В данной статье рассматриваются элементы, оказывающие влияние на функционирование предприятий.
Ключевые слова : предпринимательство, предпринимательская деятельность, бизнес.
Как известно, экономика является базисом общества. Большинство общественных отношений в той или иной мере завязаны на финансовых институтах, в виду чего грамотная экономическая политика и контроль за участниками хозяйственной деятельности, создание благоприятной среды для функционирования конкурентной, добросовестной среды малого и среднего предпринимательства являются важными задачами для любого государства.
Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи отваров, выполнении работ или оказании услуг.
Юридические формы предпринимательской деятельности следующие:
1) Индивидуальная: ИП, Самозанятость.
2) Коллективная: Полное товарищество, Коммандитное товарищество, ООО, АО, Хозяйственное партнерство, Фермерское хозяйство, Производственный кооператив.
3) Государственная.
По формам собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам, с определением долей каждого их них (долевая стоимость) или без определения людей (совместная собственность).
Рассматривая предпринимательскую среду, можно выделить базовые элементы, оказывающие влияние на его функционирование (рисунок 1):
— правовая среда — нормативные и правовые акты, регламентирующие экономические отношения. Данный элемент является основополагающим фактором, определяющим функционирование и развитие бизнес-среды. От уровня правового обеспечения во многом зависит активность в предпринимательской среде, степень доверия к власти, инвестиционная и инновационная активность;
— потребительская среда — ее формирование определяется платежеспособным спросом потребителей;
— политическая среда — решения, принимаемые органами власти федерального, регионального и муниципального уровней;
— техническая среда — сформированная техническая инфраструктура, обеспечивающая бизнес-процессы, способствующая ее развитию за счет использования современных технических средств, научно-технического прогресса;
— географическая среда — особенности территориального расположения бизнеса, климатических условий;
— культурная среда — устоявшиеся традиции населения территории, сложившиеся нормы поведения;
— экономическая среда — комплекс экономических институтов, обеспечивающих все стадии бизнес-процессов — банковский сектор, различные инвестиционные фонды.
Рис. 1. Базовые элементы предпринимательской среды
Показательным исследованием стал опрос, проводимый ВЦИОМ в 2019 г. По его результатам желание иметь свое дело высказали 76 % россиян, но они боятся бедности, налогов и новых законов. 71 % предпринимателей не считают условия для бизнеса в России благоприятными, положительный отзыв о деятельности государства в части развития бизнеса высказали 15 % опрошенных.
Помимо указанных элементов развития предпринимательской среды, в последнее время в РФ активную деятельность в поддержке предпринимательской деятельности осуществляют общественные организации, аккумулирующие все виды ресурсов для обеспечения диалога между предпринимателями и властью, обобщающие передовой опыт ведения бизнеса.
Так, в 2002 году была создана общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». «Опора России» — это открытая площадка для эффективного профессионального диалога представителей малого и среднего бизнеса, представителей органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества. Масштаб деятельности организации: представительства во всех субъектах Российской Федерации, 346 отделений, более сотни предпринимательских и отраслевых объединений, 31 зарубежных представителей. В состав организации входят свыше 400000 предпринимателей, обеспечивающих свыше 5 млн. рабочих мест.
По инициативе «Опоры России» выносятся на рассмотрение самые актуальные вопросы ведения предпринимательской деятельности, решение которых подразумевает привлечение дополнительного финансирования, субсидирования со стороны государства, инициирование внесений изменений в нормативные правовые акты, выстраивание деловых связей. Примером подобной организации выступает объединение «Деловая Россия» — бизнес-объединение, представляющее интересы частных несырьевых компаний, лидеров в своих отраслях. В ее ряды входят более 5000 бизнесменов 321 депутат региональных и федеральных парламентов России. Суммарная годовая выручка компаний «Деловой России» превышает 2,81 трлн. руб. В них работают около 0,94 млн. человек. «Деловая Россия» представлена в 85 субъектах РФ и включает в себя 48 комитетов по ключевым экономическим и отраслевым направлениям.
Организация усиливает свои позиции в регионах с помощью модульных планов. За рубежом «Деловую Россию» представляют 41 бизнес-посол, действуют 168 международных организаций. В «Деловой России» работают 20 тематических клубов неформального общения. Организация активно участвует в принятии ключевых решений, доносит до власти позицию бизнеса по национальным проектам. Таким образом, основными направлениями организации выступают: экспертные площадки, защита бизнеса, общественно-профессиональная деятельность, региональное продвижение, международная кооперация, клубная и проектная деятельность.
Конечно, несмотря на формирование, условий для осуществления предпринимательской деятельности, в РФ есть и ряд проблем, с которыми сталкиваются представители малых и средних предприятий: дорогие кредиты, низкая культура потребления, низкая квалификация сотрудников, принимающих решения, в различных экономических сферах, нестабильность ситуации, как на внутреннем, так и на внешних рынках, международная конкуренция, вызовы времени — переход к цифровой экономике, низкая активность граждан относительно участия в социальном предпринимательстве, недостаточный уровень платежеспособного спроса, низкий уровень инноваций.
Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования предпринимательской среды в РФ, сопровождается трансформаций ее базовых элементов, расширением списка участников, возникновением новых проблем, обусловленных вызовами современной экономики.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федер. закон от 30.11.1994 № 51ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — ст. 3301.
- Борисова Я. А. Оценка роли малого и среднего предпринимательства в активизации социально-экономического развития территории / Я. А. Борисова // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 2. — С. 38–44.
- Гусельщикова Н. Б. Инновации механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Н. Б. Гусельщикова, С. В. Мегаева // Вестник экспертного совета. — 2017. — № 3. — С. 16–20.
- Князев И. О. Роль малого предпринимательства в экономике России / И. О. Князев // Инновации в экономике. — 2018. — № 4. — С. 41–47.