос на примере произведения Хусейна Кашифи «Футувватномаи Султоний» («Царство молодости»).

Вторая глава произведения называется «Наставник и ученик и вещи относящиеся им». Эта глава состоится из четырех параграфа.

Первого параграфа этой главы автор называет «О том, что в тарикате (духовный путь, высокая ступень обучения) есть потребность к Пиру (Духовному Наставнику)». Само название говорит, что каждый человек, для того, чтобы получить определенные знания, образования в конкретной сфере, быть нужным и полезным для общества человеком, стать поистине счастливым, нуждается учителю, наставнику. Конечно, мы не можем поставить знак уравнения между словом ПИР и УЧИТЕЛЬ. Потому что миллион учителей работающие сегодня в разных образовательных учреждениях не могут претендовать на почётное призвание ПИР, по той простой причины, что Пир (Духовный наставник) — это совершенный человек, преодолевший все ступени духовного пути.

Во втором параграфе этой главы автор рассказывает о том, какие условия поставлены перед Духовным наставником. Духовный наставник (Пир) должен соблюдать 20 правил.

Первое. У претендующего на должность Духовного наставника или Шейха должна быть устойчивая вера и честность.1 Потому что ученик, последивший его, не должен заблуждаться.

Второе. Наставник должен обладать достаточным знанием. Он должен глубоко изучать факр и тарикат.2 Наставник должен уметь ответить на всякий сложный вопрос о тарикате, который возникает у ученика.

Третий. Наставник должен быть устойчивым в своих позициях и строго соблюдать правила тариката, ибо воспитание ученика — самый трудный и самый серьёзный процесс.

Четвёртый. Пусть Наставник будет щедрым и великодушным. Потому что ученик не должен испытывать не достаток пищи и одежды.

Пятый. Наставник не должен бояться разных упрёков и сплетни. Поверив разным сплетням, он не должен отвергать ученика.

Шестой. Пусть Наставник будет нравственно чистым, стыдливым и пусть не смотрит чужым женщинам, чтобы ученик не подозревал его и не думал о нем плохо.

Седьмой. Наставник должен быт благородным и не корыстолюбивым.

Восьмой. Наставник должен заботиться об ученике и должен не пожалеть свою любовь к нему.

Девятый. Наставник должен быть сдержанным и не должен разозлиться от каждого действия ученика.

Десятый. Пусть Наставник будет великодушным и смог бы простить ученика, если он совершит ошибку в пути тариката.

Одиннадцатый. Пусть Наставник будет добронравным, чтобы ученик не стал грубым и неотёсанным.

Двенадцатый. Пусть Наставник будет щедрым и поделится с учеником тем, что у него есть.

Тринадцатый. Наставник своим великодушием должен даровать ученика. Ибо путь в тарикате и есть великодушие.

Четырнадцатый. Наставник должен обладать мастерством воспитания, чтобы хорошо воспитывать ученика.

Пятнадцатый. Пусть Наставник считает своим лозунгом довольствие и поминовение. Он должен не впасть в соблазн.

Шестнадцатый. Пусть Наставник внешне будет солидным, спокойным, выдержанным, чтобы этим ученик уважал его.

Семнадцатый. Наставник должен быть мудрым, он не должен поспешно принять решения.

Восемнадцатый. Он должен сохранять свою честь и этим он долго останется в душе ученика.

Девятнадцатый. Наставник должен быть воспитанным, чтобы ученик всегда относился с уважением к своему Наставнику.

Двадцатый. По началу, Наставник сам должен учиться у совершенного учителя. И потом он должен передать своему ученику все, чему научился у своего Наставника.

Если обратить внимание на вышеуказанные качества, которые должен обладать учитель-наставник, наблюдается, что особое внимание придается к нравственно-духовным качествам Наставника. Ибо стиль воспитания в тарикате отличался тем, что первую очередь сломали гордость ученика средством труда, ученик должен был честно и терпеливо трудиться и служить своему Наставнику. Потому что в Исламе труд тоже считался как молитвой.

Что касается современного молодежи, то они очень мало занимаются физическим трудом. Причины такого отношения к труду, во первых, автоматизация быта; во вторых, излишне занятость молодежь с ненужными информациями и т. д.

Чтобы сравнит точка зрения Хусейна Кошифи об учителе-Наставнике, мы приводим пример из книги И. П. Подласый «Педагогика»: «Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и умеет. Именно ответственность за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа». [3, 230]

В этой статье особое внимание придали на деятельность основного субъекта гуманизации дидактических отношений — учителю. Потому что учитель, как специально подготовленный человек, должен профессионально организовать и свой труд, и труд ученика.


Литература:

  1. История педагогики: (Учебное пособие для студ. вузов) / К.Хошимов, Нишонова С., Имомова М., Хасанов Р.. — Т.: Укитувчи, 1996. — 488 с.

  2. Мясищев Владимир Николаевич — Психология отношений. http://ezolib.ru
  3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –Кн. 1: Общие основы. — 576 с.

  4. Хусейн Ваиз Кошифи. Царство молодости или тарикат молодости. — Т.: изд. народного наследия им. Абдулла Кадыри. 1994. — 112 с.


1 Слова «Пир», «Шейх» означает духовного наставника, совершенного человека. Само слово «Шейх» от арабского в переводе означает «пожилой, зрелый человек».

2 В тарикате прежде всего следует излечить болезненные мыслительные процессы, а страсти трансформировать в нравственное начало. И только тогда, когда мысли станут здоровыми, можно правильно понять Истину. Этот Путь гармонии (Духовный Путь) состоит из духовной нищеты (факр), преданности (ирадат) и постоянного самоотреченного вспоминания Бога (зикр). Осуществляясь таким образом, человек начинает воспринимать Истину такой, как она есть.


Основные термины (генерируются автоматически): Наставник должен, дидактических отношений, гуманизации дидактических отношений, Ваиз Кошифи, Наставник должен быт, тарикат.2 Наставник должен, Хусейна Кошифи, Хусейн Ваиз Кошифи, социальных отношений, ученик должен, качествами должен, «Футувватномаи Султоний», великодушием должен, идеи гуманизации дидактических, Хусейна Ваиз Кошифи, творчестве Хусейна Кошифи, системы дидактических отношений, субъекта гуманизации дидактических, произведений Хусейна Кошифи, Средних веков.

Ключевые слова

суфизм, гуманизация, дидактические отношения, классическая педагогика Средних веков Востока, тарикат, наставник, Шейх, ученик.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос