Конфликтные ситуации в женских игровых видах спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Фурукин, А. А. Конфликтные ситуации в женских игровых видах спорта / А. А. Фурукин, К. С. Пикалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 207-208. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111693/ (дата обращения: 19.12.2024).



Конфликтные ситуации в женских игровых видах спорта — это неотъемлемая часть соревновательной деятельности. Они могут возникать как на поле, так и за его пределами, и иметь самые разные причины. Чтобы понять, почему они возникают, нужно обратиться к истории и изучить основные факторы, которые способствуют их появлению.

В прошлом женщинам было запрещено заниматься многими видами спорта или имелись строгие ограничения. Появление женского спорта было связано с борьбой за равноправие полов. Когда женщины начали активно участвовать в соревнованиях, возникли различные проблемы. Во-первых, недостаток опыта у новичков может стать одной из основных причин конфликтных ситуаций. Неспособность правильно оценивать своих оппоненток или неправильное поведение на поле могут вызывать напряжение между спортсменками. Во-вторых, уровень подготовки соперниц может быть неравным, что также может привести к напряженной обстановке.

Однако не только недостаток опыта и неравные условия могут вызывать конфликты в женских игровых видах спорта. Культурные и социальные факторы также оказывают значительное влияние на развитие конфликтных ситуаций. Некоторые страны имеют своеобразную спортивную культуру, где агрессивность и показательная борьба являются ключевыми элементами [7, с. 301]. Это может создавать напряжение между командами или отдельными игроками.

Важную роль в возникновении конфликтов играет также эмоциональный фон команды. Спортивный успех часто зависит от коллективного духа, который формируется на тренировках и передается на поле. Если в коллективе царят негативные эмоции, какая-либо малейшая ситуация может стать поводом для разразиться конфликту [2, с. 135].

Конкуренция — это неотъемлемая часть спорта, и она может являться причиной конфликтных ситуаций. Женщины часто ощущают большую конкуренцию между собой, особенно в тех видах спорта, где девушек-участниц немного. Это может создавать атмосферу напряжения и вызывать конфликты.

Также стоит упомянуть о психологических факторах, которые могут привести к возникновению конфликтов. Стресс, неудачи или внутренние противоречия могут отразиться на эмоциональном состоянии спортсменок и стать предпосылками для конфликтов.

В женских игровых видах спорта, таких как футбол, баскетбол или хоккей, конфликтные ситуации могут возникать из-за различных причин: от разногласий по стратегии игры до неприязни между игроками [3, с. 154]. Один из ключевых психологических аспектов конфликтов в женских игровых видах спорта — это эмоциональная напряженность. Конкурирующие команды стараются достичь успеха, и часто это сопровождается высоким уровнем эмоций. Игроки могут испытывать гнев, разочарование или обиду в результате проигрыша или несправедливого решения судей. Эти эмоции могут быть основой для возникновения конфликтов как внутри команды, так и между командами.

Еще одним психологическим аспектом конфликтов является эгоцентризм. Во время соревнований игроки часто стремятся выделиться и проявить свои индивидуальные навыки. Это может приводить к ситуациям, когда игроки не учитывают интересы команды в целом, что создает конфликты и способствует нарушению командного духа [4, с. 187].

Одной из основных причин конфликтов в женских игровых видах спорта является недостаточная коммуникация. Когда игроки не общаются достаточно или не слушают друг друга, возникает недопонимание и разногласия по поводу стратегии или тактики игры. Неправильное понимание инструкций тренера или некачественная передача информации между игроками также могут стать причиной конфликтных ситуаций [6, с. 97].

Для урегулирования конфликтов в женских игровых видах спорта можно применять различные психологические стратегии. Одной из таких стратегий является тренировка эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмпатия и умение понимать эмоции других людей. Развитие этих навыков поможет игрокам более конструктивно выражать свои чувства и лучше понимать друг друга.

Также важным аспектом в урегулировании конфликтов является командная работа. Все игроки должны осознавать, что достижение успеха возможно только в коллективе. Тренеры могут проводить тренировки по командной работе, где игрокам предоставляются задания на развитие сотрудничества и взаимодействия.

Конфликты в женских игровых видах спорта неизбежны, но они могут быть преодолены с помощью различных психологических стратегий. Повышение эмоционального интеллекта, развитие командной работы и улучшение коммуникации помогут создать благоприятную атмосферу в команде и повысить ее успехи. В конечном итоге, спорт должен быть не только средством достижения побед, но и инструментом для развития личностных качеств игроков и формирования дружеских отношений [1, с. 67].

