Функциональная грамотность на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 10.03.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Л. Г. Функциональная грамотность на уроках английского языка / Л. Г. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111887/ (дата обращения: 16.11.2024).



Функциональная грамотность на уроках английского языка

Павлова Людмила Геннадьевна, учитель английского языка

МОУ «СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты (Республика Коми)

На сегодняшний день формирование функциональной грамотности является одним из главных направлений не только в системе образования, но и в мире. С 2022–2023 учебного года в школах были введены уроки функциональной грамотности, как отдельной дисциплины. С чем связан такой тренд и почему функциональная грамотность настолько важна? Ответ очевиден из определения функциональной грамотности, как готовности и способности использовать приобретаемые знания и умения для решения огромного спектра жизненных задач во всех сферах общения и социальной деятельности. В век интернета, когда общение, на первый взгляд стало безграничным и всеобъемлющим, стал наблюдаться целый ряд проблем, которые приходится решать учителям на уроках. В первую очередь, дети зачастую не знают значение слов и не стремятся развивать языковую догадку, потому что они привыкли, что OK google. Также они элементарно не понимают смысла написанного, не могут выделять ключевые слова, а если дело касается интеграции одной дисциплины в другую, то всё совсем плачевно. А ведь данные навыки жизненно важны!

Для решения подобных проблем и была введена функциональная грамотность, направленная как раз на формирование способности у учащихся интегрировать, синтезировать, обобщать, продуцировать тексты разных типов, извлекать информацию из разных источников, критически оценивать информацию из СМИ, уметь работать с таблицами, диаграммами и применять их при подготовке разных видов высказываний, как устных, так и письменных. Таким образом, мы видим, что все выше перечисленные умения совпадают с умениями, прописанными в федеральных образовательных стандартах, и ориентируют школы на формирование у учащихся функциональной грамотности.

Говоря об эффективности обучения языку, стоит отметить два главных фактора, которые должны соблюдаться:

  1. мотивация к обучению;
  2. способность ребенка адаптировать полученные на уроках знания к тем условиям жизни, с которыми он сталкивается.

Что же способствует этой самой адаптации на уроках английского языка? Рассмотрим в данной статье.

На своих уроках я применяю различные приёмы и технологии, благодаря которым и формируется та самая творческая личность, способная мыслить и действовать, решая нестандартные задачи, а, следовательно, функционально грамотная личность. Кроме того, данные технологии направлены на расширение кругозора учащихся и осознанного отношения к окружающему миру.

Среди наиболее эффективных технологий, можно выделить:

— технологию критического мышления;

— метод проектов;

— личностно ориентированное обучение;

— игровые технологии;

— информационно-коммуникационные технологии.

Благодаря технологии критического мышления можно выстроить на уроке партнерские отношения, не только через общение, но и через интересный совместный поиск. В классе создается атмосфера открытости, ответственного сотрудничества. Учащиеся могут анализировать свою работу на уроке, но самое главное, учатся делать это самостоятельно.

Приемы технологии критического мышления, которые позволяют достигать описанные выше результаты:

— «Лови ошибку» (учащимся предлагается выступить в роли учителя и исправить ошибки, например, в предложениях в Present Simple. Они должны не только исправить, но и объяснить, почему это ошибка.

— «Рассказ по ключевым словам» или картинкам.

— «Чем закончится история» (Даю детям посмотреть отрывок из видео, останавливаю и прошу продолжить рассказ).

— «Тонкие и толстые вопросы» (учащиеся должны задать простые и сложные вопросы по теме, или по содержанию какого-то рассказа)

— «Синквейн», как обобщение работы по тексту (стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется для синтеза материала. Благодаря лаконичности, развивается умение резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн идеально подходит для проверки домашнего задания, например, на уроке детям предлагается составить синквейн по прочитанному тексту. Время, естественно, ограничено. Сразу видно, кто делал домашнее задание, а кто — нет, ведь для синквейна требуется осмысленное прочтение.

— «Перепутанные логические цепочки» (текст разбивается на части, затем его необходимо составить логически правильно).

Метод проектов как наиболее активный наилучшим способом помогает формировать функциональную грамотность. Во-первых, учащиеся учатся находить информацию самостоятельно, а тем самым анализировать и делать выводы. Во-вторых, они развивают свои коммуникативные навыки. В-третьих, учатся отвечать не только за свою работу, но и за работу целой группы, если предполагается групповой проект. И наконец, возрастает интерес к процессу обучения.

Личностно ориентированное обучение — технология, которая дает каждому учащемуся возможность реализовать себя на уроке, ведь в данном случае мы опираемся на его способности и интересы. Данная технология также позволяет проявлять изобретательность, умение выходить из «сложных», на первый взгляд, нерешаемых ситуаций. Личностно ориентированное обучение — это не только средство интеллектуального, но и нравственного развития личности. На каждом своем уроке я стараюсь подбирать материал так, чтобы можно было выявить личный опыт учеников, чтобы не только расширялся их объем знаний, но и происходило преобразование личного опыта через структурирование, интегрирование и обобщение. Подвожу детей к тому, чтобы они могли выразить собственное мнение на определенную ситуацию, например, через приём дебатов, когда одна группа учеников приводит аргументы в пользу проблемного вопроса, а другая — против. При этом создается потрясающая рабочая атмосфера на уроке, дети испытывают ситуацию успеха, ведь в данном методе нет проигравших. И снова повышается мотивация к изучению английского языка.

А изучение «скучной», по мнению многих учеников грамматики, также можно сделать интересным и продуктивным с помощью личностно-ориентированной направленности. Один из приемов, который позволяет избежать механической отработки времен на уроке — использование креативных, «поэтически-музыкальных» заданий. Например, предлагаю ученикам прочитать стихотворение и объяснить употребление артиклей.

Go to the East or go to the West

Your home is always the best!

(the East and the West-части света, home –употребляется с притяжательным местоимением your, the best –превосходная степень прилагательного good). При формировании продуктивных грамматических навыков, например, по теме Passive Voice, предлагаю раскрыть скобки, поставив глаголы в пассивную или активную формы и аргументировать свой выбор.

Эффективность применения игровой технологии на уроках английского языка сложно переоценить, т. к. она способствует лучшему усвоению материала и развивают речевые компетенции. Игры можно применять абсолютно в каждом классе, и дети их очень любят.

Наряду с играми фонетическими, лексическими, орфографическими, наибольшей популярностью пользуются ролевые игры, ведь они как нельзя лучше развивают не только речевые навыки, но и творческий потенциал, языковой барьер стирается, дети привыкают выступать на публике, а погружение их в ту или иную речевую ситуацию позволяет в дальнейшем адаптироваться в реальной жизни. Так, например, в старших классах ребята очень любят формат ток шоу, когда кто-то выступает в роли знаменитости, разыгрывая определенную заранее легенду. Также, успешно проходят игры в формате «Small talk», когда учащиеся оказываются в в аэропорте, в магазине, в школе и т. д.

Говоря об информационно-коммуникационных технологиях , стоит отметить особую мотивацию учащихся к выполнению интерактивных заданий, но и также эффективность закрепления лексическо-грамматических тем.

Наиболее популярные ресурсы, которые я использую в работе это:

http://www.LearningApps.org (огромный каталог заданий на отработку фонетических, лексических, орфографических, грамматических тем)

https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en (представлены задания по разным видам речевой деятельности)

https://quizlet.com/ (для работы с новой лексикой)

https://progressme.ru/ (есть готовый каталог с уроками, а можно создавать свои уроки. Времени требует много, но эффект от занятий положительный).

https://film-english.com/ (представлены готовые уроки на основе коротких видео, остается только адаптировать их под свои классы).

Таким образом мы видим, что способов достичь поставленные на уроке задачи, а именно развивать функциональную грамотность, достаточно много, что позволяет учителю делать каждый свой урок разнообразным и запоминающимся, а, следовательно, повышать мотивацию к обучению, ежедневно раскрывать и формировать ту самую, творческую, разносторонне развитую личность!

Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, урок, английский язык, критическое мышление, ориентированное обучение, учащийся, домашнее задание, метод проектов, работа, ребенок.


Задать вопрос