Анализ эффективности обучения техническим приёмам в борьбе дзюдо в зависимости от уровня координационных способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Манукян Р. Г. Анализ эффективности обучения техническим приёмам в борьбе дзюдо в зависимости от уровня координационных способностей // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 680-682. — URL https://moluch.ru/archive/51/6478/ (дата обращения: 23.09.2018).

В статье рассматривается проблемы развития координационных способностей (КС) у юных дзюдоистов 13–14 лет и взаимосвязь освоения технических приёмов. В результате проведённых исследований установлено, что юные дзюдоисты с высоким уровнем КС значительно быстрее усваивают технические приёмы «о-сото-гари» (отхват), «хараи-гоши» (подхват бедром — под две ноги), «о-учи-гари» (зацеп изнутри). Предложены варианты нормирования учебно-тренировочных нагрузок направленные на повышение уровня координационных способностей юных дзюдоистов 13–14-летнего возраста.

Ключевые слова: обучение, координационные способности, юные дзюдоисты, техника приемов, микроцикл, программа тренировок.


В течение последних 15 лет дзюдоисты Республики Узбекистан достигли значительных успехов на мировой арене. Усиление мировой конкуренции в этом виде спорта требует дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса, особенно на уровне подготовки спортивного резерва.

Для борьбы дзюдо характерна разнообразная двигательная деятельность, как в процессе тренировки, так и в соревновательной деятельности (СД). Дзюдоистам в процессе борцовского поединка приходится выполнять большое количество усилий, технико-тактических действий со сменой направления в кратчайшие отрезки времени.

В этом аспекте очень важной является проблема эффективного и надёжного формирования технико-тактических действий (ТТД) на этапе углубленной специализации в многолетней системе подготовки борцов.

Процесс формирования технико-тактических действий (ТТД) юных дзюдоистов зависит от многих факторов и постоянно требует дальнейшего совершенствования. Большая роль при этом принадлежит уровню координационной подготовленности юных борцов.

Шулика Ю. А., Коблев Я. К. [5] к числу особо актуальных проблем относят обеспечение скорости и надёжности освоения техники. В этой связи они рекомендуют более детально определять задатки координационных способностей (КС) и прогнозировать дальнейшую степень развития их у юных дзюдоистов.

В работах: Вандышев В. И. [1], Ерегина С. В. [2], Лях В. И. [3], Платонов В. Н. [4] показано, что целенаправленное развитие КС у юных борцов повышает качество и эффективность освоения техники борьбы на ранних этапах обучения. Поэтому возникает необходимость в более тщательном определении уровня развития КС у юных дзюдоистов, а также изучение степени влияния направленного развития КС на формирование их ТТД.

Индивидуальные двигательно-координационные способности юных дзюдоистов определяются уровнями их развития: высоким, средним и низким. Уровни развития КС являются генетически обусловленным фактором, но в ходе правильной организации тренировочного процесса эти способности поддаются развитию

Методической литературы посвящённой изучению КС в видах борьбы, в настоящее время, крайне недостаточно.

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования ТТД у юных дзюдоистов 13–14-летнего возраста на основе учёта их индивидуальных КС. Частной задачей являлось изучение быстроты освоения технических приемов в зависимости от уровня их координационных способностей.

Для оценки КС применялись тесты, которые оценивали способности: к ориентированию, дифференцированию, равновесию, статокинетической устойчивости, реакции, ритму, согласованию (связи).

В исследовании уровня развития КС приняли участие 30 юных дзюдоистов 13–14 лет — учащихся учебно-тренировочных групп РЮШВСМ, ДЮСШ — 21 г. Ташкента, которые были распределены на три группы по 10 человек с высоким, средним и низким уровнем КС.

Полученные в ходе исследований данные подвергались математической обработке, где вычислялись статистические показатели групп: среднеарифметические значения, стандартные отклонения, коэффициенты вариаций. При математической обработке использовалась компьютерная программа «Microsoft Office Excel».

Структура тренировочного процесса направленного на развитие специфических КС юных дзюдоистов состояла из 3месячных этапов:

  • в ходе I этапа применялись в основном неспецифические упражнения низкой и средней координационной сложности в аэробном (ЧСС=140÷150 уд/мин) и в смешанном аэробно-анаэробном (ЧСС=156÷170 уд/мин) режимах нагрузки;

  • на втором этапе использовались неспецифические и специфические упражнения высокой координационной сложности (до 55÷70 % от общего объёма) в анаэробно-гликолитическом (ЧСС=180÷190 уд/мин) и в анаэробно-алактатном (ЧСС=191÷200 уд/мин) режимах нагрузки;

  • на третьем этапе проходило закрепление достигнутых успехов в развитии КС юных дзюдоистов в различных условиях: в стандартных положениях, в ходе выполнения специальных учебных поединков («рандори») в контрольных и соревновательных схватках. На этом этапе в большей мере (до 70 % от общего объёма) применялись специализированные упражнения высокой координационной сложности.

В недельном микроцикле применялись упражнения в следующем порядке:

1 день — на развитие равновесия, статокинестической устойчивости;

2 день — способности к ориентированию;

3 день — способности к реакции и ритму;

4 день — способности к дифференцированию;

5 день — способности к согласованию и взаимосвязи;

6 день — все виды координационных способностей.

Основные упражнения по развитию КС проводились по методу круговой тренировки и содержали не менее 10 станций.

Упражнения, развивающие КС, в тренировочном занятии применялись в подготовительной (разминке), в основной и в заключительной части занятий. В рамках одного занятия объём таких упражнений занимал 35÷40 минут. В недельном МЦ таких занятий было не менее 8 с общим объёмом времени 280÷320 минут.

Результаты исследований взаимосвязанности между показателями ТП и КС представлены на рисунках 1, 2,3.

Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что у юных дзюдоистов, имеющих высокие уровни КС (I-группа), более высокий уровень взаимосвязанности между показателями КС и ТП.

Рис. 1. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «о-сото-гари» (отхват)


Рис. 2. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «хараи-гоши» (подхват бедром — под две ноги)


Рис. 3. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «о-учи-гари» (зацеп изнутри)


У юных дзюдоистов I группы, имеющих высокие уровни значения показателей КС, самая лучшая быстрота освоения комбинаций бросков из стойки как в нападении, так и в защите. Практически все юные борцы этой группы за исследуемый период добились идеального выполнения заданных комбинационных приёмов (10 баллов).

У юных борцов II группы, имеющих средние уровни значения показателей КС, быстрота освоения техники значительно ниже. За исходный период средние значения оценок за комбинационные действия возросли от 7,93±1,33 до 8,13±1,06.

А у юных дзюдоистов III группы, у которых отмечен низкий уровень значения показателей КС, величина средних значений оценок за комбинационные действия увеличился от 6,93±1,53 до 7,27±1,49.

Отмечено, что у спортсменов I группы более предпочтительная колеблемость результатов (коэффициент вариации). Уровень величины коэффициентов вариаций от небольших (0÷10 %) до средних значений (11÷20 %).

У спортсменов II и III групп колеблемость результатов больше (выше 20 %), но по мере улучшения технических навыков в исполнении комбинационных действий колеблемость снижалась.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать вывод о том, что для повышения быстроты, а также надёжности освоения технических приемов большое значение имеет целенаправленное развитие КС юных дзюдоистов.

В этом случае юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, успешнее совершенствуют скоростную технику и тактику, быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более высоком качественном уровне усваивают тренировочные программы.


Литература:

  1. Вандышев В. И. Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий //Теория и практика физической культуры. — Москва, 2010. — № 1. – С.44–47.

  2. Ерегина С. В. Дзюдо: Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. /Национальный союз дзюдо. — М.: Советский спорт, 2006. — 212 с.

  3. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.

  4. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. — М.: Советский спорт, 2005. — 820 с., с ил.

  5. Шулика. Ю. А. Дзюдо: Базовая технико-тактическая подготовка для начинающих / под общ. ред. Ю. А. Шулика, Я. К. Коблева: худож. оформ. А.Киричёк. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 240 с., с ил.

Основные термины (генерируются автоматически): дзюдоист, III, способность, диаграмма роста значения оценок, уровень развития КС, группа, действие, дальнейшее совершенствование, математическая обработка, тренировочный процесс.


Ключевые слова

обучение, координационные способности, юные дзюдоисты, техника приемов, микроцикл, программа тренировок.

Похожие статьи

Математическая модель и интерпретация эффекта...

Перейдём к интерпретации полученных результатов математической обработки.

В результате тестирования получены следующие значения средних по группе значений

Рис. 5. Динамика уровня самооценки в процессе обучения. Из полученного графика легко увидеть, что

Методика совершенствования специальных физических качеств...

Поэтому согласно данным большинства специалистов, результативность и надежность технических действий зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости борцов. Пути индивидуализации методики учебно-тренировочного процесса...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

В приведенной работе освещены некоторые проблемы подготовки (тренировки, учебно-тренировочного процесса)

Обеспечение высоких спортивных результатов в борьбе, требует совершенствование методики развития специальной выносливости у борцов.

Особенности обучения технике дзюдо на начальном этапе...

Исследование процесса подготовки борца в борьбе дзюдо занимает важное место в науке о спортивной борьбе, при этом при оценке действий борца-дзюдоиста во время соревновательных и тренировочных схваток отсутствуют количественные критерии.

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

С действия самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю, а этого я еще

Уровни развития оценки.

— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения

Изучение гемодинамических показателей спортсменов на...

Цель работы — оценка уровня гемодинамических показателей и тонуса ВНС борцов

Вместе с этим в экспериментальной группе наблюдалось существенное увеличение средних значений АДс на 4,43 % (р<0,01)

При использовании в тренировочном процессе преимущественно...

Методика обучения юных самбистов основам тактики борьбы

Поэтому процесс совершенствования многолетней подготовки отечественных самбистов, взятый нами в качестве объекта исследования, требует

Нами был проведен педагогический эксперимент с последующей математической обработкой статистических данных.

Совершенствование управления соревновательной...

Эта информация необходима для внесения корректив в тренировочный процесс.

Современный уровень развития борьбы требует, чтобы борец владел всеми видами

К наиболее простым структурным группам относятся атакующие действия, при которых борец...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Математическая модель и интерпретация эффекта...

Перейдём к интерпретации полученных результатов математической обработки.

В результате тестирования получены следующие значения средних по группе значений

Рис. 5. Динамика уровня самооценки в процессе обучения. Из полученного графика легко увидеть, что

Методика совершенствования специальных физических качеств...

Поэтому согласно данным большинства специалистов, результативность и надежность технических действий зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости борцов. Пути индивидуализации методики учебно-тренировочного процесса...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

В приведенной работе освещены некоторые проблемы подготовки (тренировки, учебно-тренировочного процесса)

Обеспечение высоких спортивных результатов в борьбе, требует совершенствование методики развития специальной выносливости у борцов.

Особенности обучения технике дзюдо на начальном этапе...

Исследование процесса подготовки борца в борьбе дзюдо занимает важное место в науке о спортивной борьбе, при этом при оценке действий борца-дзюдоиста во время соревновательных и тренировочных схваток отсутствуют количественные критерии.

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

С действия самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю, а этого я еще

Уровни развития оценки.

— установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения

Изучение гемодинамических показателей спортсменов на...

Цель работы — оценка уровня гемодинамических показателей и тонуса ВНС борцов

Вместе с этим в экспериментальной группе наблюдалось существенное увеличение средних значений АДс на 4,43 % (р<0,01)

При использовании в тренировочном процессе преимущественно...

Методика обучения юных самбистов основам тактики борьбы

Поэтому процесс совершенствования многолетней подготовки отечественных самбистов, взятый нами в качестве объекта исследования, требует

Нами был проведен педагогический эксперимент с последующей математической обработкой статистических данных.

Совершенствование управления соревновательной...

Эта информация необходима для внесения корректив в тренировочный процесс.

Современный уровень развития борьбы требует, чтобы борец владел всеми видами

К наиболее простым структурным группам относятся атакующие действия, при которых борец...

Задать вопрос