Практические рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтов в женских игровых видах спорта [5, с. 109].

  1. Установите правила командного поведения. Один из ключевых моментов в предотвращении конфликтных ситуаций — установление правил командного поведения. Каждый член команды должен знать свои обязанности, а также то, какие действия или слова могут вызывать напряжение или конфликты. Руководитель команды должен ясно и четко сформулировать правила и ожидания, чтобы все игроки понимали, как им следует вести себя на тренировках и во время матчей.
  2. Обучите команду навыкам коммуникации. Правильная коммуникация — это один из главных инструментов разрешения конфликтов. Команда должна уметь выражать свои мысли и чувства открыто и конструктивно. Руководитель команды может провести специальные тренинги по развитию навыков общения, таких как активное слушание, установление контакта с партнером по команде, умение высказываться без агрессии. Эти навыки помогут предотвратить возникновение конфликтов или быстро разрешить уже возникшие.
  3. Система разбора конфликтных ситуаций Важным моментом в управлении конфликтами является наличие системы разбора возникших ситуаций. Руководитель команды должен создать процедуру для рассмотрения жалоб или проблем между игроками. Например, можно использовать формат «разбора» после тренировок или матчей, где каждый игрок может высказаться о проблемах, с которыми он столкнулся. Такая система позволит решать проблемы на ранних стадиях и предотвращать их накопление.
  4. Разделение ролей и ответственности. Часто конфликты возникают из-за неопределенности в распределении ролей и обязанностей в команде. Руководитель команды должен четко определить функции каждого игрока, чтобы все знали свои обязанности и могли сосредоточиться на своих задачах. Это поможет уменьшить возможность конфликтов из-за пересечения компетенций или недостатка ясности в обязанностях.
  5. Управление эмоциями Эмоции — это естественная часть спорта, но иногда они могут перерасти в конфликтные ситуации. Важно научить команду управлять своими эмоциями и не допускать, чтобы они повлияли на отношения друг к другу. Руководитель команды может провести тренинг по развитию эмоционального интеллекта, который поможет игрокам осознавать свои чувства и реагировать на них адекватно.
  6. Поддержка психологического благополучия Конфликты могут оказывать негативное влияние на психологическое состояние игроков, поэтому важно обеспечить поддержку и помощь каждому участнику команды. Руководитель команды может организовать индивидуальные консультации с психологом или тренером, которые помогут игрокам управлять стрессом, повышать самооценку и развивать позитивный настрой.

В заключение можно сказать, что предотвращение и разрешение конфликтов в женских игровых видах спорта — это сложный процесс, требующий постоянного внимания и работы со стороны всех участников команды. Однако при правильном подходе к управлению конфликтами можно создать атмосферу дружбы, сотрудничества и достижения общей цели — успеха команды.

Литература:

  1. Волков, И. П. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов / И. П. Волков // Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2012. — 288 с.
  2. Воронин, И. Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде / И. Ю. Воронин. — Белгород: Изд-во БГУ, 2020. — 236 c.
  3. Воротилкина, И. М. Компетентность в управлении конфликтами в спорте как показатель профессионализма деятельности тренера / И. М. Воротилкина, С. Н. Монастырев // Педагогика. Серия «Конфликтология». — 2021. — Вып. 16. — № 4 (15). — С. 153–158.
  4. Гомельский, А. Я. Управление командой в баскетболе / А. Я. Гомельский. — М.: Эксмо, 2019. — 196 с.
  5. Зубова, Л. В. Индивидуально-личностные особенности агрессивности в различных типах направленности личности: моногр. / Л. В. Зубова, А. А. Кириенко. — Оренбург: Экспресс-печать, 2018. — 136 с.
  6. Коломейцев, Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. — М.: СпортАкадемПресс, 2018. — 128 с.
  7. Сафонов, В. К. Агрессия в спорте / В. К. Сафонов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2023. — 137 с. 8. Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учеб. пособие / Б. П. Яковлев. — М.: СпортАкадемПресс, 2014. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игровой вид спорта, руководитель команды, игрок, возникновение конфликтов, ситуация, эмоциональный интеллект, команда, командная работа, Конфликт, командное поведение.


Задать вопрос