В статье рассматриваются основы обеспечения законности при раскрытии и расследовании преступлений. Автор приводит основные признаки принципа законности, а также рассматривает судебный контроль как эффективный механизм в обеспечении законности при раскрытии и расследовании преступлений, защиты прав и свобод граждан, историю его развития и основное направление совершенствования.
Ключевые слова: права, законность, расследование, контроль, судебный следователь.
В процессе расследования преступлений органам следствия необходимо получить информацию, которая должна быть тщательно проверена. Только проверенные и достоверные факты, доказывающие, например, причастность лица к совершению преступления, могут служить основой в установлении истины. Действия органов следствия по раскрытию и расследованию преступлений должны быть законны и ни в коем случае, нарушать права граждан. В случае нарушения установленного порядка сбора доказательств, их фиксации, а также действия, нарушающие права граждан, может привести к нулевому результату всю работу, проводимую следствием с целью раскрыть преступление. Поэтому каждое действие либо решение должно основываться на норме закона, должен соблюдаться порядок по проведению каких-либо следственных действий и их фиксации.
Определяя законность как правовую категорию, следует выделить основные её признаки:
– законность является принципом деятельности всех субъектов, вовлечённых в правовую деятельность;
– главная её сущность состоит в строгом и неуклонном применении, исполнении и соблюдении норм права всеми субъектами права;
– воспитательной и принудительной силой государства и только в рамках компетенции должно обеспечиваться точное, строгое и неуклонное осуществление только легитимных норм права, как с точки зрения формы, так и с точки зрения содержания;
– целью законности является охрана законных прав граждан, укрепление общественного и государственного строя.
Законность как принцип деятельности субъектов, вовлеченных в правовую деятельность, в том числе и по раскрытию и расследованию преступлений, выражается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении легитимных норм права в целях реализации своих прав и выполнения обязанностей, возложенных на них законом.
Для практического обеспечения законности наиболее приемлемым является понимание последней как строгого и неуклонного соблюдения, исполнения и использования соответствующих законодательных актов лицами, вовлеченными в конкретную жизненную ситуацию, в определенные правовые отношения; то есть законность выражает требование соблюдать масштаб свободы поведения, официально установленный правом.
Основным направлением современного развития России как правового государства является переход России к такой модели общества, которая базируется на принципе приоритета прав и свобод человека. В отношении к личности, к правам и свободам человека и гражданина коренной поворот не может произойти в короткий период, но важно, что Конституция РФ провозгласила и гарантирует его как основной путь развития современной России.
В законодательстве Российской Федерации принцип законности как общеправовой принцип закреплен во многих статьях (4, 15, 19, 45, 52 и др.). Так, в ст. 15 Конституции РФ принцип законности нашел отражение об обязательности соблюдения Конституции РФ всеми лицами (ч. 2) и т. д. Охранительные, как и другие правовые нормы издаются для того, чтобы регулировать поведение людей. Они могут выполнять эту функцию при условии точного указания, какие конкретные действия ими запрещены. Для того, чтобы человек мог воздержаться от совершения тех или иных действий, он должен иметь о них достаточно полное представление и поступать соответствующим образом, не нарушая ничью права. Имея цель — раскрыть преступление, следственным органам необходимо руководствоваться законодательно установленным порядком при задержании лица, при проведении обыска либо осмотра и т. д. В случае необходимости применения к подозреваемому (обвиняемому) мер пресечения, таких как, например, заключение под стражу, домашний арест и т. д., органы следствия, соблюдая определенный порядок, должны обратиться в суд за соответствующим решением. При этом органы следствия должны соблюдать сроки расследования при применении конкретной меры пресечения.
В обеспечении законности при раскрытии и расследовании преступлений, а также защиты прав и свобод граждан, эффективным механизмом выступает судебный контроль. Как верно замечает В. Н. Алаева, «судебный контроль предназначен для защиты личных интересов на досудебной стадии, что означает, что законные интересы лиц, участвующих в производстве, защищены от нарушений со стороны следственных органов и прокуратуры в целях устранения установленных в следственной практике нарушений закона, что отвечает общественным интересам» [3, с. 207].
