В статье автор исследует проблему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной, а также частной собственности, особенности и их правовое регулирование.
Ключевые слова : нестационарный торговый объект, проблема размещения
Проблема размещения нестационарных торговых объектов представляет собой актуальную многоаспектную проблему, требующую особого внимания и учета различных факторов при разработке стратегий управления городской средой. Например, важно учитывать потребности местных жителей в доступе к товарам и услугам, обеспечение безопасности и удобства передвижения по территории, поиска баланса интересов бизнеса и местного сообщества, а также сохранение эстетического вида окружающей среды.
Понятие нестационарных торговых объектов (НТО) содержится в федеральном законе от 28.12.2009 N 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под которыми понимается временное сооружение или временную конструкцию, которые не связанны прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также передвижное сооружение. Примерами таких объектов могут являться киоски, ларьки, трейлеры, палатки, фуд-траки, кофейни в фургоне и прочее. Они имеют свою роль в городской инфраструктуре, обеспечивая жителей необходимыми товарами и услугами.
Главным критерием, отграничивающим стационарный торговый объект (СТО) от НТО, является прочная связь объекта с землей. СТО всегда имеет фундамент и его нельзя перенести на новое место без значительного ущерба, у объекта НТО такой связи нет, его можно переставить, перенести на другое место.
СТО строят на основании положений градостроительного и с учетом требований земельного кодексов. Для НТО таких требований практически нет. После строительства СТО собственник ставит его на кадастровый учет в Росреестре. НТО в свою очередь не нужно ставить на кадастровый учет и регистрировать, а документом, подтверждающим принадлежность собственнику, может быть договор.
Следует отметить, что неправильное размещение таких объектов как НТО может привести к различным проблемам, включая нарушение общественного порядка, ухудшение визуального облика территории, а также к конфликтам между жителями и владельцами данных торговых объектов.
Основными факторами, влияющими на проблему размещения нестационарных торговых объектов, являются социально-экономические аспекты, градостроительные нормы, экологические требования и культурные особенности городской среды.
Решение данной проблемы видится в использовании различных подходов, скажем разработку законодательных норм, использование административных мер контроля, общественной инициативы по регулированию размещения торговых объектов, а также выстраивание сотрудничества между городскими властями, предпринимателями и общественными организациями.
В России проблема размещения нестационарных торговых объектов регулируется законодательством на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Так, в соответствии с Законом Оренбургской области от 26 октября 2022 г. № 518/210-VII-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области» перераспределены полномочия в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области на срок с 01.01.2023 до 01.01.2028.
К полномочиям органов государственной власти Оренбургской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области в области регулирования торговой деятельности:
1) разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, внесение в нее изменений;
2) опубликование утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимых в нее изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области для опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области.
Уполномоченным органом и учреждением на осуществление вышеуказанных полномочий являются Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области и государственное казенное учреждение «Центр размещения рекламы и НТО».
Для НТО, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения таких объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. В Оренбургской области действует постановление администрации города Оренбурга от 6 октября 2016 года N 3060-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург»».
По-иному решается вопрос с НТО, расположенных на земельном участке относящимся к территории МКД. Полного запрета на размещение торговых объектов на придомовой территории МКД у органов местного самоуправления нет. Данный вывод содержится в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5.12.2019 года № 3274-О и 3273-О, а любой иной запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания.
Следует также отметить, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.04.2021 № 14-П признал пункт 2 статьи 209 ГК РФ, часть 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзац двадцать второй части 1 статьи 2, пункт 25 части 1 статьи 16 и пункт 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что при установлении органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа таких положений, которые касаются размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома:
не должна полностью исключаться возможность для собственников образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ;
допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством РФ, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями;
могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования;
не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конституционный суд обязывает органы местного самоуправления муниципальных образований, установивших в правилах благоустройства территории муниципального образование такое правовое регулирование, которое полностью исключает размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, привести это правовое регулирование в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в Постановлении.
Такое решение видится правильным, так как такой участок не находится в государственной или муниципальной собственности, и, следовательно, не подлежит включению в схему размещения нестационарных торговых объектов. Земельный участок, расположенный на придомовой территории МКД находится на праве общей долевой собственности у собственников помещений в таком доме. Собственники на общем собрании принимают решение для предоставления участка третьим лицам (к примеру, в аренду) в том числе для размещения объектов НТО. Данное право основано на положениях ст. 209 ГК РФ и ч. 4 ст. 36 ЖК РФ.
В свете устойчивого развития городов и повышения качества жизни жителей необходимо стремиться к нахождению компромиссов между коммерческими интересами и общественным благосостоянием. Это может включать разработку планов зонирования для торговых объектов, проведение общественных консультаций и диалога с участием всех заинтересованных сторон, а также создание программ поддержки для размещения торговых предприятий в специально выделенных зонах.
Основные подходы к решению этой проблемы включают:
Законодательные нормы и правила размещения: в разных регионах могут действовать различные законы и нормативные акты, устанавливающие правила размещения нестационарных торговых объектов. Они могут определять зоны разрешенного и запрещенного размещения, требования к безопасности и эстетике торговых объектов и прочее.
Меры контроля и надзора: Различные ведомственные комитеты проводят проверки на соответствие требованиям законодательства. В случае незаконного размещения (к примеру, размещенные вне или с нарушением схемы размещения) такие объекты подлежат демонтажу. Так порядок демонтажа НТО на территории муниципального образования «город Оренбург» регулируется Решением Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 г. N 490 «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург».
Общественное участие и диалог: Важным элементом решения проблемы является вовлечение общественности в процесс принятия решений. Общественные слушания, консультации и диалог между городскими властями, предпринимателями и жителями позволяют учитывать разнообразные интересы и потребности.
Это лишь некоторые из подходов к решению проблемы размещения нестационарных торговых объектов. В каждом конкретном случае применяются различные комбинации мер, зависящие от конкретных условий и потребностей города или региона.
В заключение, проблема размещения нестационарных торговых объектов требует комплексного подхода и согласованных действий всех заинтересованных сторон. Только через совместные усилия можно достичь оптимального баланса между потребностями бизнеса, интересами жителей и требованиями городской инфраструктуры.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. от 01.10.2023).
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
- Постановление Конституционного суда РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П // КонсультантПлюс: справочно-правовая система;
- Закон Оренбургской области от 26 октября 2022 года N 518/210-VII-ОЗ // Электронные системы «Кодекс»: [электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/406269698?ysclid=lt009qx68t63036790 (дата обращения: 24.02.2024);
- Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3274-О // КонсультантПлюс: справочно-правовая система;
- Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3273-О // КонсультантПлюс: справочно-правовая система