Действующее гражданское законодательство закрепляет дефиницию неустойки в ст. 330 ГК РФ. Позиция законодателя заключается в том, что неустойка выступает в качестве способа, призванного гарантировать выполнение того или иного обязательства. Под неустойкой (пени, штрафы) понимается установленный законодательством или соглашением сторон размер денежных средств, которые обязанная сторона вынуждена выплатить в пользу другой стороны, если не выполнит возложенное на нее обязательство либо выполнит его ненадлежащим образом, например, нарушит срок его выполнения [4, с. 132].
Специфика неустойки состоит в том, что она выплачивается, если имеет место невыполнение условий соглашения, вне зависимости от того, наступили ли последствия неблагоприятного характера для контрагента или нет. Для получения неустойки в свою пользу сторона просто должна доказать факт невыполнения положений договора (соглашения). При этом не нужно приводить в доказательства наступившие последствия неблагоприятного характера, например, сумму убытков, поскольку это вызывает определенные затруднения, учитывая, что сумма убытков может находиться в зависимости от иных факторов, имеющих отношение к недобросовестной стороне.
Обычно неустойка выполняет компенсационную функцию и представляет собой специфичную меру ответственности гражданско-правового характера. В связи с этим специфика неустойки состоит в том, что она должна находиться в соответствии с наступившими последствиями неблагоприятного характера вследствие невыполнения условий договора (соглашения) и ее выплата не должна стать причиной необоснованного обогащения другой стороны. К примеру, перевозчик несет ответственность за невыполнение условий договора перевозки перед контрагентами, которая выражается, как правило, в форме денежных штрафов, которые и являются неустойкой. Помимо этого, в определенных случаях перевозчик может нести гражданско-правовую ответственность в такой форме, как возмещение убытков [2, с. 284].
Все способы, которые призваны гарантировать выполнение гражданско-правовых обязательств, объединяет то, что они призваны обеспечить выполнение основного гражданско-правового обязательства, стимулировать обязанную сторону добросовестно выполнять возложенные на нее обязанности. В ряде ситуаций такие способы предусматривают резервацию имущества обязанной стороны, из стоимости которого кредитор впоследствии сможет удовлетворить свои требования, также есть меры, при которых допускается получать удовлетворение требований кредитора помимо обязанной стороны с третьих лиц. В настоящее время гражданско-правовая наука выработала различные критерии для классификации неустоек. Так, в зависимости от размера нанесенного ущерба выделяют неустойки зачетные, альтернативные, штрафные и исключительные. Также выделяют неустойки законные и договорные в зависимости от того, на каком правовом основании они установлены [6, с. 71].
Применительно к гражданским правоотношениям штраф представляет собой одну из разновидностей неустоек, выраженных в твердой денежной сумме или в форме определенного процента (дроби) от размера невыполненного гражданско-правового обязательства или ином денежном размере, который взыскивается единовременно за невыполнение стороной своего обязательства или его выполнение ненадлежащим образом. По аналогии с штрафом, пеня выражается в денежной сумме, подлежащей взысканию за нарушение стороной срока выполнения возложенного на нее обязательства, и ее размер устанавливается в процентах от размера невыполненного обязательства. Специфика пени состоит в том, что ее размер с каждым днем (иным периодом времени) увеличивается [7, с. 113].
Законодательство устанавливает, что соглашение о неустойке должно быть оформлено в письменном виде, вне зависимости от того, в каком виде существует основное гражданско-правовое обязательство. Для взыскания неустойки достаточно доказать факт невыполнения другой стороной возложенного на нее обязательства, при этом сумму нанесенного ущерба доказывать необязательно. В целом, можно заключить, что пени и штрафы перекочевали в современное законодательство из права периода СССР, и применительно к современным реалиям не вполне могут считаться эффективными формами гражданско-правовой ответственности [8, с. 46].
Ранее, до 01.06.2015, допускалось требовать взыскания и неустойки, и процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в счет компенсации нанесенного вреда. Но после 01.06.2015 ст. 395 ГК РФ подверглась определенным изменениям, согласно которым если стороны установили в соглашении неустойку в форме штрафа, то они не могут впоследствии заявить требование еще и о взыскании пеней. Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике, в частности, в решении Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2017 по делу № А40–103279/2017, решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2019 по делу № А56–165823/2018, решении Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.04.2019 по делу № А25–2801/2018 [5, с. 545].
Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день суды не руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в части уменьшения суммы неустойки, и снижают ее размер произвольно [1].
По мнению ряда ученых, необходимо установить возможность уменьшения суммы неустойки исключительно в целях охраны интересов менее защищенной стороны в гражданско-правовом обязательстве [3, с. 86].
Таким образом, неустойка представляет собой один из распространенных инструментов, призванных гарантировать выполнение гражданско-правовых обязательств, а также специфичную форму гражданско-правовой ответственности. Неустойке, выраженной в форме пеней или штрафов, отведено важнейшее значение в системе гражданских правоотношений.
Литература:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 22.06.2021) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Российская газета, № 70, 04.04.2016.
- Горбатенко, Е. В. Неустойка как специальная форма гражданско-правовой ответственности / Е. В. Горбатенко // Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VI Международной научной конференции, Донецк, 26–28 октября 2021 года / Под общей редакцией С. В. Беспаловой. Том 9. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. — С. 284–287.
- Карапетов, А. Г. Неустойка как средство защиты прав кредитора в российском и зарубежном праве / А. Г. Карапетов. — М.: Статут, 2020. — 286 с.
- Мельникова, А. Г. Неустойка: сущность и функции / А. Г. Мельникова // передовое развитие современной науки как драйвер роста экономики и социальной сферы: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 16 декабря 2021 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2021. — С. 132–135.
- Попова, Н. А. Взыскание неустойки как форма гражданско-правовой ответственности / Н. А. Попова // Аллея науки. — 2019. — Т. 1, № 12(39). — С. 545–551.
- Русанова, А. А. Неустойка как форма гражданско-правовой ответственности / А. А. Русанова // Концепция развития частного права: стратегия будущего: Всероссийская национальная научная конференция с международным участием студентов, магистрантов и аспирантов, Курск, 20 мая 2021 года. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. — С. 71–74.
- Ряховская, Я. О. Неустойка как форма гражданско-правовой ответственности / Я. О. Ряховская // Законность. — 2021. — № 2(22). — С. 113–118.
- Филиппова, Е. Н. Неустойка как мера ответственности и как способ обеспечения исполнения обязательств / Е. Н. Филиппова // Правовая система и современное государство: проблемы, тенденции и перспективы развития: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 января 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 46–48.