Если обратиться к истории, то возникновение контроля за следствием со стороны суда произошло при Екатерине II в 1775 году и связано с изданием «Учреждения для управления губерний» [5, с. 277]. Ст. 401 суду было предоставлялось право контролировать законность содержания под стражей.
С 1860 г., и институт следователей перешел в ведение судебного ведомства. Особое значение этого периода заключается в том, что появились судебные следователи, которые имели возможность наряду с судьями, контролировать законность действий полицейского уголовного сыска и дознания.
Как замечают В. В. Фирсов, Д. В. Соболев, Н. А. Кожура, «становление института российского судебного контроля напрямую связано с проведением судебной реформы 1864 года. При этом, анализ законодательной базы того периода позволяет сделать вывод о том, что именно данные нормативные положения стали прообразом современной системы судебного контроля в Российской Федерации» [6, 148]. В УУС 1864 года содержится целый комплекс норм, которые гарантировали судебную защиту основных прав и свобод участникам уголовного судопроизводства от произвола со стороны органов, ведущих расследование. В ст. 901 УУС 1864 года устанавливались пределы рассмотрения судом жалоб, то есть суд рассматривал только вопросы, непосредственно касающимися жалобы, но не затрагивал существа дела. Некоторые исследователи (О. А. Андреева, М. Ю. Фисаков), отмечают положительные моменты создания института судебных следователей для второй половине XIX века [4, с. 29].
На процесс реформирования института судебного контроля в 1917 году повлияла Октябрьская революция, 24 ноября 1917 г. упразднились общие судебные установления и институт судебных следователей, и только в УПК РСФСР от 25 мая 1922 г. [2] институт следователей был воссоздан. В 1928 году следственный комитет из органов суда был передан в органы прокуратуры.
После принятии Конституции РФ 1993 года, где был закреплен принцип разделения властей, и судебная власть стала самостоятельной, функции судебной власти расширились. Со временем была расширена сфера деятельности суда в таких направлениях, как рассмотрение жалоб на действия должностных лиц, проверка законности и обоснованности производства следственных действий, ограничивающих право на различные права и свободы граждан. Понятие судебного контроля на конституционном уровне не закреплено, хотя часто употребляется общий термин — «контроль». Судебный контроль следует рассматривать как функцию суда.
С принятием Уголовно-процессуального кодекса РФ [1] в 2001 году были определены основы института судебного контроля, то есть этот период — становление нового уголовно-процессуального законодательства, характеризующийся возвратом к идее судебного контроля и его нормативно-правовое закрепление как конституционной гарантии прав, свобод. Развитие судебного контроля возможно путем введения института следственных судей.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 24.12.2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
- Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об уголовно-процессуальном кодексе (вместе с Уголовно-Процессуальным Кодексом Р. С. Ф. С. Р.)» (утратил силу): // Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 20–21. — Ст. 230.
- Алаева В. Н. Судебный контроль, прокурорский надзор и процессуальный контроль на предварительном следствии: ликвидировать либо усилить? // Создание и развитие модели органов предварительного расследования в Российской империи: матер. научн.-практ. конф. (Москва, 24 сентября 2020 года) / Под общ. ред. Д. Н. Кожухарика. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2020. — С. 207–210.
- Андреева О. А. Реформирование деятельности российских следственных органов во второй половине XIX века / О. А. Андреева, М. Ю. Фисаков // Создание и развитие модели органов предварительного расследования в Российской империи: матер. научн.-практ. конф. (Москва, 24 сентября 2020 года) / Под общ. ред. Д. Н. Кожухарика. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2020. — С. 26–30.
- Учреждения для управления губерний от 07.11.1775 г. // Российское законодательство X-XX веков: тексты и комментарии: в 9 т. Т. 5. М.: Юридическая литература, 1987. — С. 276–277.
- Фирсов В. В. Становление и развитие института судебного контроля в дореволюционный период / В. В. Фирсов, Д. В. Соболев, Н. А. Кожура // Научно-практические исследования. — 2020. — № 1–2(24). — С. 146–148.