Проблема размещения нестационарных торговых объектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 26.02.2024

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Поправко, О. Е. Проблема размещения нестационарных торговых объектов / О. Е. Поправко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111552/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует проблему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной, а также частной собственности, особенности и их правовое регулирование.

Ключевые слова : нестационарный торговый объект, проблема размещения

Проблема размещения нестационарных торговых объектов представляет собой актуальную многоаспектную проблему, требующую особого внимания и учета различных факторов при разработке стратегий управления городской средой. Например, важно учитывать потребности местных жителей в доступе к товарам и услугам, обеспечение безопасности и удобства передвижения по территории, поиска баланса интересов бизнеса и местного сообщества, а также сохранение эстетического вида окружающей среды.

Понятие нестационарных торговых объектов (НТО) содержится в федеральном законе от 28.12.2009 N 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под которыми понимается временное сооружение или временную конструкцию, которые не связанны прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также передвижное сооружение. Примерами таких объектов могут являться киоски, ларьки, трейлеры, палатки, фуд-траки, кофейни в фургоне и прочее. Они имеют свою роль в городской инфраструктуре, обеспечивая жителей необходимыми товарами и услугами.

Главным критерием, отграничивающим стационарный торговый объект (СТО) от НТО, является прочная связь объекта с землей. СТО всегда имеет фундамент и его нельзя перенести на новое место без значительного ущерба, у объекта НТО такой связи нет, его можно переставить, перенести на другое место.

СТО строят на основании положений градостроительного и с учетом требований земельного кодексов. Для НТО таких требований практически нет. После строительства СТО собственник ставит его на кадастровый учет в Росреестре. НТО в свою очередь не нужно ставить на кадастровый учет и регистрировать, а документом, подтверждающим принадлежность собственнику, может быть договор.

Следует отметить, что неправильное размещение таких объектов как НТО может привести к различным проблемам, включая нарушение общественного порядка, ухудшение визуального облика территории, а также к конфликтам между жителями и владельцами данных торговых объектов.

Основными факторами, влияющими на проблему размещения нестационарных торговых объектов, являются социально-экономические аспекты, градостроительные нормы, экологические требования и культурные особенности городской среды.

Решение данной проблемы видится в использовании различных подходов, скажем разработку законодательных норм, использование административных мер контроля, общественной инициативы по регулированию размещения торговых объектов, а также выстраивание сотрудничества между городскими властями, предпринимателями и общественными организациями.

В России проблема размещения нестационарных торговых объектов регулируется законодательством на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Так, в соответствии с Законом Оренбургской области от 26 октября 2022 г. № 518/210-VII-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области» перераспределены полномочия в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области на срок с 01.01.2023 до 01.01.2028.

К полномочиям органов государственной власти Оренбургской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области в области регулирования торговой деятельности:

1) разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, внесение в нее изменений;

2) опубликование утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимых в нее изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области для опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области.

Уполномоченным органом и учреждением на осуществление вышеуказанных полномочий являются Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области и государственное казенное учреждение «Центр размещения рекламы и НТО».

Для НТО, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения таких объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. В Оренбургской области действует постановление администрации города Оренбурга от 6 октября 2016 года N 3060-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург»».

По-иному решается вопрос с НТО, расположенных на земельном участке относящимся к территории МКД. Полного запрета на размещение торговых объектов на придомовой территории МКД у органов местного самоуправления нет. Данный вывод содержится в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5.12.2019 года № 3274-О и 3273-О, а любой иной запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания.

Следует также отметить, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.04.2021 № 14-П признал пункт 2 статьи 209 ГК РФ, часть 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзац двадцать второй части 1 статьи 2, пункт 25 части 1 статьи 16 и пункт 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что при установлении органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа таких положений, которые касаются размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома:

не должна полностью исключаться возможность для собственников образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ;

допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством РФ, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями;

могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования;

не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конституционный суд обязывает органы местного самоуправления муниципальных образований, установивших в правилах благоустройства территории муниципального образование такое правовое регулирование, которое полностью исключает размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, привести это правовое регулирование в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в Постановлении.

Такое решение видится правильным, так как такой участок не находится в государственной или муниципальной собственности, и, следовательно, не подлежит включению в схему размещения нестационарных торговых объектов. Земельный участок, расположенный на придомовой территории МКД находится на праве общей долевой собственности у собственников помещений в таком доме. Собственники на общем собрании принимают решение для предоставления участка третьим лицам (к примеру, в аренду) в том числе для размещения объектов НТО. Данное право основано на положениях ст. 209 ГК РФ и ч. 4 ст. 36 ЖК РФ.

В свете устойчивого развития городов и повышения качества жизни жителей необходимо стремиться к нахождению компромиссов между коммерческими интересами и общественным благосостоянием. Это может включать разработку планов зонирования для торговых объектов, проведение общественных консультаций и диалога с участием всех заинтересованных сторон, а также создание программ поддержки для размещения торговых предприятий в специально выделенных зонах.

Основные подходы к решению этой проблемы включают:

Законодательные нормы и правила размещения: в разных регионах могут действовать различные законы и нормативные акты, устанавливающие правила размещения нестационарных торговых объектов. Они могут определять зоны разрешенного и запрещенного размещения, требования к безопасности и эстетике торговых объектов и прочее.

Меры контроля и надзора: Различные ведомственные комитеты проводят проверки на соответствие требованиям законодательства. В случае незаконного размещения (к примеру, размещенные вне или с нарушением схемы размещения) такие объекты подлежат демонтажу. Так порядок демонтажа НТО на территории муниципального образования «город Оренбург» регулируется Решением Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 г. N 490 «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург».

Общественное участие и диалог: Важным элементом решения проблемы является вовлечение общественности в процесс принятия решений. Общественные слушания, консультации и диалог между городскими властями, предпринимателями и жителями позволяют учитывать разнообразные интересы и потребности.

Это лишь некоторые из подходов к решению проблемы размещения нестационарных торговых объектов. В каждом конкретном случае применяются различные комбинации мер, зависящие от конкретных условий и потребностей города или региона.

В заключение, проблема размещения нестационарных торговых объектов требует комплексного подхода и согласованных действий всех заинтересованных сторон. Только через совместные усилия можно достичь оптимального баланса между потребностями бизнеса, интересами жителей и требованиями городской инфраструктуры.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. от 01.10.2023).
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
  3. Постановление Конституционного суда РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П // КонсультантПлюс: справочно-правовая система;
  4. Закон Оренбургской области от 26 октября 2022 года N 518/210-VII-ОЗ // Электронные системы «Кодекс»: [электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/406269698?ysclid=lt009qx68t63036790 (дата обращения: 24.02.2024);
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3274-О // КонсультантПлюс: справочно-правовая система;
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3273-О // КонсультантПлюс: справочно-правовая система
Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, проблема размещения, местное самоуправление, муниципальное образование, Оренбург, земельный участок, правовое регулирование, придомовая территория, Российская Федерация, схема размещения.


Ключевые слова

нестационарный торговый объект, проблема размещения

Похожие статьи

Дифференциация и место недвижимости в системе объектов гражданского оборота на современном этапе

Настоящая статья посвящена определению места недвижимого имущества в системе объектов гражданского оборота, а также выделению ключевых отличий недвижимого имущества от других объектов гражданских правоотношений.

Возможность приобретения собственниками зданий и сооружений земельных участков

В статье автор рассматривает возможность приобретения собственниками зданий и сооружений земельных участков, расположенных под ними.

К вопросу о видах разрешенного использования земельного участка

В статье анализируются проблемы применения земельного и градостроительного законодательства в части регулирования отношений, связанных с определением вида разрешенного использования земельного участка.

Проблема отсутствия законодательного закрепления понятия муниципальных нужд в правовом регулировании изъятия земельных участков

В статье рассматривается правовое регулирование изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Раскрываются основы такого отчуждения. Анализируется важность определения государственных и муниципальных нужд при изъятии земельных ...

Правовой режим земельных участков под объектами незавершенного строительства

В статье рассматриваются существующие проблемы предоставления земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства. Внимание уделено анализу норм, ограничивающих заключение нового договора аренды земельных участков, на кото...

Проблемы реализации принципа единства судьбы земельных участков и находящихся на нем объектов

В статье рассматривается вопрос практической реализации принципа «единой судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости». Актуальность исследования данной темы сохраняется и обусловлена тем, что указанный принцип лежит в основ...

Некоторые аспекты предоставления в собственность земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий

В статье автор анализирует изменения законодательства, касающиеся возможности предоставления в собственность земельных участков особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов.

Защита гражданско-правовых отношений в сфере недвижимости

В статье рассматривается актуальность проблемы защиты гражданско-правовых отношений в сфере недвижимости, предусмотренные законом основные формы защиты права собственности, включая самозащиту.

Учет статуса объекта культурного наследия при эксплуатации недвижимости

В статье автор дает определение понятию объекта культурного наследия, выявляет отличительные признаки объектов, которым присваивается данный статус и перечисляет особенности, связанные с влиянием данного статуса на эксплуатацию недвижимости.

Совершенствование процедуры передачи объектов незавершенного строительства из одной формы собственности в другую

В данной статье описывается проблема взаимодействия государственных и муниципальных органов управления, выраженная в невозможности передачи федерального имущества — объектов незавершенного строительства, в собственность муниципального образования. Пр...

Похожие статьи

Дифференциация и место недвижимости в системе объектов гражданского оборота на современном этапе

Настоящая статья посвящена определению места недвижимого имущества в системе объектов гражданского оборота, а также выделению ключевых отличий недвижимого имущества от других объектов гражданских правоотношений.

Возможность приобретения собственниками зданий и сооружений земельных участков

В статье автор рассматривает возможность приобретения собственниками зданий и сооружений земельных участков, расположенных под ними.

К вопросу о видах разрешенного использования земельного участка

В статье анализируются проблемы применения земельного и градостроительного законодательства в части регулирования отношений, связанных с определением вида разрешенного использования земельного участка.

Проблема отсутствия законодательного закрепления понятия муниципальных нужд в правовом регулировании изъятия земельных участков

В статье рассматривается правовое регулирование изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Раскрываются основы такого отчуждения. Анализируется важность определения государственных и муниципальных нужд при изъятии земельных ...

Правовой режим земельных участков под объектами незавершенного строительства

В статье рассматриваются существующие проблемы предоставления земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства. Внимание уделено анализу норм, ограничивающих заключение нового договора аренды земельных участков, на кото...

Проблемы реализации принципа единства судьбы земельных участков и находящихся на нем объектов

В статье рассматривается вопрос практической реализации принципа «единой судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости». Актуальность исследования данной темы сохраняется и обусловлена тем, что указанный принцип лежит в основ...

Некоторые аспекты предоставления в собственность земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий

В статье автор анализирует изменения законодательства, касающиеся возможности предоставления в собственность земельных участков особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов.

Защита гражданско-правовых отношений в сфере недвижимости

В статье рассматривается актуальность проблемы защиты гражданско-правовых отношений в сфере недвижимости, предусмотренные законом основные формы защиты права собственности, включая самозащиту.

Учет статуса объекта культурного наследия при эксплуатации недвижимости

В статье автор дает определение понятию объекта культурного наследия, выявляет отличительные признаки объектов, которым присваивается данный статус и перечисляет особенности, связанные с влиянием данного статуса на эксплуатацию недвижимости.

Совершенствование процедуры передачи объектов незавершенного строительства из одной формы собственности в другую

В данной статье описывается проблема взаимодействия государственных и муниципальных органов управления, выраженная в невозможности передачи федерального имущества — объектов незавершенного строительства, в собственность муниципального образования. Пр...

Задать вопрос