Практическое применение идей А. С. Макаренко в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 2623 раза

Библиографическое описание:

Базалей, Е. А. Практическое применение идей А. С. Макаренко в современной России / Е. А. Базалей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6493/ (дата обращения: 19.04.2024).



В работе рассматривается применение различных видов изобразительной деятельности в коррекционной работе по повышению уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В статье приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук до и после реализации программы и оценена ее эффективность.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, дети с нарушениями зрения, старший дошкольный возраст, изобразительная деятельность.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Проведение коррекционной работы по повышению уровня развития мелкой моторики позволяет решить сразу две задачи: косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовить к овладению навыком письма.

Каждое коррекционное занятие по развитию мелкой моторики детей с нарушениями зрения состоит как минимум из двух частей. Во-первых, упражнения для рук (самомассаж, пальчиковая гимнастика). Они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость. Во-вторых, выполнение различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику.

Следует выделить несколько методов развития мелкой моторики детей с нарушениями зрения дошкольного возраста: изобразительная деятельность, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, массаж и самомассаж.

Проблема развития мелкой моторики наиболее успешно решается на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно она способствует развитию сенсомоторики, то есть согласованности в работе органа зрения и рук, а также совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Изобразительная деятельность — одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника, так как в ее процессе он учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходства и различия, изучать большое количество иллюстративного материала [1].

Развитию мелкой моторики рук, по мнению Г. Г. Григорьевой, Т. Г. Казаковой, В. С. Мухиной, способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из бумаги.

Лепка — один из распространенных видов занятий у детей дошкольного возраста. Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать [3].

Рисование как вид изобразительной деятельности в занятиях по развитию мелкой моторики улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений [4].

Л. Б. Осипова отмечает, что аппликация с применением специальных упражнений очень полезна для развития мелкой моторики рук. Автор подчеркивает, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие силы тонуса, быстроты, ловкости и точности движений пальцев руки, зрительно-моторную координацию [2].

В сочетании с аппликацией часто используется вырезание из бумаги. Основными приемами вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп являются: вырезание геометрических фигур и предметов; симметричное вырезание предметов и элементов узора; вырезание сложного контура предметов асимметричного строения.

Еще одним видом изобразительной деятельности, оказывающем влияние на развитие мелкой моторики является оригами. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание [6]

В целях повышения уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения была разработана программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения средствами изобразительной деятельности «Времена года на кончиках пальцев».

Для выявления уровня сформированности мелкой моторики участников эксперимента были использованы методики Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук, Л. А. Венгера.

По результатам первичной диагностики уровня развития мелкой моторики участников эксперимента по методике Т. И. Гризик у 43 % мелкая моторика развита плохо, у 57 % — недостаточно. По результатам диагностики по методике «Дорожки» низкий уровень развития мелкой моторики у 14 % детей, уровень ниже среднего у 29 %, средний уровень у 57 % участников эксперимента.

Целью реализации разработанной программы развития мелкой моторики рук стало повышение уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Продолжительность программы составила 2 месяца с периодичностью занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 20–30 минут.

Программа состоит из четырех тематических разделов, посвященных временам года. Каждый раздел содержит 4 занятия, на которых во время беседы и творческой деятельности создаются символы времен года с применением различных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги, аппликация, использование нетрадиционных техник рисования и применение подручных материалов в творчестве).

Эффективность реализации программы можно оценить по результатам повторной диагностики, представленным на Рисунке 1 и Рисунке 2.

Уровень развития мелкой моторики по методике Гризик Т. И. до и после реализации программы

Рис. 1. Уровень развития мелкой моторики по методике Гризик Т. И. до и после реализации программы

По результатам повторной диагностики по методике Т. И. Гризик, у 57 % испытуемых мелкая моторика развита недостаточно, у 43 % мелкая моторика развита хорошо. Из данных диаграммы следует, что нам удалось повысить уровень развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с низкого и среднего уровней до среднего и хорошего.

Уровень развития мелкой моторики по методике «Дорожки» Л. А. Венгера после реализации программы

Рис. 2. Уровень развития мелкой моторики по методике «Дорожки» Л. А. Венгера после реализации программы

Из полученных данных следует, что после реализации программы результаты выполнения заданий методики «Дорожки» возросли у каждого ребенка. 71 % участников эксперимента имеют средний уровень развития мелкой моторики, 29 % — уровень ниже среднего.

Таким образом, исходя из результатов первичной и итоговой диагностики, можно считать разработанную нами программу эффективной в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. У каждого участника эксперимента заметно повышение уровня развития рук. Для закрепления и совершенствования результатов необходима дальнейшая систематическая коррекционная работа с использованием различных видов изобразительной деятельности в сочетании с пальчиковой гимнастикой и массажем.

Литература:

1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 155 с.

2. Осипова Л. Б. Развитие осязания и мелкой моторики [Текст]: коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л. Б. Осипова. — Челябинск: Цицеро, 2011–60 с.

3. Ткаченко Т. В. Проблема развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения [Текст] / Т. В. Ткаченко // Международная научно-практическая (заочная) конференция «Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества» — Волгоград. 01–31 октября 2016 г.

4. Шатрова С. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / С. А. Шатрова, Н. А. Щепалова // Концепт. 2017. № V9.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, воспитательная система, соборное пространство, ценность, воспитание духовности, индивидуальная культура учащихся, классный руководитель, нравственная ценность школьников, педагогический коллектив, социально-педагогическое наследие.


Похожие статьи

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника. Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника. Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в...

Педагогические условия создания образовательной среды...

18. Педагогическое стимулирование и развитие у учащихся ценностей и ценностных ориентации, которые обусловлены понятиями «свобода», «творчество», «интеллигентность», «культура», «вера — надежда — любовь», «духовно-нравственная личность» и др.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Это ежедневный труд, к которому с большой ответственностью относится педагогический коллектив школы.

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве.

В светской воспитательной системе «духовный» понимается как однозначно достойный, нравственный в положительном смысле [2:34].

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное...

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника.

В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой...

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание школьников. Автор: Булкина Лариса Сергеевна.

В интеллектуальной сфере классный руководитель формирует объем, глубину знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения.

Формирование нравственных качеств учащихся...

Рекомендуется также использовать половое воспитание, для того чтобы развить у учащихся этическое отношение к противоположному полу, к семейным ценностям. Ю. К. Бабанский указывает на то, что «преемственность в нравственном воспитании школьников разных...

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников. Воспитательно-образовательный процесс по формированию...

Похожие статьи

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника. Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника. Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в...

Педагогические условия создания образовательной среды...

18. Педагогическое стимулирование и развитие у учащихся ценностей и ценностных ориентации, которые обусловлены понятиями «свобода», «творчество», «интеллигентность», «культура», «вера — надежда — любовь», «духовно-нравственная личность» и др.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Это ежедневный труд, к которому с большой ответственностью относится педагогический коллектив школы.

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве.

В светской воспитательной системе «духовный» понимается как однозначно достойный, нравственный в положительном смысле [2:34].

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное...

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника.

В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой...

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание школьников. Автор: Булкина Лариса Сергеевна.

В интеллектуальной сфере классный руководитель формирует объем, глубину знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения.

Формирование нравственных качеств учащихся...

Рекомендуется также использовать половое воспитание, для того чтобы развить у учащихся этическое отношение к противоположному полу, к семейным ценностям. Ю. К. Бабанский указывает на то, что «преемственность в нравственном воспитании школьников разных...

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников. Воспитательно-образовательный процесс по формированию...

Задать вопрос