Автор: Манукян Роберт Гаврушевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Манукян Р. Г. Анализ эффективности обучения техническим приёмам в борьбе дзюдо в зависимости от уровня координационных способностей // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 680-682.

В статье рассматривается проблемы развития координационных способностей (КС) у юных дзюдоистов 13–14 лет и взаимосвязь освоения технических приёмов. В результате проведённых исследований установлено, что юные дзюдоисты с высоким уровнем КС значительно быстрее усваивают технические приёмы «о-сото-гари» (отхват), «хараи-гоши» (подхват бедром — под две ноги), «о-учи-гари» (зацеп изнутри). Предложены варианты нормирования учебно-тренировочных нагрузок направленные на повышение уровня координационных способностей юных дзюдоистов 13–14-летнего возраста.

Ключевые слова: обучение, координационные способности, юные дзюдоисты, техника приемов, микроцикл, программа тренировок.


В течение последних 15 лет дзюдоисты Республики Узбекистан достигли значительных успехов на мировой арене. Усиление мировой конкуренции в этом виде спорта требует дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса, особенно на уровне подготовки спортивного резерва.

Для борьбы дзюдо характерна разнообразная двигательная деятельность, как в процессе тренировки, так и в соревновательной деятельности (СД). Дзюдоистам в процессе борцовского поединка приходится выполнять большое количество усилий, технико-тактических действий со сменой направления в кратчайшие отрезки времени.

В этом аспекте очень важной является проблема эффективного и надёжного формирования технико-тактических действий (ТТД) на этапе углубленной специализации в многолетней системе подготовки борцов.

Процесс формирования технико-тактических действий (ТТД) юных дзюдоистов зависит от многих факторов и постоянно требует дальнейшего совершенствования. Большая роль при этом принадлежит уровню координационной подготовленности юных борцов.

Шулика Ю. А., Коблев Я. К. [5] к числу особо актуальных проблем относят обеспечение скорости и надёжности освоения техники. В этой связи они рекомендуют более детально определять задатки координационных способностей (КС) и прогнозировать дальнейшую степень развития их у юных дзюдоистов.

В работах: Вандышев В. И. [1], Ерегина С. В. [2], Лях В. И. [3], Платонов В. Н. [4] показано, что целенаправленное развитие КС у юных борцов повышает качество и эффективность освоения техники борьбы на ранних этапах обучения. Поэтому возникает необходимость в более тщательном определении уровня развития КС у юных дзюдоистов, а также изучение степени влияния направленного развития КС на формирование их ТТД.

Индивидуальные двигательно-координационные способности юных дзюдоистов определяются уровнями их развития: высоким, средним и низким. Уровни развития КС являются генетически обусловленным фактором, но в ходе правильной организации тренировочного процесса эти способности поддаются развитию

Методической литературы посвящённой изучению КС в видах борьбы, в настоящее время, крайне недостаточно.

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования ТТД у юных дзюдоистов 13–14-летнего возраста на основе учёта их индивидуальных КС. Частной задачей являлось изучение быстроты освоения технических приемов в зависимости от уровня их координационных способностей.

Для оценки КС применялись тесты, которые оценивали способности: к ориентированию, дифференцированию, равновесию, статокинетической устойчивости, реакции, ритму, согласованию (связи).

В исследовании уровня развития КС приняли участие 30 юных дзюдоистов 13–14 лет — учащихся учебно-тренировочных групп РЮШВСМ, ДЮСШ — 21 г. Ташкента, которые были распределены на три группы по 10 человек с высоким, средним и низким уровнем КС.

Полученные в ходе исследований данные подвергались математической обработке, где вычислялись статистические показатели групп: среднеарифметические значения, стандартные отклонения, коэффициенты вариаций. При математической обработке использовалась компьютерная программа «Microsoft Office Excel».

Структура тренировочного процесса направленного на развитие специфических КС юных дзюдоистов состояла из 3месячных этапов:

  • в ходе I этапа применялись в основном неспецифические упражнения низкой и средней координационной сложности в аэробном (ЧСС=140÷150 уд/мин) и в смешанном аэробно-анаэробном (ЧСС=156÷170 уд/мин) режимах нагрузки;

  • на втором этапе использовались неспецифические и специфические упражнения высокой координационной сложности (до 55÷70 % от общего объёма) в анаэробно-гликолитическом (ЧСС=180÷190 уд/мин) и в анаэробно-алактатном (ЧСС=191÷200 уд/мин) режимах нагрузки;

  • на третьем этапе проходило закрепление достигнутых успехов в развитии КС юных дзюдоистов в различных условиях: в стандартных положениях, в ходе выполнения специальных учебных поединков («рандори») в контрольных и соревновательных схватках. На этом этапе в большей мере (до 70 % от общего объёма) применялись специализированные упражнения высокой координационной сложности.

В недельном микроцикле применялись упражнения в следующем порядке:

1 день — на развитие равновесия, статокинестической устойчивости;

2 день — способности к ориентированию;

3 день — способности к реакции и ритму;

4 день — способности к дифференцированию;

5 день — способности к согласованию и взаимосвязи;

6 день — все виды координационных способностей.

Основные упражнения по развитию КС проводились по методу круговой тренировки и содержали не менее 10 станций.

Упражнения, развивающие КС, в тренировочном занятии применялись в подготовительной (разминке), в основной и в заключительной части занятий. В рамках одного занятия объём таких упражнений занимал 35÷40 минут. В недельном МЦ таких занятий было не менее 8 с общим объёмом времени 280÷320 минут.

Результаты исследований взаимосвязанности между показателями ТП и КС представлены на рисунках 1, 2,3.

Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что у юных дзюдоистов, имеющих высокие уровни КС (I-группа), более высокий уровень взаимосвязанности между показателями КС и ТП.

Рис. 1. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «о-сото-гари» (отхват)


Рис. 2. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «хараи-гоши» (подхват бедром — под две ноги)


Рис. 3. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «о-учи-гари» (зацеп изнутри)


У юных дзюдоистов I группы, имеющих высокие уровни значения показателей КС, самая лучшая быстрота освоения комбинаций бросков из стойки как в нападении, так и в защите. Практически все юные борцы этой группы за исследуемый период добились идеального выполнения заданных комбинационных приёмов (10 баллов).

У юных борцов II группы, имеющих средние уровни значения показателей КС, быстрота освоения техники значительно ниже. За исходный период средние значения оценок за комбинационные действия возросли от 7,93±1,33 до 8,13±1,06.

А у юных дзюдоистов III группы, у которых отмечен низкий уровень значения показателей КС, величина средних значений оценок за комбинационные действия увеличился от 6,93±1,53 до 7,27±1,49.

Отмечено, что у спортсменов I группы более предпочтительная колеблемость результатов (коэффициент вариации). Уровень величины коэффициентов вариаций от небольших (0÷10 %) до средних значений (11÷20 %).

У спортсменов II и III групп колеблемость результатов больше (выше 20 %), но по мере улучшения технических навыков в исполнении комбинационных действий колеблемость снижалась.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать вывод о том, что для повышения быстроты, а также надёжности освоения технических приемов большое значение имеет целенаправленное развитие КС юных дзюдоистов.

В этом случае юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, успешнее совершенствуют скоростную технику и тактику, быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более высоком качественном уровне усваивают тренировочные программы.


Литература:

  1. Вандышев В. И. Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий //Теория и практика физической культуры. — Москва, 2010. — № 1. – С.44–47.

  2. Ерегина С. В. Дзюдо: Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. /Национальный союз дзюдо. — М.: Советский спорт, 2006. — 212 с.

  3. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.

  4. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. — М.: Советский спорт, 2005. — 820 с., с ил.

  5. Шулика. Ю. А. Дзюдо: Базовая технико-тактическая подготовка для начинающих / под общ. ред. Ю. А. Шулика, Я. К. Коблева: худож. оформ. А.Киричёк. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 240 с., с ил.

Основные термины (генерируются автоматически): координационных способностей, юных дзюдоистов, КС юных дзюдоистов, Развитие координационных способностей, развития КС, значения показателей КС, юных борцов, юных дзюдоистов 13–14-летнего, уровня координационных способностей, совершенствование координационных способностей, уровня развития КС, координационных способностей юных, координационных способностей студентов, целенаправленное развитие КС, уровнем КС, специфических КС юных, координационных способностей детей, развитии КС юных, развитие КС юных, способности юных дзюдоистов.

Ключевые слова

обучение, координационные способности, юные дзюдоисты, техника приемов, микроцикл, программа тренировок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос