Формы организации познавательно-исследовательской деятельности, направленные на формирование субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванцова, Г. А. Формы организации познавательно-исследовательской деятельности, направленные на формирование субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья / Г. А. Иванцова, А. Н. Буравлева, Е. Е. Ляпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111277/ (дата обращения: 16.12.2024).



Модернизация дошкольного образования ставит перед педагогами задачу: развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В задачи дошкольного образования входит целенаправленное формирование познавательно-активной личности, обладающей исследовательскими умениями, так как это является необходимым условием полноценного развития ребенка, успешности его адаптации к школе и успешной социализации в обществе. Акцент делается на развитие личности ребенка, в том числе с ОВЗ, во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, креативности, самостоятельности.

В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к образованию детей, которые могли бы не только расширять знания об окружающем мире дошкольников, но и одновременно развивать их познавательные способности.

Наш практический опыт показал, что наиболее эффективными из таких подходов является использование познавательно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками. Она дает возможность ребенку экспериментировать, анализировать полученные знания, развивает активность и творческие способности.

Новизной нашей работы является внедрение форм организации познавательно-исследовательской деятельности с целью формирования субъектной позиции детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, на основе современных образовательных технологий.

Овладение ключевыми компетенциями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимание того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон. У детей развиваются такие важные навыки, как умение говорить, внимательно слушать, стремиться, чтобы слушали тебя, проявлять активность рассуждать, учиться соблюдать правила, наблюдать, что способствует в дальнейшем, успешному обучению в школе.

В период старшего дошкольного возраста у детей формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю это так, а не иначе?», «Зачем я это делаю?», «Что хочу узнать, что получить в результате?», «Как поступить правильно в той или иной жизненной ситуации?». Формирование навыков осознанной познавательно-исследовательской деятельности позволяет стать ребенку субъектом деятельности.

Основная особенность детской познавательно-исследовательской деятельности такова, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют условия, в которых раскрывается содержание данного объекта, формируется личностное отношение ребёнка к объекту познания, раскрывается его активная самостоятельная позиция.

Вот почему педагогу очень важно создать условия, в которых ребенок, проявляя и реализуя свою «детскую любознательность» и желание узнавать новое, открывает для себя отдельные представления об окружающей действительности и упорядочивает «добытые знания» в общую картину мира.

Мы разработали и внедрили формы организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках лаборатории «Любознайка»: клуб «Эколог#иЯ» и Мастерская «Игры #иЯ». Разработанные нами формы позволили вычленить познавательно-исследовательскую деятельность в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, позволяет активизировать процесс познания, придавая исследовательский, творческий характер, передавая ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Клуб «Эколог#Я» включил в себя специально организованные игры-занятия по детскому экспериментированию. В нем наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.

Организация и проведение совместной познавательно-исследовательской деятельности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка строилась нами, исходя из определения разновидностей познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ: исследование и эксперимент.

Детям была предложена ситуация: «Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?» Ребята проявили активность, глубокий познавательный интерес и инициативность к выполнению задания. Высоко проявился творческий потенциал некоторых воспитанников. Варианты ответов:

— попросить соседей приходить поливать;

— поставить горшки в таз с водой;

— отдать бабушке;

— закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой;

— накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешкам;

А затем, в познавательно-исследовательской деятельности, ребята проверяли правильность своих суждений.

Полный охват ребят позволил каждому ребенку быть активным участником.

Форма работы — мастерская «Игры #иЯ» включает в себя развивающие игры, действия и рассуждения. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения, умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. А использование инновационных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников в процессе игр: (друдлы, скампер, синектика, гирлянда ассоциаций и др.)

Смысл друдлов — придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить массу информации, чтобы соотнести образ с изображением на картинке, способствуют развитию у детей креативного мышления, развивают связную речь. Самое главное в этой игре — правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.

В процессе игры осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка: снятие психоэмоционального напряжения, развития ощущения собственной значимости, формирование позитивного мышления и уверенности в себе.

Гирлянда ассоциаций — это хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение. Играть могут дети разных возрастных групп, в зависимости от этого задание можно усложнять и облегчать. Развитие ассоциативного мышления крайне важно для дошкольника, ведь оно влияет на общие интеллектуальные способности.

Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду.

Котенок-белый-снег-холодный-лед-скользкий-дорога-длинная-сказка-Колобок

Синектика

Это так называемый метод аналогий.

В своей работе мы используем:

— личностную аналогию. Предлагаем ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: представь, что ты старинная монета. Расскажи свою историю.

— фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке. Например: нарисуй свою радость (дети рисовали радость в виде радуги, поляны с цветами, денежного дождя

Одно из главных преимуществ данных технологий — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

В рамках данных форм мы разработали визуальные карты с инфографикой, схемами и алгоритмами — на одной стороне и с описанием на другой.

Таким образом, в процессе познавательно-исследовательской деятельности развивалась коммуникативность и рефлексивность, проявлялась самостоятельность детей, ответственное отношение к совместной деятельности, а главное — формировалась субъектная позиции детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.

Литература:

  1. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2010.64 с.
  2. Ступина Е. А. Интерактивные дидактические игры как средство повышения познавательной активности дошкольников / Е. А. Ступина // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV международной конференции. — 2018. — С. 142–145.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, дошкольный возраст, гирлянда ассоциаций, дошкольное образование, мастерская Игра, окружающая действительность, правильный ответ, творческий потенциал, том.


Похожие статьи

Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос