Библиографическое описание:

Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 623-625.

Как много мы знаем о анималотерапии? Да пожалуй, не так много, как хотелось бы. А что уж и говорить о положительных и отрицательных качествах этого процесса. Давайте попробуем разобраться.

Что же такое анималотерапия? Разделим слово на две части: «animal» — в переводе с латыни означает животное; и «терапия» — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение каких-либо симптомов. Значит анималотерапия это научный метод лечения и профилактики использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

Все мы не раз читали, что: «…проблема анималотерапии мало изучена, и исследований в нашей стране недостаточно…поэтому стоит…». Согласитесь — довольно скучно и заурядно? Да, проблема стоит, детей с различными отклонениями предостаточно, но! Мы все знаем, что животные благотворно влияют на человека, исследования ведутся, методика применяется, и вообще процесс не стоит на месте. И особенно актуально на сегодняшний день организовать такую терапию в детских домах для умственно отсталых детей.

Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в силу своих заболеваний, а дети, находящиеся в закрытом учреждении, испытывают специфические проблемы.

  1. Ограничение социальных контактов. Проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т. д.

  2. Недоразвитие навыков продуктивного общения. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную.

  3. Твердый режим дня. Общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к «пошаговому» выполнению чужих указаний.

  4. Феномен «мы». В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам.

  5. Нереализованная потребность в любви. Следствие этого нехватка тактильного ощущения, проблемы нравственного развития. Проявляются они чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

  6. Деформированная компенсация недостающей любви. У детей нарушено самосознание, поэтому полоролевая идентификация затруднена. Многие дети называют персонал, а порой и друг друга, «мама», не зависимо от пола.

  7. Адаптация к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

Эти проблемы очень актуальны в современных детских домах, но анималотерапия может помочь в преодолении и сглаживании психологической ситуации данных проблем. Но для начала посмотрим, какие функции несет в себе анималотерапия.

С. Д. Деребо и В. А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:

  1. Психофизиологическая функция.

Взаимодействие с животными может снимать стресс и агрессию, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.

  1. Психотерапевтическая функция.

Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

  1. Реабилитационная функция.

Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.

  1. Функция удовлетворения потребности в компетентности.

Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.

  1. Функция самореализации.

Как показали исследования психологов А.Маслоу, А. В. Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п. Ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».

  1. Функция общения.

Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними — это функция партнеров общения.

Таким образом, анималотерапия затрагивает многие аспекты воспитания детей в детских домах. Но отсюда напрашивается вопрос: «Посредством чего анималотерапия оказывает влияние на эти функции?»

  • Улучшаются коммуникативные функцииза счет того, что во время занятий, ребенок общаются и действуют совместно с педагогом и животным.

  • Повышается уровень самостоятельности, так как ребенок учится ухаживать за животным, играть с ним, воспитывать и управлять. Тем самым он, обучая животное, обучается сам контролировать этот процесс.

  • Улучшения физического, психологического и эмоционального состояния. При работе и играх с животным ребенок испытывает радость, он успокаивается, т. к. рядом есть «друг» которому он может доверять.А подвижные игры тренируют физически. Дети на время занятия отвлекаются на животное и забывают про неприятности, проблемы и разочарования.

  • За счет совместной деятельности, занятия способствуют интеграции детей в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

  • Посредством занятий происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что данная категория людей может под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет опорой в будущей самостоятельной жизни и послужит средством их интеграции в жизнь общества.

  • Тренировка навыка общения, снятие негативного фона ребенка. Дети инстинктивно тянутся к животным. Они легко общаются с ними и создают тесные дружеские отношения. Исследования британских ученых доказали, что 90 % детей 7- 8 лет ставят своих животных на одно из первых 10 мест в иерархии значимых отношений, а многие — и на первые 5 мест.

  • Тактильное общение. Большинство животных приятны на ощупь. Дети любят обнимать и гладить их, и это тоже имеет терапевтическую ценность. Это снижает уровень стресса, дает детям возможность выразить свои чувства. Взамен животные ничего не спрашивают и не критикуют.

  • Животные способствуют развитию. Присутствие животных приносит пользу детям. Обладать животным — значит брать на себя ответственность, которая, если человек относится к животному серьезно, позволяет испытывать чувство гордости и значимости. Но помните о возможностях ребенка. Вы не можете ожидать от трехлетнего человечка, что он будет менять кошачий туалет, но вполне можете попросить его налить киске воды.

  • Высокий уровень развития социальных навыков и эмпатии (способности к сопереживанию). Животные выполняют роль доверенных лиц, близких друзей, обеспечивают эмоциональную поддержку и являются ценными компаньонами. Животные — это связь с другим миром. Дети наблюдают за их реакциями, привычками, способами выражения удовольствия, любопытства и злости. Когда у кошки появляются котята, ребенок становится свидетелем основных событий в жизни любого существа; это прекрасная возможность поговорить с ним о жизни, рождении новой жизни и половом развитии.

  • Животные способствуют взаимоотношению в группе, классе, коллективе. Они объединяют детей увлекательными прогулками, обсуждением ухода за питомцем или просто забавными выходками.

Как можно увидеть из описанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миром действительно может выполнять такие важные функции, как например самореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от ребёнка не требуется никаких дополнительных знаний о животном — его задача, просто наблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки и попугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь, дельфины).

Но также и стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. А чтобы добиться высоких результатов нужно подходить к вопросу комплексно, задействую как можно больше специалистов. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания.


Литература:

  1. Деребо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996.

  2. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. — Академия Развития, Академия и К°, 2000.

  3. Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия. — Питер, 2000.

  4. Б. Д. Карвасарский. Психотерапия. — Питер, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, детских домах, православной культуре детей, Образовательный проект «Якутия, проект «Якутия православная», важнейших потребностей человека, Похожая статья, детей увлекательными прогулками, аспекты воспитания детей, Педагогическая поддержка детей, отсталых детей, дистанционного обучения детей, Общение детей, многочисленности детей, Особенности приобщения, интеграции детей, навыков продуктивного общения, животным ребенок, животным миром, функция партнеров общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос