Право на самозащиту относится к одному из самых давних, уходящих своими корнями в эпоху глубокой древности. Так, по мнению ряда исследователей [2, с. 50], самозащита, как право, имело место в Законах XII таблиц и рассматривалось с позиции охраны личного имущества, любое посягательство на которое каралось смертью. Примечательно, что убийством каралось только поимка ночного вора и обороняющегося в дневное время. При этом закон запрещал убийство не воспользовавшегося в дневное время оружием грабителя, не оказывающего сопротивление [5, с. 67].
Для Древнеримского периода характерным являлась любая защита владения собственником, но только в пределах его границ. Однако римским законодательством уже различались понятия «самопомощь» и «самоуправство». Так, если самозащита осуществлялась в рамках самопомощи, то самоуправство было запрещено [4, с. 272].
В дальнейшем институт самозащиты получил свое распространение на всем европейском пространстве, отражаясь в нормативно-правовых актах XVIII-XIX вв. Примечательно, что в средние века характерным выступало подписание грамот, сущность которых требуется рассматривать через призму добровольного признания лицом собственной беспомощности, отказа от своего права на самозащиту. В этой связи он поступал под полное покровительство господина.
Относительно отечественного опыта, то первые упоминания о нем закреплялись в таком правовом памятнике, как Русская правда. Несмотря на то, что в современном понимании, само собой данный институт предстать не мог, но некоторые элементы о самообороне были присущи его содержанию.
Более поздние исторические памятники (Новгородская и Псковская судные грамоты). Не содержали прав о самозащите, более того, согласно отдельным нормам Псковской судной грамоты, запрещалось вести самосуд. В случаях оскорблений при свидетелях, в качестве самозащиты выступали обращения, жалобы князю.
Согласно первому Судебнику 1497 года, правом на самозащиту, которое реализовывалось также посредством подачи жалобы, обладали только привилегированные слои. В свою очередь, Соборное Уложение 1649 года — представляет собой первый правовой памятник, который в отдельных статьях закреплял право на необходимую оборону, которое позволяло лицу убить, в целях защиты своего дома. Реализация данного права считалась законной, если лицо сразу же заявило о факте посягательств в приказ или окольным людям. Иначе говоря, закрепляя данный институт, правовой акт не устанавливал определенных рамок в части его реализации, не устанавливал критериев правомерности деяний и их соразмерности наказанию.
Петровские преобразования несколько изменили отношения к институту самозащиты. В частности, Артикул воинский и Краткое изложение процессов или судебных тяжб предусматривали определенные пределы необходимой обороны, и необходимость лица, которое ее применило доказать уважительные причины своих действий. Кроме того, категорически воспрещалось применять необходимую оборону против своего начальника. В обоих представленных случаях, при невыполнении предписаний лицу грозило наказание от штрафа до заключения в тюрьму.
Морской Устав, в свою очередь, также допускал реализацию института необходимой обороны в рамках самозащиты, однако в нем прослеживалась своя специфика. В частности, закон наделял правом лицо нападать первым, но на особом контроле находились ситуации, когда посредством самообороны потенциальный преступник был убит. Более того, категорически запрещалось его применения к начальству, равно как и не допускалась оборона против необходимой обороны.
Несколько изменилась позиция законодателя в Уложении о наказаниях 1845 года. В частности, правовой акт расширял возможности реализации института необходимой обороны, но и устанавливал четко очерченные ее пределы. Согласно данному документу, сущность исследуемого института требуется рассматривать через призму реализации насильственных действий в отношении нападающего, что исключало возможность наказания. Необходимой обороне и крайней необходимости впоследствии были также посвящены статьи 45 и 46 Уголовного уложения 1903 года, но принципиально новых подходов в них не содержалось.
В целом можно констатировать, что право на самозащиту в дореволюционный период не вышло за пределы отдельных отраслевых «эпизодов» и уж тем более не нашло своего места ни в провозгласившем отдельные права подданных Манифесте 17 октября 1905 года, ни в Основных Государственных Законах утвержденных 23 апреля 1906 года.
В советский период отечественной истории самозащита также не рассматривалась как конституционное право, а только как способ предотвращения посягательства на жизнь и здоровье гражданина и регулировалась нормами административного и уголовного права. И только за несколько недель до ухода с исторической сцены социалистического советского государства, институт самозащиты был впервые в отечественной истории законодательно закреплен в принятой Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г.. в статье 30 которой было провозглашено право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону [2].
Не углубляясь в более детальное исследование исторических событий, связанных со становлением права на самозащиту в нашей стране, отметим, что его закрепление в отечественной правовой системе, как мы видели, представляет собой достаточно длительный и многогранный процесс. И несмотря на давние попытки узаконить отдельные элементы самозащиты, только Конституция РФ 1993 года и современное отраслевое законодательство в более-менее полной мере легализовали его.
Закрепление самозащиты в нормах Основного Закона нашего государства [1] — одно из основных достижений демократической политики, выраженное в гарантиях соблюдения свобод и прав человека, гражданина. Однако, следует отметить, и то, что несмотря на более чем тридцатилетнюю давность фиксации исследуемого института в Конституции РФ, его юридическая природа до настоящего времени вызывает массу дискуссий в научных кругах. Обоснованно это тем, что законодатель не предоставляет определения самозащиты, ни в самой Конституции, ни в отраслевом законодательстве.
Анализ представленных в доктринальных исследованиях позиций, также свидетельствует, что, как правило, теоретиками не формулируется четкого и однозначного определения данного права, ввиду чего указанное приводит разрозненному пониманию его юридической природы.
Институт права на самозащиту достаточно обособлен, но в то же время он не имеет собственного механизма реализации без взаимодействия с иными правами, представленными в Основным Законом нашего государства, что говорит о слаженной системе прав и свобод человека и гражданина. Взаимодействие исследуемого права с иными, не минимизирует его субъективного характера, являясь естественным, оно не требует каких-либо дополнительных обстоятельств для возникновения.
Иначе говоря, юридическую природу данного права, следует рассматривать через призму его наличия у каждого лица, который правомочен в выборе способа по его реализации, в рамках той или иной правовой отрасли, в связи с нарушенным определенным видов прав. Основной Закон Российской Федерации в равной степени закрепляет возможность самозащиты любой из рассмотренных групп прав, но посредством допускаемых действующим законодательством способов.
Также следует отметить, что ввиду отсутствия прямых механизмов реализации, институт самозащиты, одновременно являясь наиважнейшим элементом конституционно-правовых гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, трансформировался практически в каждую отрасль российского права, приобретая собственные специфические особенности.
Реализация механизма самозащиты невозможна без соответствующих гарантий, она строится на комплексе взаимосвязанных экономических, политических, социально-психологических предпосылок, способных как понижать продуктивность предусмотренных правовых институтов, так и усиливать их действие. К примеру, в качестве политических гарантий реализации данного института возможно рассматривать демократический режим, предполагающей «возможность для самоопределения народа и его суверенитет, целостность и неделимость территории государства, возможность создания и функционирования некоммерческих правозащитных организаций» [3, с. 114].
Приоритет, предоставляемых Основным Законом нашего государства гарантий незыблем, позволяя на уровне отраслевого законодательства обеспечить работу механизма самозащиты.
Таким образом, можно сделать общий вывод: несмотря на уже достаточно существенную давность принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации и закрепления в ее норме, содержащейся в ч.2 ст. 45 права каждого человека самостоятельно защищать свои права и свободы, до настоящего времени отсутствует его единое понимание. При этом, представляется, что юридическую природу исследуемого института требуется рассматривать через призму права каждого человека, а также объединений людей защищать свои права и свободы любыми дозволенными законодательством Российской Федерации и международными правовыми актами способами и средствами.
Характерными особенностями данного права является многовариантность форм его реализации, особая значимость и широкий спектр защищаемых прав, неотчуждаемый характер и своеобразие субъектного состава, поскольку самозащиту может осуществлять любой человек.
Обращает на себя внимание также важность разграничения реализации права на самозащиту в конституционно-правовом и отраслевом смыслах ввиду того, что во втором случае требуется разграничивать судебную, административную защиту права и, непосредственно, самозащиту как самостоятельные действия.
Механизм реализации права на самозащиту подкрепляется, основным образом комплексом юридических гарантий, закрепленных в нормах Конституции РФ и иных правовых актах, без которых процесс осуществления прав и свобод практически невозможен.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ] / Российская Федерация. Конституция (1993). — Текст: непосредственный Собрание законодательства Российской Федерации, — 2014. — № 31, — ст. 4398.
- Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920–1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР, N 52, 26.12.91, ст. 1865.
- Уздимаеваᱹ Н. И. История правовой самозащиты в России // Социально-политические науки. № 1. 2011. С. 50–55.
- Усов И. С. Гарантии реализации конституционного права на защиту // Конституционные преобразования современности: материалы круглого стола, посвящᱹ Дню Конституции Рос.Федерации, Белгород, 12 дек. 2011. Белгород, 2011. С. 114–120.
- Ухова Ю. А. Конституционное право на самозащиту в РФ и США // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). С. 272- 280.
- Хрестоматия по римскому праву. / Под ред. М. А. Акимовой, И. П. Кожокаря, В. А. Леуса. — М., 2019. — 490с.